Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Статус центрального банка и его организационная структура
1.1 История развития ЦБ РФ и его значение в экономике России
1.2 Сущность Банка России и его организационная структура
ГЛАВА 2. Задачи и функции центрального банка Российской Федерации
2.1 Цели и задачи Банка России
2.2 Функции Центрального Банка Российской Федерации
2.3 Анализ деятельности Центрального Банка
ГЛАВА 3. Анализ опыта работы зарубежных центральных банков
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
- изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
- ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
- назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
- отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами [2, гл. 10].
Так же Центральный Банк проводит рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставляет им заимствования в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:
- формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
- сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. И краткосрочные – на 1 день или несколько дней);
- целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
4. Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5. Устанавливает правила проведения банковских операций;
6. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8. Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
10. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11. Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Центральный Банк является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.
От имени правительства Банк России регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный Банк, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.
13. Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14. Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление;
17. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.
18. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, Центральный Банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.[7]
Важная роль Центрального Банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета – прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в Центральный Банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, Центральный Банк выступает кассиром правительства.
Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения Центральным Банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию Центрального Банка. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.
Кроме того, Банк России осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства России все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России [12].
2.3 Анализ деятельности Центрального Банка
Для анализа деятельности Центрального банка России в современных условиях необходимо провести анализ отдельных показателей деятельности кредитных организаций за последние три года (таблица 1). По данным таблицы видно, что наибольшую динамику отклонения вызвал показатель «полученные от Банка России кредиты» – 2 469 695 млн. рублей. Во многом это связано с большим количеством отобранных лицензий среди коммерческих банков.
Помимо этого, наблюдается увеличение кредитования физических лиц – 7 327 649тыс. рублей. Основной причиной такого увеличения является повышение цен, и недостаток собственных средств у граждан.
Таблица 1 Анализ отдельных показателей деятельности кредитных
организаций за 2017-2019 гг
Показатели |
2017г.,млн.руб |
2018г.,млн.руб |
2019г.,млн.руб |
отклонение, тыс.руб |
Активы
Кредиты нефинансовым организациям |
32 342 684 |
31 437 459 |
34 153 787 |
1 811 103 |
Кредиты финансовым организациям-резидентам (кроме кредитных организаций) |
1 512 958 |
2 466 219 |
5 302 913 |
3 789 955 |
Кредиты физическим лицам |
10 672 952 |
10 794 149 |
18 000 601 |
7 327 649 |
Капитал и финансовый результат
Капитал (собственные средства) |
8 891 204 |
9 235 377 |
11 027 590 |
2 136 386 |
Прибыль текущего года |
263 694 |
788 429 |
393 345 |
129 651 |
Обязательства
Вклады физических лиц |
21 491 188 |
23 674 252 |
30 820 814 |
9 329 626 |
Кредиты, полученные от Банка России |
4 931 284 |
2 449 804 |
2 461 589 |
-2 469 695 |
Итого: |
85 769 174 |
86 298 631 |
102 160 639 |
22 054 675 |
[5]
Однако динамика отклонения отдельных показателей деятельности кредитных организаций за последние три года составила 22 054 675 млн. рублей, что говорит о высоком уровне эффективности функционирования Центрального банка России. В последние годы наблюдается тенденция к снижению количества недобросовестных банков, что указано на рисунке 3.
Рисунок 3. Количество отозванных лицензий Центральным банком РФ.[5]
В период с 2015 по 2019 годы общее количество отозванных лицензий у банков составило 330, что говорит об ужесточении требований Банка России. Причиной такого количества отозванных лицензий стало обращение внимания руководства Центрального банка на проведение сомнительных операций, предоставление недостоверной отчетности и увеличение активов низкого качества.
В банковской системе РФ существует понятие системообразующего банка, сущность которого определяет Центральный банк РФ. Системообразующий банк представляет собой банковскую организацию, обязательства которой составляют минимум 10 % от общего количества обязательств всей банковской системы. Это крупные банки, которые являются ведущими кредиторами отдельно взятых государств и всей банковской системы в целом и отвечающие практически за всю ликвидность банковского сектора, и финансовые кризисы начинаются как раз с таких банков. Каждый год ЦБ РФ определяет 10 системообразующих банков. В 2019 году этот перечень изменился, до этого он не менялся целых четыре последних года
Таблица 2. Системообразующие банки РФ на 2019 год
№ п/п |
Наименование кредитной организации |
Рег. № |
1 |
АО ЮниКредит Банк |
1 |
2 |
Банк ГПБ (АО) |
354 |
3 |
Банк ВТБ (ПАО) |
1000 |
4 |
АО «АЛЬФА-БАНК» |
1326 |
5 |
ПАО Сбербанк |
1481 |
6 |
ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» |
1978 |
7 |
ПАО Банк «ФК Открытие» |
2209 |
8 |
ПАО РОСБАНК |
2272 |
9 |
ПАО «Промсвязьбанк» |
3251 |
10 |
АО «Райффайзенбанк» |
3292 |
Ежегодно Центральный Банк Российской федерации публикует «ТОП100» надежных банков, который включает в себя отчетность по имуществу, кредитам и непрофильным активам (показатель Активы нетто) по состоянию на декабрь 2019 года, представленный в таблице 3
№ |
БАНК |
2019 год, тыс. рублей |
2018 год, тыс. рублей |
Изменение % |
1 |
Сбербанк России |
28 973 297 245 |
27 356 547 190 |
+5,91% |
2 |
ВТБ |
14 483 875 051 |
13 832 231 418 |
+4,71% |
3 |
Газпром банк |
6 614 267 527 |
6 180 851 382 |
+7,01% |
4 |
Альфа-Банк |
3 687 383 320 |
3 243 100 096 |
+13,70% |
5 |
Национальный клиринговый Центр |
3 669 008 617 |
3 747 593 685 |
−2,10% |
6 |
Россельхоз Банк |
3 297 821 385 |
3 277 672 205 |
+0,61% |
7 |
Банк ФК «Открытие» |
2 486 671 061 |
1 660 982 114 |
+49,71% |
8 |
Московский Кредитный Банк |
2 336 368 302 |
2 110 022 181 |
+10,73% |
9 |
Национальный Банк «Траст» |
1 422 586 170 |
1 737 277 341 |
−18,11% |
10 |
ЮниКредит банк |
1 417 952 803 |
1 451 826 589 |
−2,33% |