ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.08.2019
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
В
русском очерке середины - второй половины
19 века отразилась общая тенденция
русской литературы - стремление изобразить
«судьбу
человеческую»
и «судьбу
народную»
в их единстве и исторической
взаимосвязанности (159, 609). В очерковой
литературе тенденция к эпическому изображению
народной жизни, к полному охвату всех
ее сторон воплотилась в создании
оригинального жанра - очеркового цикла.
Практически все писатели второй
половины века обращались к очерковому циклу.
В очерковых циклах И. Левитова,
Г.Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.
С. Тургенева и
других писателей создавался целостный
образ русской народной жизни. Очерковые
циклы позволяли воссоздать многообразие
народных типов, народные идеалы, движение
народной жизни, сохраняя контуры единой
художественной концепции.
Проблемный очерк как самый надежный
проводник прогрессивной
общественно-политической мысли в русской
литературе. Г. Успенский “Живые цифры”.
Социально-тематическое деление очерков: деревенский, городской (“производственный”), военный, этнографический, исторический и др.
Революционно-демократическое
движение второй половины XIX века и
дальнейшее развитие жанра очерка: В.
Слепцов “Письма об Осташкове”, Н.
Помяловский “Очерки бурсы”.
Проблемные очерки Г. И. Успенского “Из деревенского дневника”. Соединение в них элементов рассказа и научного социального исследования. Страстная публицистичность и стремление очеркиста добиться решения поднятых им общественных проблем.
История
развития русского очерка конца XIX и
начала XX века. Вклад в развитие жанра
В. Г. Короленко. А. М. Горький – ревностный
пропагандист и теоретик жанра очерка.
Очерк-памфлет (“По Америке”) и очерковая
новелла (цикл “По Руси”).
рассвет
этого жанра, становится популярнее, чем
путевой) пишут о крестьянском вопросе,
как Успенский.
о полицейских
бесчинствах, в принципе, тоже... о войнах
империи с внешним миром
Рассказы
и очерки Успенского первой половины
60-х годов многочисленны и разнообразны
по содержанию. Основной круг его тем —
жизнь и быт чиновничества («Гость»,
«Эскизы чиновничьего быта», «Зимний
вечер» и др.), мелкого трудового и
мещанского люда городской провинции и
обеих столиц («Народное гулянье во
Всесвятской», «Старьевщик», «Бесприютные»,
«Дворник» и др.), тогда же появляются
первые произведения на деревенские
темы («В деревне», «Побирушки», «Сельские
сцены» и др.).
Первым крупным
произведением Успенского, обобщившим
ранний опыт писателя и явившимся важным
этапом в его творческом развитии, были
очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866),
начало которых появилось в «Современнике»
незадолго до закрытия журнала. Они
написаны на материале наблюдений за
жизнью Тулы. Писатель с глубоким
сочувствием рассказал о жизни городской
бедноты — ремесленников, рабочих; вместе
с тем писатель продолжил зарисовку
убогой жизни чиновников (семья
Претерпеевых, образ Толоконникова и
др.), мещан (очерки «Мещанин Дрыкин»,
«Балканиха», «Медик Хрипушин» и др.).
Большим достижением художника явились
образы мелких буржуазных хищников,
дельцов, кабатчиков, наживавшихся на
народной нужде, невежестве, пьянстве;
особенно ярко очерчен образ Прохора
Порфирыча, являющегося сюжетным центром
произведения. В «Нравах...» сказались
существеннейшие черты дарования
Успенского как самобытного художника-реалиста
— его острая наблюдательность, искусство
диалога, рассказчика, сочный юмор, умение
создавать обобщающие картины и
образы.
Главнейшие очерки и рассказы
70-х годов Успенский объединил впоследствии
в цикл «Новые времена, новые заботы».
Под «новыми временами» писатель понимает
пореформенную эпоху в России, новые
явления в жизни различных слоев русского
общества, разорение деревни, все более
широкое развитие капитализма. Картины
крестьянской жизни, проникновение в
деревенскую глушь буржуазного
предпринимательства рисуются в рассказе
«Книжка чеков», открывающим цикл. Сложные
вопросы народной жизни затрагиваются
во всех произведениях цикла. В произведениях
Успенского 70-х годов полностью определилась
новая творческая манера писателя,
характерная и для всего последующего
творчества: сочетание художественного,
образного показа действительности с
публицистическими рассуждениями,
доказательствами, комментариями.
Успенский считает для себя стеснительными
рамки традиционного романа, повести,
рассказа. Излюбленным жанром писателя
становится очерк, многоплановые циклы
очерков и рассказов.
Последующими
главными циклами крестьянских очерков
Успенского явились «Крестьянин и
крестьянский труд» (1880) и «Власть земли»
(1882); к ним тесно примыкает ряд отдельных
очерков и рассказов: «Непорванные
связи», «Равнение “под окно”», «Малые
ребята», цикл «Без определенных занятий»
и др. В этих произведениях писатель все
глубже и разностороннее рисует современную
деревню, расслоение крестьянства, дает
меткие характеристики не только
хищничеству кулаков, но и собственническим
устремлениям, индивидуализму
крестьянина-труженика. В произведениях
этой поры и особенно во «Власти земли»
Успенский стремится определить основные
закономерности крестьянской жизни,
быта, крестьянского миросозерцания. В
результате писатель приходит к выводу,
что определяющим здесь являются условия
земледельческого труда, связь с землей
— «власть земли» в широком смысле слова.
Реалистическое мастерство Успенского
в очерках о деревне, о русской пореформенной
действительности поставило его в один
ряд с выдающимися русскими писателями.
Об очерках «Крестьянин и крестьянский
труд» Тургенев писал, что у Успенского
не одно знание деревенского быта... но
проникновение в самую его глубь,
художественное схватывание черт и
типов.
Важным произведением периода 1880-х годов явились очерки «Живые цифры» (1888), в которых ярко запечатлены образы тружеников деревни, продолжающих или цепляться за свой нищенский надел земли, или вынужденных уходить из деревни на заработки в город, на фабрики и заводы, на железные дороги. Очерки явились выдающимся достижением художественного метода Успенского — сочетания кропотливого исследования, страстной публицистики с яркой образностью, с богатством речевых характеристик, тонким юмором.