Файл: Особенности программирования Первого канала.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.09.2019

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности программирования «Первого канала»

Posted October 2nd, 2008 by Editor

 

The Specifics of the 1st Channel’s Programming

Толоконникова Анна Владимировна 
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, a.tolokonnikova@mail.ru

Tolokonnikova Anna V.
Doctoral Student, chair of media theory and economics, Faculty of Journalism Moscow State University, E-mail: a.tolokonnikova@mail.ru

Аннотация
В статье проанализированы основные принципы программирования отечественных телеканалов и, прежде всего, «Первого канала» – крупнейшего вещателя России по охвату населения, лидера рейтинговых показателей. Автор затрагивает как теоретические аспекты этого вопроса, так и чисто практические, на конкретных примерах изучая особенности составления программной сетки.
Ключевые слова: «Первый канал», программирование, российское телевидение.

Abstracts
The guidelines for domestic TV channels are discussed. The focus is on the 1st channel which tops the outreach and ratings. The theoretic and practical aspects of programming are considered basing on specific examples.
Key words: the 1st channel, programming, Russian television.


Под термином «программирование» в России традиционно подразумевается планирование и размещение различных программ в эфирной сетке телеканала. При этом учитывается множество факторов, но на первый план среди них обычно выходят приоритеты, формируемые в соответствии с видом собственности, в которой находится канал-вещатель.

Так, сетка коммерческого канала выстраивается таким образом, чтобы собрать максимальное количество зрителей и увеличить доход от рекламы. Для государственных каналов приоритетным является освещение вопросов государственной жизни. В основном, это сказывается на содержании программ. Общественные же каналы в своей программной политике должны учитывать, прежде всего, принципы общественного блага и пользы.

Первый канал сегодня находится под сильным влиянием государства, однако это не мешает ему одновременно работать по законам коммерческого ТВ. Что же касается определения «общественный», которое присутствовало в названии «Первого канала» до 2002 г. (мы имеем в виду «Общественное российское телевидение» – ОРТ), то, как пишет автор книги «Масс-медиа второй республики» Иван Засурский, «общественный» в данном случае пустое слово, потому что ОРТ не имеет ничего общего с общественно-правовым телевидением в том смысле, в котором воспринимается эта концепция на ее родине, в Европе»1.

Вторым фактором, влияющим на программирование каналов, являются данные о популярности программ. Ориентиром здесь служат многочисленные маркетинговые исследования, а также годами сложившиеся традиции. Чаще всего программная сетка выстраивается исходя из деления суток на несколько временных блоков:

Традиционные временные блоки на ТВ / Структура «телевизионного дня»

Тайм слот

Время

Преобладающий пол аудитории

Преобладающий возраст аудитории

Раннее утро

7:00 – 9:00

женщины + мужчины

8–45

Позднее утро

9:00 – 13:00

женщины

35–45

День

13:00 – 16:00

женщины

45+

Пред прайм-тайм

16:00 – 19:00

женщины

35+

Прайм-тайм

19:00 – 23:00

женщины + мужчины

8+

Пост-прайм

23:00 – 01:00

мужчины

25+

Поздняя ночь

после 01:00

мужчины

25+


Источник: обобщенные данные TNS Gallup Media2

«Телевизионный день» такого типа наиболее характерен для каналов общего интереса, к каковым и относится «Первый». В целом же, понятие прайм-тайм не ограничено конкретным временным отрезком, поскольку, например, для женского канала, целевая аудитория которого женщины в возрасте от 25 до 45 лет, прайм-таймом является не вечернее, а именно дневное время.

Помимо часовых критериев, в программировании учитывается еще и третий фактор – дни недели. Существует 3 вида сетки: для будних дней (с понедельника по четверг, основной акцент – на прайм-тайм), для пятницы (кроме прайм-тайма становятся важны и пред-, и пост-прайм слоты) и для выходных дней (большое внимание уделяют также дневным часам и пред-прайм-тайму).

Только после того, как тематические и временные приоритеты расставлены, начинается непосредственно процесс программирования. Оно, в свою очередь, может строиться по линейному (горизонтальному) и нелинейному (вертикальному) принципу.

Во всем мире, а особенно в США, в прайм-тайм используют метод нелинейного программирования, когда один программный продукт идет только один раз в неделю. У такого подхода есть свое объяснение. Самыми привлекательными для рекламодателей зрителями являются активные люди, которые, как правило, не имеют возможности смотреть телевизор каждый день и отводят под это занятие лишь несколько часов в неделю. Потому у зарубежных вещателей так распространен гибкий формат еженедельных сериалов: он позволяет удержать интерес той аудитории, которая не может ежедневно выделять время для просмотра телевизора. Этот формат требует, чтобы внутри каждой серии был законченный сюжет3.

Для России более характерен метод линейного программирования, при котором один и тот же продукт ставится в эфир каждый день в одно и то же время. Например, ток-шоу «Малахов +» Первый канал показывает ежедневно с понедельника по пятницу в 09:204.

В основном, линейное программирование используется у нас в будние дни, когда выстраивается несколько слотов пред-, пост- и прайм-тайма. При этом то, что один и тот же сериал идет с понедельника по четверг, определяет их специфический формат в России: каждая серия здесь – лишь один из фрагментов общей истории со сквозными героями. Задача таких сериалов – продержать зрителя у экрана каждый будний день, оставив также сюжетный «крючок» на последний эфир недели.

Наконец, нельзя не отметить еще один фактор, который влияет на программирование, - экономия программных ресурсов. Вещатели разумно чередуют успешные передачи с весьма посредственными, то размещая сильную программу между двух слабых, то предваряя ей новый сериал. Такие технологии программирования позволяют телеканалам всего мира, в том числе и «Первому», избежать лишних расходов и в то же время не потерять лицо, сохранив максимально высокие рейтинги.


Сегодня у «Первого» наибольшее по сравнению с другими российскими телеканалами количество зрителей: в 2007 г. его доля составляла 21% (у «России», к примеру, лишь 17%)5. Это во многом сказывается на программной политике, поскольку передачи вещателя такого масштаба не могут носить узкий характер. Программная сетка «Первого канала» составлена так, чтобы охватить максимальное количество зрителей, а новые передачи часто перемещаются в эфире – до тех пор, пока на определенной позиции не найдут свою, разумеется многочисленную, аудиторию.

Основу программной политики «Первого канала» составляют развлекательные проекты, при этом около 40% эфира занимает кинопоказ (к нему относятся игровые и художественные фильмы, телесериалы, документальное и анимационное кино)6. Отметим, что в мировой практике именно кинопоказ считается наиболее популярным и рейтинговым видом вещания.

Несмотря на общую тенденцию российского телерынка к уменьшению объема программ импортного производства, на «Первом» в 2007 г. доля иностранного контента (прежде всего в кинопоказе) была достаточно велика. Это и громкие сериальные проекты (знаменитый «Остаться в живых» (Lost)), и документальные программы Би-Би-Си (ВВС). Увеличение доли документальных фильмов на телевидении – как отечественного, так и зарубежного производства – в целом, является характерной особенностью последних лет: если в 1996 г. на российские документальные фильмы приходилось всего 0,5% эфирного времени, то теперь эта цифра достигла 4% 7.

Перейдем теперь к программам новостного и общественно-политического характера. Поставить их на второе место после развлекательных нам позволили тенденции последних лет. Хотя россияне по-прежнему называют телевидение главным источником информации, специалисты все чаще отмечают, что это, скорее, ответ «по привычке». Исследования социологов свидетельствуют: российская аудитория сегодня политически индифферентна, поэтому основной функцией телевидения является вовсе не предоставление информации, как было во времена СССР, а развлечение публики8.

Это ведет к тому, что рейтинги программ общественного значения неумолимо снижаются. Если после запуска программа «Времена» с Владимиром Познером собирала огромную аудиторию, то затем ее рейтинговые показатели стали весьма посредственны. К примеру, в конце декабря 2007 г. финал фильма «Место встречи изменить нельзя» смотрело более 35% телевизионной аудитории с рейтингом 8%. А как только фильм закончился, к началу программы «Времена» Владимира Познера аудитория с «Первого» снизилась вдвое9.

Эта же тенденция напрямую затронула и программу Светланы Сорокиной «Основной инстинкт», которая так и не смогла найти свою аудиторию. Редким исключением из правила можно было бы считать проект «Судите сами», собирающего множество зрителей, однако, возможно, это было связано исключительно с удачным временем его выхода в эфир – сразу после программы «Время».


В отличие от общественно значимых программ, новостные выпуски и сегодня популярны у российского зрителя. В то же время некоторые каналы, стараясь обойти конкурентов и собрать большую аудиторию, переводят свои информационные выпуски в весьма привлекательный для публики формат – инфотейнмент (новости плюс информация развлекательного характера; кроме того, для таких программ характерна иная, более ненавязчивая, форма подачи материала). Однако позиции «Первого канала» в этом контексте не слишком сильны: проводить эксперименты с новостями на крупнейшем канале страны не представляется возможным. В результате «Первый» пытается внести разнообразие в свои новостные программы за счет того, что ставит более молодых ведущих на выпуски новостей дневного эфира, а также размещает в своей программной сетке продукт нового типа – новости без политики («Другие новости»), включающие много практических советов. Что же касается непосредственно программы «Время», то она сохраняет весьма консервативный характер, и это не мешает ей иметь стабильные рейтинги в течение многих лет (по данным на 28 февраля 2008 г. рейтинг составлял 10.3%, доля аудитории – 23,7%10). Более того, 57% россиян считает именно «Время» наиболее объективной новостной программой, правдиво отражающей события в стране и за рубежом11.

Сильны позиции «Первого канала» в области формата ток-шоу. Доля зрительской аудитории передачи «Малахов +» неоднократно достигала 40%, а ее рейтинги всегда держались на высоком уровне. Неплохие показатели и у шоу «Пусть говорят». Специалисты связывают успех этих двух программ, с тем, что ведущие – Геннадий Малахов и Андрей Малахов, соответственно, – не дистанцируются от зрителя, который в настоящий момент испытывает сильную потребность в лично ориентированных программах. Кстати, именно поэтому в свое время не прижилось на «Первом» ток-шоу «Доктор Курпатов». Его появление в эфире объяснялось желанием руководства канала попробовать нечто принципиально новое: поставить на роль ведущего человека «холодного» и таким образом притянуть к себе новых поклонников. Однако эксперимент не удался – передача оказалась непопулярна.

Зато реалити-шоу практически всегда успешны в нашей стране. Наиболее удачными проектами «Первого канала» в этом жанре можно считать высокобюджетные передачи «Последний герой», «Фабрика звезд», «Звезды на льду» и др. В ряде случае они отличались очень высоким качеством: например, программа «Последний герой-2» (российский вариант «Выживший» (Survivor) производства компании ВИД), значительно превзошла оригинал и другие национальные версии.

Не слишком привлекательным для России в настоящее время является игровой формат: наиболее успешные программы этого жанра начинают моментально «клонировать» продукты других каналов, и рейтинги оригинала быстро падают. Именно такая ситуация произошла с основной игрой «Первого» «Кто хочет стать миллионером?», которая поначалу шла у зрителя «на ура», а затем популярность сохраняли лишь те выпуски, где участвовали знаменитости. Высокие рейтинги, правда, продолжают показывать старые отечественные программы – «Что? Где? Когда?» и КВН.


«Умирающим» жанром в настоящее время можно считать юморины – самый долгоиграющий продукт нового тысячелетия. «Кривое зеркало», «Смешные люди» и т.д. В 2000–2005 гг. на телевидение наблюдался настоящий бум таких программ, и им удавалось собирать гигантские аудитории на всех каналах без исключения. «Первый канал» предпринял попытку перевести это направление в другое русло и сделал ставку на юмористическую программу «Комеди Клаб» (Comedy Club), который уже шел в эфире ТНТ. Таким образом «Первый» планировал привлечь к себе более молодых зрителей. Однако федеральные масштабы канала обязывали несколько скорректировать эту программу, и результаты оказались плачевны: на «Первом канале» «Комеди Клаб» такого успеха, как на ТНТ, не имел.

Сегодня привлекать молодую аудиторию «Первому» удается за счет демонстрации сериалов отечественного производства: они пользуются в нашей стране огромным успехом (особенно те, в основе которых лежат американские и бразильские сценарии, адоптированные к нашей действительности). В 2007 г. «Первый канал» выступил с громким проектом «Татьянин день», надеясь, что он будет так же популярен у молодого зрителя, как «Не родись красивой» телеканала СТС. И не ошибся: с первых дней эфира сериал постоянно попадал в десятку лучших программ недели, а начиная с мая 2007 г. «Татьянин день» был признан самым рейтинговым проектом. Средняя доля сериала (более 30%) превышала среднюю долю канала за весь день в среднем на 10 пунктов12.

В эфире «Первого канала» появляются передачи совершенно различных жанров, отвечающие предпочтениям массового зрителя. Весьма удачная программная политика позволила ему сформировать чуть более молодую аудиторию по сравнению с главным соперником – телеканалом «Россия»: в аудитории «Первого» превалируют зрители 40–55 лет, на «России» более 30% зрителей в возрасте 55 и старше13. На рынке рекламы этот фактор является серьезным конкурентным преимуществом «Первого канала».

  1. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.

  2. Официальный сайт TNS Gallup – www.tns-global.ru

  3. Куликова Ю. Широкоэкранное наступление // Коммерсантъ. 2005. 6 окт.

  4. По данным на конец августа 2008 г.

  5. Полуэхтова И., Солнцева Е., Царьков И. Телевидение России в 2007 году. Итоговый отчет Аналитического центра Видео Интернешнл за 2007 год // www.acvi.ru. C. 21.

  6. Там же. C. 113.

  7. Аксартова С., Качкаева А. и др. Российское телевидение: организационная структура, производство программ, аудитория. 2003 г. С. 90.

  8. Телевидение глазами телезрителей. 2006 // Аналитический центр Видео Интернешнл – www.acvi.ru. C. 20.

  9. Бородина А. Телелидеры // КоммерсантЪ Daily 2007. 5 декабря. № 224.

  10. Самые популярные программы недели основных каналов // КоммерсантЪ Daily. 2008. 5 марта. № 36.

  11. Телевидение глазами телезрителей. 2006 // Аналитический центр Видео Интернешнл – www.acvi.ru. C. 60.

  12. Официальный сайт компании «Амедиа» – www.amedia.ru. 2008. 1 февраля.

  13. TNS Gallup Media – http://www.tns-global.ru