Файл: Цензура на советском ТВ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2019

Просмотров: 268

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Свобода средств массовой информации в России на данный момент практически безгранична – думают одни; каждое СМИ регулируется и контролируется законом, и всё, что неугодно действующей власти, обречено на безоговорочное удаление, а автор обязательно попадется в руки «чёрного воронка» и больше не сможет публиковать своё мнение – считают другие. Какими бы ни были мнения сторон, нынешнее положение рынка СМИ куда радужнее, чем во времена всестороннего контроля. Именно когда заходит разговор о свободе средств массовой информации в советском времени, прежде всего, ассоциируется одно основное понятие - «цензура».

Цензура1 - система контроля официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических. произведений, кино-фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными.

Цензура в СССР ничем не отличалась от цензуры в любой другой стране - она носила в первую очередь идеологический характер. Одни исследователи отмечают, что советская цензура, в частности, не препятствовала показу сцен насилия, если они соответствовали текущим идеологическим установкам — например, демонстрировали уничтожение врагов советской власти или обличали зверство врага, но при этом другие исследователи отмечают, что на протяжении всего периода советской аудиовизуальной истории не существовало такой проблемы, как негативное воздействие образов насилия в телевещании.

ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЦЕНЗУРЫ

Контроль ТВ со стороны государства начался планомерно и всеобъемлюще после того, как появились причины считать, что новый канал распространения массовой информации сможет адаптироваться к реалиям страны и стать рычагом давления на сознания граждан. В 1957 году был создан Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР - комитет, управлявший Всесоюзным радио и Центральным телевидением Гостелерадио СССР. Таким образом, принято считать, что новое «средствами массовой информации и пропаганды» — телевидение, стало подконтрольным партии именно с внедрением нового контролирующего органа.

«Все телевизионные и радиопередачи должны быть подчинены одной цели – разъяснению и претворению политики партии», - говорил КПСС Е.К. Лигачев, главный идеолог Политбюро ЦК Тотальный. Политический контроль над вещанием оправдывался целью «повседневного политического, культурного и эстетического воспитания населения». Председателя Гостелерадио назначало Политбюро, руководство ЦК следило за кадровыми перемещениями на вершине вещательной пирамиды и за содержанием программ, особенно информационных и публицистических.


Главным «рупором» советской идеологии являлась программа «Телевизионные новости», или позже «Время». Она собирала рекордную аудиторию – до 150 млн. человек ежедневно – благодаря не столько каким-то своим достоинствам, сколько программированию. Она выходила в эфир в 21.00, и так как ее были обязаны дублировать все каналы, то у зрителей просто не было никакого выбора. Хотя к тому времени во многих странах уже был накоплен опыт представления информации звездами журналистики – ведущими, официальная стилистика передачи требовала присутствия в ней дикторов, которые поочередно зачитывали текст с листа. Безусловно, ни о каком истинном функционале и современном понимании предназначения журналиста не могло быть и речи – люди, находящиеся в кадре, проводили агитационно-пропагандистские тексты.

Использование ТВ с целью «воспитания советских людей», формирования «нужного» общественного мнения имело переменный успех. Зрители скептически относились к подслащенным сообщениям на внутренние темы: рапорты об успехах сельского хозяйства, например, вызывали недоумение у человека, отстоявшего очередь за продуктами.

Идеологизация распространялась не только на информацию, но и на развлекательные и культурно-просветительные передачи. Партийные руководители не упускали случая подчеркнуть, что ТВ использовало еще не все резервы для «морального и эстетического воспитания трудящихся». В ответ на эти призывы «голубой экран» предлагал зрителям такие претенциозные эпопеи, как «Летопись полувека», «Правда о великом народе», циклы о Ленине. Телефильмы воспевали «человека труда» и подчеркивали преимущества советского образа жизни. Появление художественных фильмов в духе «Семнадцати мгновений весны», казались абсолютно «неформатными», и по своей природе были обречены на сенсационность в обществе.

«На волне хрущевской оттепели в самом начале 60-х появились передачи, выпадавшие из этого общего ряда. Важной вехой в становлении экранной публицистики было еженедельное обозрение Ю. Фокина «Эстафета новостей». Это были неотрепетированные беседы известных людей с ведущим, иногда сопровождаемые специально снятыми кинокадрами. Зрителей подкупала именно импровизационность, спонтанность передачи.» Рубрика выбивалась из общей стилистики, когда все, от генерального секретаря партии до передовика производства, говорили по бумажке. Разумеется, «живые» передачи с идеологической точки зрения таили опасность своей непредсказуемостью и по мере внедрения студийных видеомагнитофонов подвергались цензурной правке в записи.

В 1961 году впервые вышла в эфир популярнейшая передача «Клуб веселых и находчивых», или «КВН». Это были построенные на импровизации состязания в эрудиции и остроумии команд, состоявших из студентов вуза или представителей какого-то предприятия или города. (Позднее такая же популярность выпала на долю игры эрудитов «Что? Где? Когда?»). Первые семь лет существования КВН выходил в прямом эфире и предполагал непосредственное oбщение с публикoй, чтo былo редкостью на Центральном телевидении.


Выбор зрителя был невелик, и любое нововведение в сетке вещания, более или менее свободное от идеологической зашоренности, могло рассчитывать на гарантированную массовую аудитoрию, oсoбеннo если этo «нoвoвведение» сoздавали яркие талантливые личнoсти. Анализируя реальные результаты от трансляции развлекательных и познавательных передач с лёгким оттенком цензуры, власть придумывала новые способы навязать свою идеологию.

В 1972 году «КВН» закрывают, отчасти по политическим причинам. Чемпион последнего года существования игры, Борис Бурда как никто лучше охарактеризовал отличие цензуры до начала политики «гласности», до её внедрения:

«Наш КВН был самой смелой передачей эпохи несвободы, а возрожденный — самой трусливой передачей эпохи гласности. Когда шли КВНы конца 60-х, пустели улицы, а после каждого выступления одесситов в наш обком звонил Демичев (министр культуры СССР в 1974-86 годах. — прим. ред.) и выговаривал за что-то, по его мнению, неподобающее. Нам никогда не говорили, за что именно. А в КВНах 80-х вырезали даже то, что уже печатала "Правда". Самое забавное, что это делали его редакторы, мои коллеги по КВНу 60-х, так же страдающие от цензуры и проклинающие ее, как я. Когда на первом же КВНе вырезали вопрос: "Что получится, если надстройка рухнет на базис?" и ответ: "Больше всего пострадает прослойка", я понял, что правильно решил не возвращаться в КВН».




ПОЛИТИКА «ГЛАСНОСТИ»

«Значительные перемены как в стране, так и на телевидении начались только после 1985 года. Новое руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым использовало СМИ для поиска путей выхода из застоя, для того, чтобы сломить бюрократическое сопротивление реформам, для пропаганды «нового политического мышления» (отказ от образа врага, приоритет общечеловеческих ценностей, свобода выбора)». Взятый горбачевским руководством курс на гласность означал постепенное снятие контроля. ТВ постепенно переставало бояться инакoмыслия и приучалo себя к плюрализму мнений. Началoсь постепенное формирование модели базовых функций телевидения, соответствующих современной модели.

На экране наметился поворот от производственных тем к проблемам социальной жизни. Преступность, наркомания, СПИД, личная жизнь советских руководителей перестали быть запретными темами, однако на руководящую роль партии, КГБ и Ленина прежние стереотипы все еще распространялись – полной свободы слова не было, оно и понятно. В авангарде движения гласности на ТВ шла передача «Взгляд» с молодыми задорными ведущими, которые в своих репортажах-расследованиях затрагивали острые больные темы, нередко в сенсационной манере.

«Время» заменили на передачу «Семь дней», с менее выраженным давлением власти. На контрасте двух чрезвычайно противоположных программ, население считало «Семь дней» довольно свободной передачей. В последние 10 минут программы начала выходить рубрика «Прожектор перестройки» - вестник недостатков и просчетов тогдашней власти.

Менялось само понятие «новость». Обычным делом стало освещение стихийных бедствий и катастроф. Авария на Чернобыльской АЭС стала подлинным испытанием новой политики советского ТВ и, несмотря на неуверенность и колебания первых дней, оно выдержало это испытание.

В конце 80-х СССР прекратил глушение западных радиостанций, признал право своих граждан выбирать источники информации и свободно распространять информацию любого рода любым способом. В 1990 году был упразднен Главлит – орган государственной цензуры.

Показателем демократизации телеэфира стал рост объема прямых передач с ответами на телефонные вопросы зрителей в ходе передачи. На экране появились интервью с западными деятелями, в том числе политическими оппонентами, телемосты. Чаще стали идти зарубежные передачи и сериалы, такие как – «Спрут», любимый сериал моей мамы, «Шоу Фила Донахью», «Жизнь на Земле», «Джейн Эйр», «Рабыня Изаура» и др. В мае 1988 года была показана первая зарубежная реклама – пепси-колы с М. Джексоном, ставшая бестселлером на советском черном видеорынке. Зарубежные телекомпании активизировали свою деятельность по налаживанию долгосрочных контактов с Москвой. В 1986-м Т. Тернер и Гостелсрадио СССР подписали соглашение об обмене новостями, спортивными и развлекательными передачами.