Файл: Тертычный - конспект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2019

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тертычный А.А. О соотношении понятий: «концепция», «тип», «профиль», «формат издания». // «Вестник Московского университета», серия 10, «Журналистика». 2010, №6. с.8-13.


В Толковом словаре русского языка под концепцией понимается "система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление", "основная мысль, идея произведения, сочинения и т.п.". Если вести речь о концепции издания, то соответственно это "системы связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов" на данное издание.

Под типом издания следует понимать идеализированную обобщенную модель издания, в результате отбора наиболее общих существенных признаков тех или иных изданий (СМИ), позволяющих объединить данные издания в одну типологическую группу. В качестве таких признаков выбирают в первую очередь функциональную, предметно-тематическую, аудиторную, методическую и жанровую направленность изданий.

А вот содержание понятия "формат издания" можно представить, как совокупность характеристик какого-то одного конкретного СМИ. Это устоявшееся, стереотипное представление о совокупности его типологических, профильных и единичных характеристик, которому должны соответствовать все номера конкретного СМИ.


Представление о целях издания (нацеленность на конечный результат деятельности СМИ в обществе):

а) объективное информирование;

б) социальная защита;

в) развлечение;

г) регулирующее воздействие и т.д.


Реализация провозглашаемых целей обязательно упирается в проблему зависимости их от тех или иных сил. Эта зависимость - тот "сигнал", который посылают журналистике доминанты социального устройства. Для рыночного общества целями деятельности СМИ оказываются следующие:

а) устраивающее владельца СМИ, регулирующее информирование аудитории (манипулирование ею);

б) получение коммерческой прибыли.

А внутри этих целевых направлений возможен любой спектр субъективных, но объективно подчиненных той или иной из названных доминант, целей ("просвещение", "объективное информирование", "соучастие", "социальная защита", "развлечения", "помощь деловым людям" и пр. и пр.).


  • Представление об аудитории. При этом важно и определение характера взаимоотношений с аудиторией, т.е. необходимо определить, например, будет ли издание отвечать на письма читателей и т.д.

  • Представление о предметно-тематической направленности издания. Выбор темы зависит от: 1) стремления обслуживать определенную аудиторию или воздействовать на нее; 2) наличия некоей свободной предметно-тематической ниши на рынке массовой информации.

  • Представление об особенностях отображения действительности. При этом возможно, например: оперативно-информационное отображение действительности, аналитическое отображение действительности, художественно-документальное отображение действительности

  • Представление об использовании определенных методов отображения действительности.

  • Представление об использовании жанровых форм. 

  • Представление об использовании определенного языка изложения. 



Подобная конкретизация представлений о том, какими характеристиками должно обладать конкретное издание, позволяет определить границы неповторимости, требуемые от него.


Понятие "формат издания" можно использовать только применительно к какому-то конкретному СМИ. Формат издания может быть продуктивным и непродуктивным, удачным или неудачным, все равно у каждых отдельных СМИ есть (или должен быть) свой формат. В противном случае оно не может быть оригинальным изданием.































2