Файл: Содержание принципа разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в демократическом федеративном правовом государстве разделение властей является важным принципом организации органов государственной власти, поскольку позволяет избежать концентрации власти в одних руках, что рано или поздно приводит к злоупотреблению ею и утверждению тоталитарных форм правления.

Россия поставила своей целью создание правового государства, в связи с чем необходимо изучить принцип разделения властей в периоды истории и современности, поскольку он является базовым для достижения поставленной цели.

В тексте Конституции Российской Федерации[1] закреплен принцип разделения властей - одна из фундаментальных основ демократического устройства государства. К настоящему времени в теории конституционного права твердо утвердилась позиция о том, что данный принцип не нашел своего воплощения в полной мере, налицо явный дисбаланс в системе сдержек и противовесов. Закрепленная Конституцией РФ конструкция государственной власти привела к ряду негативных последствий: несбалансированное распределение властных полномочий между её субъектами, монополизация политического рынка, отсутствие адекватного механизма защиты прав и свобод граждан.

Цели и задачи исследования. Целью курсовой работы является всестороннее исследование принципа разделения властей в конституционном механизме РФ.

Для изучения принципа разделения властей можно выделить следующие задачи:

- изучить содержание принципа разделения властей;

- исследовать дискуссии о содержании принципа и о видах властей;

- проанализировать основные направления реализации принципа разделения властей;

- рассмотреть проблемы реализации принципа по «горизонтали» и «вертикали».

Научная разработанность проблемы. Для написания работы были использованы труды таких ученых, как Авакьян С.А., Баренбойм П.Д., Кириенко Г.С., Клишас А.А., Козлова Е.И., Кутафин, О.Е. Яблонская А.Б. и многих других.

Объект и предмет исследования. Объект данного исследования - комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с реализацией принципа разделения властей.

Предметом исследования выступают закономерности становления и развития принципа разделения власти, особенности его реализации.

Источниковая база исследования включает: исследования составили научные труды специалистов различных отраслей и сфер знаний. В качестве фундаментальной основы исследования автором проанализированы труды по конституционному праву, а также мнения других ученых по исследуемой проблеме, учебная литература, публикации в периодических изданиях.


Нормативную базу работы исследования составили: международные правовые акты, Конституция РФ и федеральные конституционные законы.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы исследования: логический, системно-структурный, сравнительного анализа.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав основного текста, заключения, библиографического списка.

1. Содержание принципа разделения властей

Принцип разделения властей позволяет разным ветвям власти контролировать друг друга через так называемую систему сдержек и противовесов и тем самым способствует «последовательному утверждению все более сбалансированных взаимоотношений между всеми ветвями власти.

Основателем принципа разделения властей считается французский мыслитель XVIII в. Ш.Л. Монтескье. Он утверждал, что для предотвращения злоупотребления властью необходим такой порядок вещей, при котором различные виды власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Как таковая идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как гарантия законности порядка в государстве была выдвинута Дж. Лильберном и только в период буржуазных революций XVII-XVIII веков сформировалась как самостоятельная доктрина. Дж. Локк писал: «Теория разделения властей концентрируется на разделении законодательной и исполнительной властей, а судебная власть является элементом последней».

При всех разных оценках данной теории она, тем не менее, стала основным принципом осуществления государственной власти, впервые и наиболее последовательно воплощенным в Конституции США 1877 г. В последующем все больше государств стали не только закреплять данный принцип в своих конституциях, но и организовывать государственную власть в соответствии с ним. Подчеркну, что в настоящее время различные европейские региональные организации отмечают важность разделения властей.

Сегодня выделяют две основные модели разделения властей: «гибкую» и «жесткую». Первая из них в своем обосновании восходит к идеям Дж. Локка о тесном сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве одной из них и характерна для стран с парламентской формой правления (Великобритания). Вторая модель основывается на концепции Монтескье и его последователей о равновесии, независимости и взаимном контроле властей (США). Под влиянием учений Монтескье в практике различных стран сложилась типичная модель механизма государственной власти, основанная на разделении на законодательную, исполнительную и судебную[2].


Теория разделения властей получила признание и в России, однако однозначного отношения к ней не было. В Основных положения судоустройства (1862 г.) идея отделения властей провозглашалась, но возможность ограничения монархической власти полностью исключалась. Возникновение самостоятельного правового института происходит в 1864 году в связи с проведением судебной реформы. В Конституции 1918 г., а затем и в Конституции 1924 г. судебная власть была объединена с исполнительной ветвью власти. Конституция 1936 г. содержала отдельную главу, но существовали внесудебные репрессии, а также идеология того времени не признавала теорию разделения властей. Закрепление судебной власти происходит только в Конституциях 1977 г. и 1978 г. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был предусмотрен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1, а затем закреплен в Конституции РСФСР[3] 1978 г. соответствующими изменениями и дополнениями, внесенными в нее в 1992 г.

Ныне действующая Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим федеративным государством с разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В действующей Конституции РФ данный принцип сформулирован в ст. 10, согласно которой «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это вытекает также из многих других положений Конституции Российской Федерации, поэтому он воспроизведен также в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации[4]. Важно отметить, что и в других федеративных государствах данный принцип действует в субъектах Федерации.

Принцип разделения властей имеет две особенности. Во-первых, это распределение власти между органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме, поэтому ни одна из ветвей власти не способна занять лидирующее положение. Во-вторых, разделение властей не абсолютно. Оно в то же время предполагает единство властей на основе общих политико-правовых принципов и целей современного общества. Единство и разделение властей наблюдается в различных исторических ситуациях, но наряду с этим существует обязательное условие, согласно которому не должно быть сосредоточения власти в руках одного лица или органа, иначе станет невозможным взаимоконтроль властей[5].


Таким образом, в науке конституционного права и законодательстве общепризнано, что принцип разделения государственной власти действует как на федеральном, так и на региональном уровне. Более того, есть решения двух судов высших судебных инстанций России, где также однозначно указано, что данный принцип обязателен для организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Так, Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П[6], подчеркнул, что разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Такую же позицию занял Верховный Суд РФ в своем определении от 11 июля 2003 г. № 11-Г03-24[7].

Таким образом, речь идет не только о разделении государственной власти по горизонтали, но и по вертикали. В последнем случае, применительно к судебной власти, - о судебном федерализме как форме организации органов правосудия в федеративном государстве. Становление судебной власти, основанное на принципе судебного федерализма, началось после принятия Конституции РФ.

В демократическом федеративном правовом государстве разделение властей является важным принципом организации органов государственной власти, поскольку позволяет избежать концентрации власти в одних руках, что рано или поздно приводит к злоупотреблению ею и утверждению тоталитарных форм правления. Более того, данный принцип осуществления государственной власти позволяет разным ветвям власти контролировать друг друга через так называемую систему сдержек и противовесов и тем самым способствует «последовательному утверждению все более сбалансированных взаимоотношений между всеми ветвями власти»[8].

Итак, на данный момент в России принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ как одна из основ конституционного строя. В этой статье указано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей предусматривает в политических и правовых условиях РФ разделение государственных функций, реализация которых не используется в одном лице или органе; при том , что они используются самостоятельными органами, и реализуются в соответствии с предписаниями закона, а не по собственному желанию, и связанными юридическими обязательствами по отношению к индивидам в виде неотъемлемых прав человека и гражданина.


Система сдержек и противовесов, принятая в Конституции и законах, является совокупность правовых ограничений в отношении данной государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Согласно с законодательной властью применяется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует первостепенные его стадии, порядок использования: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван исполнять Президент, который имеет возможность применить отлагательное вето при неверных решениях законодателя, установит при необходимости досрочные выборы. Инициативу Конституционного Суда также можно использовать в качестве правосдерживающей, так как он имеет возможность блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Так же возможно включить установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои ограничивающие право средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

В нынешних условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей играет важную роль. Он нацелен на то, чтобы предотвратить главенствующую роль одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе.

Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы минимизировать возможные недочеты в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам.

Рассматриваемый принцип удовлетворяет, в итоге, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех сфер и на этом видно улучшение всего механизма управления государственными делами.

Так, в Конституции (ч. 1 ст. 11) имеется условия о том, что «государственную власть в Российской Федерации выполняет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Здесь уже находятся четыре власти. Это понятие о четырех властях поддерживается и другими конституционными принципами, исходя из которых президент «гарантирует гармоничное использование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80), а «исполнительную власть Российской Федерации использует Правительство Российской Федерации» (ч. 1 ст. 110). Вместе с тем, согласно конституции (ст. 83, 111-112, 116-117), президент имеет широкие главенствующие полномочиями в сфере исполнительной власти в целом, в вопросах формирования и отставки правительства (в том числе, назначение с разрешения Государственной думы Председателя Правительства, право председательствовать на заседаниях правительства, принятие решения об отставке Правительства и т.д.).