Файл: Шумилова_основы тв (1. реферат).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2019

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»















«Голубой огонек» как первая развлекательная программа ЦТ

(Реферат в рамках дисциплины

Основы телевизионной журналистики)















Выполнила:

Эльза Шумилова, Л-125





Кемерово, 2015




Содержание


История возникновения программы……………………………………..3

Рекреативная функция программы «Голубой огонек»…………………5

Основные вехи развития программы…………………………….………6

Преемник программы сегодня……………………………...……………..9





История возникновения программы


Годом зарождения музыкального  телевидения в СССР можно считать 1951. В этом году была сформирована Центральная студия телевидения, в составе которой была музыкальная редакция (с 1957 года — Главная редакция музыкальных программ), состоящая из радиожурналистов и музыкантов.

В начале пятидесятых советское ТВ обходилось только концертными программами. В шестидесятых в студию стали приглашаться музыканты и актеры не только для концертных выступлений, но и для участия в небольших музыкальных телепостановках.

Музыкальная редакция Центрального телевидения создает цикл передач «Музыкальные встречи» с композиторами и поэтами-песенниками, образовательную программу «Музыкальный словарь» с участием музыковедов, развлекательную программу «Музыкальная викторина» и всеми любимый «Голубой огонек».

У «Огонька» необычная история зарождения. В 1962 году главному редактору музыкальной редакции позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу. Власть поняла значимость телевидения. В 1960 году вышло постановление ЦК «О дальнейшем развитии советского телевидения», в котором это самое телевидение провозглашалось «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии». Поскольку примерно в этом духе надо было ухитриться придумать развлекательную передачу, то справиться с этим никто не мог. Тогда кто-то, увидев в коридоре Шаболовки молодого сценариста Алексея Габриловича, попросил его подумать, и тот согласился — правда, тут же об этом забыл. Через пару недель его вызвали к начальству. Сценарист накануне что-то отмечал в кафе и на ходу придумал форму кабачка, куда актеры приходят после вечерних спектаклей и рассказывают забавные истории. Позже эту же идею использовала еще она популярная телепередача «Кабачок «13 стульев».

Первые «Голубые огоньки» шли в прямом эфире, потому что записи тогда еще не существовало. Для сегодняшних артистов, поющих под фонограмму, такое испытание могло бы стать самым знаменательным в жизни. Конкурсный отбор для участия в передаче определялся не как сегодня - рейтингами и «экономическими параметрами», а уровнем исполнительского мастерства, идеологической составляющей и степенью лояльности к режиму. Первыми ведущими «Огоньков» были актер Михаил Ножкин и певица Эльмира Урузбаева.





Рекреативная функция программы «Голубой огонек»


«Голубой огонек» - первая музыкальная программа на советском (российском) телевидении, которая выполняет рекреативную (развлекательную) функцию. Эта программа имела большой успех у зрителей, подобные проекты и сегодня собирают у телеэкранов большую аудиторию.

Программа выходила на Первой программе ЦТ и знакомила зрителей с творчеством разных исполнителей, повествование ведущей чередовалось с показом фрагментов выступлений артистов.  Сначала программа выходила еженедельно по выходным, затем стала атрибутом праздничных дней, а с 1964 года стала традиционной новогодней программой. 

В программе участвовали исполнители оперы, балета, оперетты, цирка, народной и эстрадной музыки, а также в студии всегда были почётные гости: космонавты, герои Советского Союза и социалистического труда.

В структуре программы приоритетными были два любимых жанра власти — цыганский романс и оперетта. Сценарий «Голубого огонька» строился по определенной схеме: сначала классика, потом народные песни и лишь затем эстрада. В «Голубом огоньке» возникли первые клипы, хотя тогда никто не подозревал, что это так называется. В 80-е обычно после двух-трехчасовой передачи шел отдельным блоком «Концерт артистов зарубежной страды». Кроме того, были выступления исполнителей из соцстран. Подобная структура сохранялась до конца 80-х. С приходом 90-х в «Огоньке» появился жанр варьете.

«Голубой огонек» всегда собирал у экранов миллионы зрителей, которые ждали эту программу, потому что ее было интересно смотреть. Люди любили наблюдать за звездами на экране, слушать любимые песни, подпевать знакомые строки, отдыхать душой. Программа изначально была задумана как развлекательная, поэтому рекреативная функция является первостепенной и основоплагающей.

Основные вехи развития программы


Первая программа «На огонек» вышла в эфир 7 апреля 1962 года, а затем она выходила еженедельно в течение шестидесятых годов. Первоначальный замысел — артистический вечер, встреча коллег-друзей после спектаклей, концертов со временем приобрел новое содержание. «Огоньки» стали выходить в дни профессиональных праздников, и их участниками были уже не только артисты, но и рыбаки, металлурги, шахтеры, сталевары, строители. «Огоньки» откликались на важнейшие события в жизни страны — запуск очередного космонавта, открытие в Москве 1-го Международного кинофестиваля. В истории «Огонька», так или иначе, отражается история страны и народа.

60-е

На первых «Голубых огоньках» в 60-е годы на столах стояли таблички с именами приглашенных гостей, чтобы операторы и ведущие не ошиблись. 
Главными героями «Голубых огоньков» 60-х были космонавты и передовики социалистического производства. Устраивались даже специальные «космические» «Огоньки» — после полетов. Рейтинги таких программ были самыми высокими. Николай Месяцев, бывший председатель Гостелерадио СССР, вспоминал, что директор Куйбышевской гидроэлектростанции всегда просил его заблаговременно сообщать, когда будет «Огонек», чтобы можно было подключить два дополнительных турбогенератора. Получается, «Голубые огоньки» были первыми в прямом смысле ток-шоу. 


70-е 

В «брежневские времена» популярные телепередачи становятся искусственными, как многие новогодние елки: запись легче контролировать. «Голубые огоньки» стали снимать частями: участники и гости сидели за столиками и хлопали исполнителю номера так, как будто они его только что видели, хотя номер записывался в другой день. Искусственными стали и угощения на столиках: сначала на столиках стояли настоящее шампанское (или хотя бы настоящие чай и кофе) и свежие фрукты, потом уже наливали лимонад или подкрашенную воду. А фрукты и сладости уже были из папье-маше. 

В 70-е массовка в зале соответствовала времени: например, за столиками могли сидеть девушки из Министерства сельского хозяйства. При отсутствии желтой прессы и светской хроники люди узнавали о событиях в личной жизни кумиров из «Огоньков». Муслим Магомаев и Тамара Синявская поженились в ноябре 1974 года и вскоре спели в новогоднем «Голубом огоньке» дуэтом. Так страна поняла, что они стали мужем и женой. 

В то время председателем Гостелерадио СССР был Сергей Лапин. При нем запрещалось выходить на экран мужчинам в кожаном пиджаке, в джинсах, без галстука, с бородой и усами, женщинам — в платье на шнуровке, в брючных костюмах, с декольте и с бриллиантами. Некоторым звездам, как Пугачева, Ротару, Леонтьев, разрешалось исполнять по две и даже три песни, а вот Михаила Жванецкого видеть на телевидении до середины 80-х категорически не желали. Впервые он появился в новогодней программе «Голубой огонек» в 1986 году – уже после ухода Лапина с поста главного теленачальника. Зато, пользуясь случаем, когда за праздничным столом все так или иначе бросали на экран телевизора, власть стала лично обращаться к народу в новогоднюю ночь. Правда, последний раз Брежнев лично сделал это в 1973-м. Потом народ снова поздравляли безликие ЦК, Верховный Совет и Совет Министров. 

80-е 

В те годы существовал обязательный отбор для участия в телепередаче. Например, среди молодых писателей-юмористов для участия в телепередаче конкурс был, как в хороший вуз: по два десятка человек на место. В эфире программа шла два часа, а готовилась несколько месяцев. В августе исполнители приносили репертуар, в Главной редакции музыкальных программ он прослушивался и утверждался на первом этапе. В сентябре начинались съемки. Монтаж заканчивали 31 декабря, за пару часов до наступления Нового года на Дальнем Востоке. Студия оформлялась в советские годы скромненько: мишурой, серпантином и шариками за 5 копеек. Как-то после эфира Сергей Лапин, увидевший витражи с масками и конфетти, начал кричать на художников: «Новый год — это рубеж перехода нашей страны на новый этап социализма. Витражи должны быть с заводами, фабриками и новостройками!»

Популярные новогодние передачи сменили свое название с началом перестройки. Им придавали несколько иную форму, хотя, по сути, они оставались «Голубыми огоньками»: шутки сменяются песнями, а песни шутками.