ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.). В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Чернышевский, исповедовавший антропологический материализм, считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. Важнейшие элементы его философского мировоззрения - борьба против идеализма, за признание материальности мира, первичность природы и признание человеческого мышления отражением объективной, реальной действительности, “антропологический принцип в философии”, борьба против агностицизма, за признание познаваемости предметов и явлений.
С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьянской революции видел панацею от всех социальных бед.
В
своих статьях “Критический взгляд на
современное эстетическое понятие”,
“Комическое и трагическое” и других
Чернышевский, высмеивал идеалистические
философские системы за их пустоту и
никчемность, за их оторванность от жизни
народа, от потребностей общественного
развития, показывал, что эти системы не
выдержали натиска материалистических
воззрений, победоносно утверждающихся
в философии, в науке.
Герцен. Основоположник народничества. По мнению Герцена, философия и естествознание изучают одно и то же – окружающий нас «фактический мир» и не могут развиваться без опоры друг на друга. Естествознание без овладения философской диалектикой не сможет создать истинную картину мира, и философия без опоры на естествознание не сможет развиваться. Один из принципов: единство бытия и мышления, природа сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Старался найти метод познания, являющийся единством опыта и умозрения. В философской истории - проблема общественного закона, который есть сочетание стихийного хода истории (бессознательная жизнь народа) и сознательная деятельность индивидов. человек есть венец творения, сознание человека не вне природы, а разумение о себе. Ценность личности в разумном и нравственном деянии. личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.
Он
утверждал, что метод «не есть дело
личного вкуса или какого-нибудь внешнего
удобства»,…что он «есть самое развитие
содержания, — эмбриология истины, если
хотите». Подлинно научный метод, по его
мнению, включает в себя три момента:
1)
изучение явлений во всех изменениях
при всевозможных условиях;
2) вывод
образа или формы действия их (закона),
связи с другими явлениями и зависимости
от явлений более общих (причины);
3)
нисхождение от общего начала к явлениям,
служащее проверкой и показывающее
необходимость такого существования
явлений.
Разочарован в западном социальном перевороте, идея русского крестьянского социализма. Сельская община есть зачаток социализма, а русский вопрос заключается в вопросе о крепостном праве. природа и челов. история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы двух противопол. тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.