Файл: материалы для дополнительной подготовки студентов к тестированию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 783

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33


Материалы

для дополнительной подготовки студентов к тестированию


ДЕ 1: Что есть философия?

Мировоззрение – система общих представлений о мире, месте человека в мире и его отношении к миру. М. может быть научным и ненаучным, например религиозным. Научное мировоззрение вырабатывается как философией, так и конкретными науками. Философское М. отличается предельной обобщенностью, всесторонностью, целостностью, обращенностью к человеку.

Натурфилософия – особый подход к истолкованию природы, основывающийся главным образом на методе философского умозрения. Для натурфилософских концепций характерно стремление к созданию всеобъемлющих картин мироздания, рассмотрение философии как «царицы наук», играющей главную роль в развитии теоретического знания, и уже упомянутая опора главным образом на умозрение в построении картины реальности. Натурфилософский характер присущ учениям Дж. Бруно, Парацельса, Шеллинга, Гегеля и др.

Вульгарный материализм – философское течение, сводящее духовные явления, мышление, сознание к чисто материальным, физиологическим, физическим и химическим процессам. Характерным для В.м. является тезис представителей этого течения второй половины XIX века Л. Бюхнера и Я. Молешотта о том, что «мозг выделяет сознание так же, как печень выделяет желчь». Тем самым В.м. отрицал специфику сознания и сводил его к материи. Разновидностью В.м. является вульгарный экономизм, согласно которому материальные, экономические отношения общества якобы непосредственно определяют его духовную жизнь, культуру, общественное сознание. В.э. искажал позицию классиков марксизма, в учении которых идеи определяющей роли материально-экономических отношений в обществе сочетались с признанием качественной специфики духовных явлений, их относительной автономности, самостоятельности.

Онтология – философское учение о бытии. О. изучает природу бытия, происхождение и сущность его основных сфер: природы, общества «второй природы», человека.

Гносеология (теория познания) – раздел философии, изучающий природу и закономерности научного познания, его формы и методы, критерии истины и т.п.

Праксиология – философское учение о человеческой деятельности, труде, практике, источниках и факторах их эффективности.

Аксиология – философское учение о ценностях человека и общества.

Антропология философская – философское учение о природе человека. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о человеке, его происхождении и развитии, человеческих качествах, познавательных, коммуникативных, деятельностных возможностях, особенностях человеческого образа жизни, места и роли человека в мире.

Эстетика – философская дисциплина, изучающая свойства и закономерности художественной деятельности. Упрощенно Э. можно определить как учение о прекрасном.


Этика – философская дисциплина о морали. Э. изучает нормы и правила морали, моральные отношения в обществе, нравственное сознание и нравственные ценности человека.

Логика – наука о формах мысли и их влиянии на процесс рассуждения. Главной задачей Л. является изучение форм мысли, обеспечивающих достижение истины в познании. Л., как наука, состоит из двух частей: общая (формальная) логика и диалектическая логика. Формальная логика изучает условия (требования), обеспечивающие истинность форм построения знания. Диалектическая логика изучает условия, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижения объективной истины.

Научная картина мира – совокупность философско-мировоззренческих представлений о характере и свойствах определенных сфер действительности (неживой природы, живой природы, общества и др.) или мира в целом. Н. к. м. обобщает множество теорий, относящихся к данным сферам, и является опосредствующим звеном между философией и конкретными науками. В ходе развития науки сформировались физическая, химическая, геологическая, биологическая и другие картины мира. Научная картина мира эволюционирует вместе с наукой. Так, например, в развитии физики последовательно сменяли друг друга механическая, электромагнитная и квантово – релятивистская картины мира.


ДЕ 2: История философии

ДЕ 2-а: Современная философия Запада

Позитивизм – философское направление, считающее единственным источником достоверного знания конкретные («позитивные») науки, опирающиеся на опыт, факты, данные эксперимента. С точки зрения П. любое знание, которое не опирается непосредственно на опыт, бессмысленно и подлежит устранению как ненаучное. На этом основании П. объявил «бессмысленными» философские учения Гегеля, Маркса, Фрейда и др. П. возник в 30-х годах XIX века и прошел в своем развитии ряд этапов: «первый позитивизм» (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер), «второй позитивизм» или «эмпириокритицизм» 70-90 г.г. XIX в. (Э. Мах, Р. Авенариус и др.), «третий позитивизм» или «неопозитивизм», возникший в 20-е годы ХХ века (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн и др.) и, наконец, «постпозитивизм» 60-70 г.г. ХХ века. На первых этапах своего развития П., стремившийся очистить научное знание от произвольных, псевдонаучных положений, пользовался значительным авторитетом среди ученых. Однако развитие науки показало, что без воздействия философии, без методологического и мировоззренческого осмысления конкретных проблем невозможно построение глубоких конкретно-научных теорий. Выяснилось, что принятие доктрины позитивизма в качестве руководства к действию способно примитизировать науку, лишить ее теоретических потенций, заблокировать ее развитие, что и вызвало разочарование в П. среди ученых.

Прагматизм – философское направление, рассматривающее познание и социальную действительность с точки зрения условий успешности, полезности, продуктивности человеческой деятельности. П. возник в 70-х годах XIX века в США. Его идейные основы были заложены Ч. Пирсом, У. Джеймсом, Д. Дьюи и др. Согласно П. мерилом истинности является не соответствие знания своему объекту, а выгода, полезность этого знания для субъекта, что вносит в понимание истины значительный субъективизм. Разновидностью П. является утилитаризм, согласно которому главным критерием оценки человеческих поступков является их выгода, польза, успех.


Психоанализ – психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в 90-х годах XIX в. для лечения неврозов и других психических заболеваний. П. базируется на идеях психоаналитической философии З. Фрейда и ряда его последователей: К. Юнга, А. Адлера и др. Главным достижением психоаналитической философии явилось обоснование, развитие и введение в науку представлений о бессознательном начале человеческой психики, а также построение целостной концепции психики, включающей как сознательные, так и бессознательные составляющие.

Экзистенциализм (философия существования) – одно из влиятельных философских направлений ХХ века, в центре которого проблемы человеческого существования. К важнейшим для Э. проблемам относятся проблемы смысла жизни, свободы, ответственности, обретения человеком самого себя, выбора жизненного пути и др. Основные понятия Э. – «экзистенция», « свобода», «пограничная ситуация», «забота», «вина», «страх», «абсурд» и др. Экзистенция – это ядро человеческого «Я», которое наиболее ярко высвечивается в пограничной ситуации – перед лицом смерти, болезни, катастрофы и т.п. Истоки Э. восходят к датскому философу Кьеркегору, а в ХХ веке систематизация идей Э. была осуществлена М. Хайдеггером в работе «Бытие и время» (1927), Ж-П. Сартром в работе «Бытие и ничто» (1943), а также К. Ясперсом и др.

Персонализм – современное философское направление, рассматривающее человеческую личность как высшую ценность культуры, а мир как проявление личностной творческой активности. П. является продолжением гуманистических традиций философии, возникшим в ответ на нарастание репрессивных, тоталитарных тенденций капитализма и социализма. Представителями П. в России были Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский и др.

Герменевтика – философское направление, изучающее способы истолкования и понимания смысла текстов и явлений, принадлежащих другим культурам, с целью проникновения в их «жизненный мир». Г. возникла в ходе осознания трудностей адекватного перевода древних текстов и интерпретации смысла культурных памятников древних цивилизаций. Главная категория Г. – понимание.

Экзегетика – правила и приемы истолкования религиозных текстов (Библии, Корана и др.).

Постмодернизм – новейшее философское течение, возникшее в 60-80-х годах ХХ века на Западе. П. выступает против идей и ценностей, выработанных в эпоху Модерна, т.е. Нового Времени, обвиняя их в интеллектуальной и нравственной несостоятельности. П. подвергает критике духовно-исторические основы европейской культуры, связанные с идеями прогресса, разума, истины, цивилизации, гуманизма, порядка и т.п. Для П. характерен крайний нигилизм и релятивизм, отрицание разумных границ во имя «полной» свободы. Основные категории П. – «случай», «игра», «ирония», «анархия», «неопределенность», «деконструкция» и т.п. Философия П. отражает глубокий духовный кризис общества Запада, процессы его разложения и духовного опустошения. Представителями этого течения являются Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж. Лиотар и др.



ДЕ 3: Диалектика бытия

Бытие – реально существующая действительность. Философский смысл понятия Б. заключается в предельно широком охвате действительности, осмыслении ее разнообразия, первооснов, способов существования.

Свойство – характеристика объекта, проявляющаяся в его отношении к другим объектам.

Атрибут – существенное, необходимое, неотъемлемое свойство объекта. Противоположным А. является понятие акциденции, означающее несущественное, случайное, преходящее свойство объекта.

Взаимодействие – взаимное влияние и воздействие объектов друг на друга.

Биосфера – живая оболочка нашей планеты. Б. включает в себя все живые организмы (в том числе и человека), их сообщества (экосистемы, биоценозы, популяции) и среду обитания.

Витализм – учение о принципиальных отличиях живой природы от неживой. Следует различать материалистический и идеалистический В. Материалистический В. противостоит механицизму и физикализму, пытающимся свести жизненные процессы к законам механики и физики. Он настаивает на целесообразной функциональности, организмичности, «немашиноподобности» живых систем. Идеалистический витализм сводит сущность жизни к наличию в живых системах особых сверхъестественных «жизненных сил»: «жизненного порыва», «энтелехии» и т.п.

Субстанция – первооснова всего существующего, порождающая все многообразие вещей и явлений мира. Такой первоосновой Фалес считал воду, Гераклит – огонь, Пифагор – число, Анаксагор – гомеомерии, Демокрит – атомы, Гегель – абсолютную идею, а современная наука рассматривает в качестве С. всеобщее взаимодействие.

Генезис – понятие, характеризующее происхождение, возникновение и становление объекта. Генетический метод предполагает анализ исходного состояния и становления объекта в качестве основания для выведения из него последующих состояний. Г.м. сложился в науке на рубеже XVIIIXIX в.в.

Гармония – понятие, характеризующее соразмерность, пропорциональность, взаимодополняемость, взаимосодействие частей в целом.

Космология – наука, изучающая законы возникновения и развития Вселенной.

Всеединство – философский принцип, согласно которому гармоничное устройство мира основано на таком соединении его частей, когда их существование в едином целом достигается не за счет ущемления отдельных частей, а напротив – за счет полноты их самореализаций и проявлений. Понятие В. развивалось во многих философских учениях: в неоплатонизме у Плотина, в патристике (учениях христианских мыслителей, «святых отцов» церкви), в концепциях русской философии Вл. Соловьева, С. Булгакова, Л. Карсавина и др. В. Соловьев трактовал В. как единство истины, добра и красоты, как систему цельного знания о мире, достигаемого соединением эмпирического, рационального и мистического знания.


Атомизм – учение, согласно которому элементарной первоосновой всех вещей в мире являются атомы, т.е. мельчайшие неделимые частицы, из которых состоят все предметы. Идея А. и натурфилософские представления о природе атомов были впервые выдвинуты в древнегреческой философии Демокритом и Левкиппом, затем развивались Эпикуром и его школой. Впоследствии концепция А. приобрела естественнонаучное значение в химии, в физике и других науках. В настоящее время А. является одним из фундаментальных принципов естествознания.


ДЕ 3-а: Детерминизм и индетерминизм

Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности, причинности и закономерности явлений действительности. Ядром принципа детерминизма является концепция причинно-следственной связи явлений, согласно которой каждое явление имеет свои причины, по отношению к которым оно выступает как следствие. Причинность носит необходимый характер: при определенных внешних и внутренних условиях причина с необходимостью порождает следствие. Исследование причинно-следственных связей между явлениями составляет основу научного познания и является отличительной особенностью научного мышления. Различие концепций Д., возникавших в истории философии, связано, прежде всего, с различными трактовками связи понятия причины с понятиями «необходимость» и «случайность». Д. фаталистического толка абсолютизирует необходимость, не оставляя в мире места для случайности (Б. Спиноза, П. Гольбах, П. Лаплас и др.). Абсолютизация случайностей и отрицание необходимости, закономерности означает фактически индетерминизм, т.е. отрицание детерминизма. Представление индетерминистов о том, что бытие – это хаотический поток случайностей, лишенный закономерности, не соответствует действительности и лишает смысла науку. Диалектическая концепция Д. преодолевает крайности фатализма и индетерминизма, выявляя в реальности как необходимость, так и случайность и устанавливая диалектическую взаимосвязь этих моментов бытия.

Индетерминизм – философское учение, отрицающее причинную обусловленность и закономерность явлений действительности. И. противостоит детерминизму, как учению о всеобщей обусловленности, причинности и закономерности явлений бытия.

Динамические и статистические законы. Под динамическими законами понимаются такие, которые характеризуют однозначную связь состояний в движении исследуемого объекта (примером могут быть законы классической механики). Статистические законы характеризуют тенденции, присущие большим совокупностям случайных объектов (событий). Поэтому С.з. присущ вероятностный характер. С.з. имеют место в демографии, генетике, экономике, квантовой механике и т.п.

Вероятность – это мера возможности какого-либо явления или события. В. события характеризует степень осуществимости данного события в действительности. С другой стороны, В. это степень необходимого в возможном (например, вероятность выживания млекопитающих в дикой природе составляет примерно 33%).