Файл: Послепечатные процессы полиграфического производства (Основное понятие послепечатных процессов).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 628
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОСЛЕПЕЧАТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИГРАФИИ
1.1. Основное понятие послепечатных процессов
1.3. Брошюровочно-переплетные работы
1.4. Отделочные работы и их виды
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕПЕЧАТНОЙ ОБРАБОТКИ НА ПОЛИГРАФИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ
2.1. Необходимость и роль послепечатных процессов в оформлении книжной многополосной продукции
Рисунок 18. Блинтовое тиснение
- Термоподнятие. Данный вид отделки осуществляется путем насыпания на еще сырую краску специального термографического порошка для достижения рельефного эффекта. Прилипший к краске порошок при нагревании вспенивается, образуя выпуклое изображение (см. рис. 19).
Термоподъем производится при любом виде печати, главное условие – наличие сырой краски на оттиске, к которой должен прилипнуть порошок. Сушка осуществляется в специальных аппаратах при небольших объемах. Для равномерного подъема используются прозрачные крупные порошки, при вспенивании которые окрашиваются в цвет краски. В настоящее время выпускаются порошки различных цветов, в том числе с металлизированными оттенками.
- Вырубка. Представляет собой высечку, с помощью которой изделию придается любая желаемая форма, создавая декоративные прорезные элементы (см. рис. 20).
Осуществление вырубки производится на специальном оборудовании, имеющих различные типы и форматы, с использованием предварительно изготовленного вырубного штампа, несущего на себя персональные контура ножи. Умелое сочетание материалов и видов продукции с осуществление вырубки придает продукту оригинальность и презентабельность.
Рисунок 19. Визитка с термоподъемом и текстурным лакированием
Рисунок 20. Открытка с использованием вырубки
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕПЕЧАТНОЙ ОБРАБОТКИ НА ПОЛИГРАФИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ
2.1. Необходимость и роль послепечатных процессов в оформлении книжной многополосной продукции
Послепечатные процессы являются важным составляющим в производстве книжной многополосной продукции. Для получения качественного результата, производится ряд брошюровочно-переплетных работ, о которых говорилось ранее. Любое книжное издание состоит из двух конструктивных узлов, а именно книжного блока и обложки, исходя из этого, конечной стадией книжного производства в настоящее время предусматривается параллельное их изготовление, а после выполнение надежного соединения. Важно заметить, что вместо обложки часто используют переплетные крышки при изданиях, рассчитанных на средний или большой срок пользования, а блок может состоять из простых и сложных тетрадей.
Роль брошюровочно-переплетных процессов является ведущей среди видов послепечатных процессов, так как при их проведении происходит процесс превращения в книжное издание в виде скрепленных в корешке листов, покрытых обложкой. Конструкция обеспечивает длительную сохранность информации книжного изделия, свободный доступ к ее изучению, а также более удобным использование, включая визуальную составляющую. От того, насколько качественно будут выполнены брошюровочно-переплетные работы, будет зависеть привлекательность книжной продукции в итоге.
Внешние элементы книги ошибочно принимаются ее главным украшением, однако выполняют следующие функции: скрепление листов книги и защита от их повреждения и грязи, делая ее прочной; создание необходимой подачи для потребителя, передавая нужную информацию о книге.
Благодаря разным видам отделки достигается придание изделию характера и декоративности, где первое зависит от типа самого издания. Некоторые из отделочных процессов повышают износостойкость и влагостойкость продукту, создание оригинального визуального эффекта. Внешние элементы данного вида имеют как информативную, так и рекламную функцию.
Таким образом, оформление и способ изготовления внешних элементов разнообразен и зависит от вида книжной продукции и ее целевой аудитории. Современная технология предоставляет обширные возможности для создания книги как объекта искусства. Наиболее подготовленными являются подарочные книжные изделия, в которых применяются различные, включающие ручные, способы отделки. Несмотря на популярность использования разных видов отделки, многая книжная продукция обходится без помощи необычных внешних элементов, акцентируя внимание на других вещах или таким образом придавая определенный строгий стиль, выполняя качественные брошюровочно-переплетные работы.
2.2. Материалы, используемые для отделочных работ
Отделочные материалы – материалы, используемые в процессе осуществления отделочных работ.
Одним из важнейших способов отделки продукции является лакирование, осуществляемое с помощью нескольких лаков: масляный, ВД-лак, лаки-праймеры, УФ-лак.
Масляный лак по своему составу схож с офсетными красками, но не содержащий пигмента. Состав: твердые и алкидные смолы, высыхающие растительные и минеральные масла, воск и многие другие добавки. От смол, используемых в лаке, зависит глянец и устойчивость, как, например, с помощью лакирования масляным печатным лаком можно достичь матового или глянцевого эффекта, одновременно защищая поверхность оттиска. Такие лаки просты в использовании: можно осуществлять как сплошное, так и выборочное лакирование, корректировка свойств применяется с помощью тех же вспомогательных средств, как и в офсетных красках (см. рис. 21).
Рисунок 21. Масляные лаки
ВД-лак имеет существенную составляющую – полимеры, представляющие собой модифицированные акрилаты, которые могут быть твердыми и мягкими, в зависимости от строения молекул. Другими составляющими лака являются растворимые в воде смолы и дополнительные вещества, влияющие на его свойства: скользящая способность, пленкообразование, смачиваемость, натяжение. ВД-лаки закрепляются в процессе впитывания, нежели масляные лаки, которые подвержены высыханию.
Грунтовыми лаками, применяемыми для грунтовки запечатанного материала перед нанесением вд-лака, являются лаки-праймеры, так как при работе с офсетными красками, за один прогон «в линию», УФ-лакирование возможно только в машине с двумя лакировальными моделями, а для лакирования «по-сухому», обычным краскам необходима предварительная грунтовка оттисков. Нещелочестойкие и нестойкие к спирту краски изменяют цвет при лакировании без использования грунтовых лаков.
Пленка УФ-лака отличается своими механическими свойствами, эластична и химически инертна, закрепляется под воздействие УФ-излучения. Его состав: реактивные акрилаты, разбавители, фотоинициаторы и добавки. Добавляя акрилаты разного молекулярного веса, возможно получить лаки, имеющие различную вязкость, которая также зависит от способа лакирования.
Еще одним видом отделочных работ является ламинирование, происходящее покрыванием прозрачной пленкой бумагу и включающее в себя различные материалы, различающиеся способом ламинирования – горячим и холодным. В первом случае используется пленка, которая срастается с бумагой в результате нагрева валов ламинатора. Данный вид покрытия является самым распространенным.
Пленка для холодного ламинирования внешне похожа на большие листы скотча и не повержены нагреву в ходе работы. В зависимости от технологии изготовления, пленка бывает рулонной и пакетной. Рулонная пленка не имеет ограничений, поэтому удобна в использовании и наносится с одной или двух сторон. Имеет высокую производительность. Используется пленка не часто, для защиты хрупких документов и бумаг, которые подвержены воздействию высоких температур (см. рис. 22).
Рисунок 22. Рулонная пленка
Пленка для пакетного ламинирования напоминает книжную обложку, где внутренняя поверхность покрыта клеем. Процесс нанесения следующий: лист в пакетной пленке помещается в ламинатор, где проходя через аппарат, бумага герметично склеивается с пленкой. Использовать удобно, но имеет ограничения по размерам (см. рис. 23).
Рисунок 23. Пакетная пленка
Выдавливание на поверхность различных предметов с помощью клише, называется тиснение. Оттиски могут быть на любых материалах, начиная с бумаги и заканчивая деревом. Важная составляющая – пластичность поверхности. В блинтовом и конгревном тиснении результатом является оттиск штампа, которые изготавливаются из металлов, но имеет разный процесс получения.
Материалы для тиснения фольгой более разнообразны. Использование листа фольги делают рисунок контрастным и интересным (см. рис. 24). В ходе холодного фольгирования используется клей для смазывания, нежели в горячем, где частицы металла впаиваются в поверхность.
Рисунок 24. Фольга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы во всех областях подготовки и производства произошли существенные изменения. Для конкурентоспособности на рынке печатной продукции, продукт должен удовлетворять требованиям качества и иметь соответствующую визуальную составляющую. Оба условия выполняются в ходе послепечатных работ, применяя современные машины и материалы для их достижения.
От качества выполненных брошюровочных, брошюровочно-переплетных и отделочных работ будет зависеть привлекательность изделия для предполагаемого потребителя. Для осуществления тех или иных процессов стоит также внимательно подбирать материалы. Важно знать, какой тип материала подходит видам издания, для чего применяется определенный вид отделки. Внешние элементы ошибочно принимаются ее главным украшением, однако выполняют следующие функции: скрепление и защита материала от их повреждения и грязи, придание прочности; создание необходимой подачи для потребителя, передавая нужную информацию о продукте.
В курсовом проекте были изучены основные понятия в области послепечатных процессов, рассмотрены виды отделочных, брошюровочных и брошюровочно-переплетных работ, их последовательность и актуальность в настоящее время, а также обозначена роль послепечатных процессов в оформлении книжной многополосной продукции, рассмотрены материалы, используемые для отделки и их дальнейшее влияние на изделия.
Университет производственных процессов на полиграфическом производстве включает в себя стадии, не существующие отдельно при осуществлении качественной работы. Каждый процесс охватывает обособленную часть производственной работы по созданию составных частей готового издания. Послепечатные процессы завершают проект, качественно обрабатывая блоки и выпуская готовую продукцию.