Файл: Теоретические аспекты коммерческой деятельности футбольного клуба.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Предпринимательские услуги в сфере физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, так как они с одной стороны обеспечивают занятость населения в спортивной индустрии, с другой стороны указанные отрасли пополняются за счет налоговых поступлений федеральных и местных бюджетов[7].

С развитием предпринимательства в России в настоящее время связаны большие надежды по достижению устойчивого конкурентоспособного положения страны в целом, поскольку малый бизнес играет роль значительной движущей силы в этом направлении. Посредством развития предпринимательства решаются не только экономические проблемы, но и социальные. Например, развитие предпринимательства в сфере услуг физической культуры и спорта будет способствовать решению следующих социально-экономических проблем[8]:

1. Создание новых рабочих мест;

2. Увеличение объема платных услуг населению;

3. Увеличение налоговых поступлений

4. Развитие территории

5. Увеличение доли населения, регулярно занимающего физической культурой

6. Увеличение количества спортивных сооружений;

7. Популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Развитие малого предпринимательства обеспечит вовлеченность в занятия физической культурой и спортом разных групп населения, поскольку каждое малое предприятие, оказывающее физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, для обеспечения эффективности своей предпринимательской деятельности, должно найти и обеспечить реализацию определенного круга потребностей в сегментах рынка, свободных от конкуренции[9].

Необходимо отметить, что проводимая государственная политика по развитию физической культуры и спорта в РФ создает благоприятные условия для формирования спроса на данном рынке, однако уровень развития предпринимательства в этой сфере остается крайне низким.

Сдерживающими факторами развития предпринимательства в сфере физической культуры и спорта являются как общие для малого бизнеса административно-правовые барьеры, недостаток финансовых ресурсов, высокий уровень налоговой нагрузки, не эффективный менеджмент, так и специфические отсутствие опыта и знаний для ведения предпринимательской деятельности, преобладание социальных мотивов деятельности над экономическими[10].


Недостаточное развитие предпринимательства в отрасли «Физическая культура и спорт», безусловно, является сдерживающим фактором развития, что, в свою очередь, негативно сказывается не только на результатах реализации государственных программ развития физической культуры и спорта, но и на эффективности функционирования сферы услуг в целом в силу мультипликативного эффекта.

Емкость мирового рынка спортивных товаров по разным оценкам составляет от 67 до 100 млрд. долларов. На сегодняшний день Российский рынок спортивных товаров составляет от 600 млн. до 4 млрд. долларов. На российском рынке спортивных товаров доминирующее положение занимают крупные международные компании.

Россияне тратят на спортивные товары от 50 до 200 долларов ежегодно. Рынок спортивной обуви включает в себя разнообразие кроссовок для каждого вида спорта - кроссовки для фитнеса, баскетбола, футбола, бега, тенниса, а также специализированные для занятий на улице или в зале. Предпринимательская деятельность, обеспечивающая такое многообразие видов спортивной обуви приносит вклад в экономическое развитие страны[11].

Также в настоящее время активно развивается рынок физкультурно-спортивных услуг. Популярность фитнес клубов, персонального тренинга, спортивного питания, спортивного массажа и др. Пропаганда здорового образа жизни, активно продвигаемая спортивным предпринимательством, не может остаться незамеченной. Люди стремятся укрепить здоровье, похудеть, стать более привлекательными внешне, повысить свою внутреннюю самооценку, а широко развитый рынок физкультурно-спортивных услуг в свою очередь предлагает широкий выбор различных вариантов, что позволяет не только улучшить здоровье нации, но и положительно повлиять на экономический рост в стране[12].

В настоящее время рынок фитнеса становится с каждым днем все более квалифицированным, инвесторы начали рассматривать фитнес в качестве бизнеса, который при хорошей организации и качественном менеджменте будет приносить высокую прибыль. В настоящее время замечается передвижение массового сознания людей к другим, новым приоритетам. Новая рациональная позиция заключает в себе то, что в основе лежит здоровье человека, а тренировки же по каким-либо методикам рассматривают как составную часть целого комплекса мероприятий, вместе с различными косметическими и SPA услугами, правильным и здоровым питанием и психотерапией.


Отдельное внимание следует обратить на рынок спортивного питания, набирающее популярность в настоящее время. Несмотря на двоякое отношение к данной сфере, предпринимательская деятельность в сфере распространения спортивного питания становится наиболее популярной и приносит доход не только масштабным корпорациям, но и индивидуальным предпринимателям[13].

Вывод: Физическая культура и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, в основе этой деятельности лежит здоровье человека. Из этого следует рассматривать фитнес в качестве бизнеса, который при хорошей организации и качественном менеджменте будет приносить высокую прибыль.

1.3. Особенности коммерческой деятельности в сфере профессионального спорта

В современной жизни широкое развитие сферы физкультуры и спорта уже является неотъемлемой частью жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом. При этом в рамках названной сферы в качестве ее довольно специфической составляющей оформилась область профессионального спорта. Профессиональный спорт – это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, которые выбрали спорт своей профессией[14].

Анализ в области профессионального спорта показывает, что предпринимательская деятельность в данной области имеет некоторые особенности. Первой особенностью является субъектный состав складывающихся здесь отношений. В зависимости от осуществления предпринимательской деятельности следует выделить в области профессионального спорта лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и не осуществляющих таковую[15]. Далее, по цели и характеру деятельности субъектов нужно указать на существование в рассматриваемой области спортсменов профессионалов, зрителей, профессиональных спортивных организаций, соответствующих органов публичной власти.

Непосредственно предпринимательской деятельностью в области профессионального спорта, конечно, занимаются не все из названных субъектов. В частности, зрители, органы публичной власти такую деятельность не осуществляют, цели их участия – это получение удовольствий для зрителей, обеспечение некоторых публичных интересов для органов власти. Обычно в роли предпринимателя тут, как правило, выступают следующие субъекты: сами профессиональные спортсмены, их агенты, профессиональные спортивные организации.


Однако, профессиональный спортсмен, в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности, выступает крайне редко. Дело в том, что эти виды спорта предполагают наличие единой сплоченной команды, которая выполняет одинаковую функцию. Поэтому профессиональная спортивная деятельность не может носить самостоятельного характера. Здесь спортсмен должен подчиняться правилам игры и тренировочной деятельности в составе команды.

Оформление спортсмена-профессионала в качестве субъекта предпринимательской деятельности чаще всего отвечает таким ситуациям, когда спортсмен принимает участие в соревнованиях единолично. Такое положение характерно для индивидуальных видов спорта, однако, практика и здесь не исключает командной подготовки. В индивидуальных видах спорта самостоятельное участие спортсмена обуславливается его предпринимательской деятельностью. Так же предпринимательскую деятельность в профессиональном спорте осуществляют и так называемые агенты. Это лицо, которое выполняет посреднические представительские функции при заключении профессиональными спортсменами договоров об их участии в профессиональной спортивной деятельности[16]. Данный агент может представительствовать на переговорах от имени спортсмена, заключать от его имени договоры или просто содействовать в заключение договора на участие. Такой агент может быть индивидуальным (физическое лицо) или коллективным (юридическое лицо).

Второй особенностью предпринимательской деятельности в данной сфере является ее форма. В области профессионального спорта предпринимательская деятельность осуществляется в виде оказания услуг. Такие услуги могут оказывать все вышеперечисленные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в профессиональном спорте. Например, профессиональный спортсмен в индивидуальных видах спорта может оказывать платные услуги в виде выступления на различных соревнованиях. Профессиональные спортивные организации, а также иные лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность в форме оказания посреднических услуг в области профессионального спорта[17].

Третьей особенностью предпринимательской деятельности в сфере профессионального спорта выступает специфика ее правового регулирования. Правовые акты, которые регулируют эту деятельность можно классифицировать по различным основаниям. По юридической силе правового акта здесь можно выделить законы и подзаконные акты. Следует заметить, что в настоящее время среди подзаконных актов особое место занимают локальные акты профессиональных спортивных организаций (статус спортсмена, регламент соревнований и др.)


Далее по предмету регулирования, следует выделить акты общие, регулирующие общие вопросы предпринимательской деятельности (ГК РФ и иные акты общего действия), а также специальные акты – регулирующие предпринимательскую деятельность в профессиональном спорте (Закон о спорте и др.)[18]. Итак, источником правового регулирования отношений в области профессионального спорта может быть и обычай делового оборота.

В заключение хотелось отметить, что все приведенные рассуждения свидетельствуют о необходимости другого легального определения профессионального спорта в действующем законодательстве. Представляется, что оно может быть экономической деятельностью, направленной на постоянное получение дохода, осуществляемая на основе систематической соревновательной и тренировочной деятельности в рамках определенного вида спорта.

Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ФК «Краснодар»

2.1 Общая характеристика ФК Краснодар

«Краснодар» — российский профессиональный футбольный клуб из Краснодара, выступающий в чемпионате России. Основан 22 февраля 2008 года. Финалист Кубка России сезона 2013/14, бронзовый призёр чемпионата России сезона 2014/15.

В начале 2008 года ФК «Краснодар» успешно прошел процедуру лицензирования и 22 февраля 2008 года получил лицензию на участие в соревнованиях профессиональных коллективов второго российского дивизиона. Этот день принято считать днем рождения клуба. Инициатором создания футбольного клуба «Краснодар» является российский бизнесмен Сергей Николаевич Галицкий.

В Российской Премьер-лиге «Краснодар» дебютировал в сезоне-2011/2012 и сходу занял 9-е место среди 16 команд. В следующем чемпионате черно-зеленые финишировали десятыми, хотя набрали больше очков и забили больше мячей, чем по завершении двух кругов предыдущего первенства[19].

В сезоне-2013/2014 под руководством возглавившего коллектив в начале сентября 2013 года Олега Кононова чемпионат страны «Краснодар» завершил на 5-м месте, которое дало команде право дебютировать в Лиге Европы УЕФА. Кроме того, черно-зеленые смогли дойти до финала Кубка России, где уступили лишь в серии послематчевых пенальти.