Файл: Послепечатные процессы полиграфического производства (Основное понятие послепечатных процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 629

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 7. Фальцовка в три сгиба

Перпендикулярная фальцовка является наиболее популярной и часто используется при изготовлении детских книг, а также справочников по музеям и путеводители.

Следующим процессом является комплектовка блока, о которой говорилось ранее. Первый способ - она проводится подборкой (лист к листу), где тетради накладываются друг на друга в порядке их нумерации, и второй – вкладкой (лист в лист), где тетради накладываются друг в друга и применяется в малообъемных изданиях, требующих определенного спуска форм и фальцовки (см. рис. 8).

Рисунок 8. Комплектовка блока

Шитье – процесс скрепления тетрадей проволокой или нитками. Также обложка может скрепляться с блоком во время его шитья.

Блок, скомплектованный подборкой, где прошивают скобками через весь блок на расстоянии 4-5- мм от края корешка, называется шитьем втачку. При подобном шитье раскрывание книги затрудняется в ходе уменьшения ширины корешкового поля. В настоящее время такой вид скрепления уже не используется из-за недопустимости использования в книжных блоках (см. рис 9).

Рисунок 9. Шитье втачку

В блоке, скомплектованном вкладкой, где прошиваются скобки через сгиб в корешке насквозь, называется шитьем внакидку. Все тетради блока и концы скобок загибают внутри на сгибе, поэтому данный вид шитья также все реже применяется из-за успешного использования клеевых и механических способов скрепления (см. рис. 10).

Рисунок 10. Шитье внакидку

Последовательное прошивание изнутри через сгиб и ткань скобками тетрадей блока, загибание концов снаружи, называется шитье вразъем. При этом скобы, которые прикрепляют каждую последующую тетрадь, сдвигаются в сторону, поэтому вид шитья часто применяется для переплетов книг и брошюр с объемом более 5 листов. Во время вставки в обложку, ткань срезают по контуру корешка, а если для вставки в переплетную крышку, то концы ткани оставляют, ширина которых 13-25 мм. Далее концы заклеивают приклейными листами форзаца. Шитье нитками производится таким же способом, что и проволокой. Блок прошивается от края корешка длинными стежками на расстоянии 5-8 мм. Шитье вразъем и нитками имеют один способ, с применением или без корешковой ткани, а именно марли или тесьмы (см. рис. 11).


Рисунок 11. Шитье вразъем

Имеются и иные способы скрепления тетрадей блоков, например, бесшовное скрепление с помощью смазывания корешков эластичным клеем, или применение проволочной спирали, которую пропускают через отверстия в корешке блока.

В настоящее время наибольшее распространение имеют следующие виды скрепления: потетрадное шитье нитками без использования марли, благодаря обеспечиванию прочности и долговечности изделию, клеевое бесшвейное с фрезерованием корешка, из-за которого книжная продукция обладает хорошей раскрываемостью, и шитье проволокой внакидку, использующееся для печати малого объема книг, примером которого является школьные тетради и инструкции к применению бытовых приборов.

Несмотря на то, что швейно-клеевое скрепление имеет большое количество достоинств, но печать книг данным способом в России на данный момент не получила.

Обработка самого блока имеет следующие операции:

  • Прессование, в ходе которого блок становится более компактным и подготовленным к следующим операциям;
  • Заклейка корешка. Подразумевает собой промазывание клеем корешка для прочности скрепления тетрадей, а также придания ему жесткости;
  • Сушка блока. Данная процедура осуществляется в специальных сушильных устройствах, где высушивается блок и занимает по времени несколько минут;
  • Обжим корешка. Уменьшает толщину корешка;
  • Обрезка блока. Выполняется с трех сторон на специальных трехножевых машинах;
  • Закраска обреза. Процесс не имеет высокое распространение и применяется в определенных, ценных изданиях;
  • Кругление корешка. Производится для придания корешку округлой формы, которая в свою очередь значительно уменьшает толщину.
  • Кашировка. Придает корешку грибовидную форму и прочность, из-за чего сторонки переплетной крышки при закрытой книге не выступают за корешок Данный вид обработки необходимо осуществлять для книг большого объема;
  • Приклеивание закладки. Некоторые издания снабжают свои книги ляссе. Классический вид – шелковая ленточка длиной больше диалонали блока на 2-3 мм, располагающаяся в верхней части корешка, служащая закладкой во время чтения;
  • Наклеивание капитала. Обычно шелковая тесьма, имеющая ширину 12-16 мм с узорами, наклеиваемая на корешок у верхнего и нижнего обреза блока. Тесьму разрезают на кусочки, по длине которые равны ширине корешка блока, прибавляя 2 мм;
  • Наклеивание бумаги. Производится для закрытия крепежного материала на корешке, а также в качестве дополнительного укрепителя, делая связь прочной. Классический материал – непроклеенная бумага 60 г.;
  • Наклеивание гильзы. Представляет собой плотную бумагу, приклееваемая при изготовлении переплетных крышек особого типа для лучшего скрепления корешка большого объема книги, повышая эластичность раскрытия, а также скрытие неровностей отстава.

Обработка книжного блока имеет большой объем операций, затем подвергаясь сушке. По завершении продукт готов для вставки в переплетные крышки.

Закройка материала – процесс создания деталей переплетный крышки для книг определенного тиража по расчетам в соответствии с форматом, объемом книжного изделия и характером переплетной крышки. Детали заготовления: картонные сторонки, ткань для будущей обложки и корешка, отстав.

Процесс изготовления переплетной крышки выглядит следующим образом: совершение сборки, соединение деталей (намазка клеем, накладывание картонных сторонок и отстава на ткань, загиб). После высыхания крышек производится процесс печатания и тиснения, используя тертые краски, имеющие большую густоту и интенсивность. Такие краски выделяются среди обычных своей кроющей способностью и быстрым высыханием.

Вставка блока в обложку происходит скреплением блока с обложкой и делится не три вида:

  • Обыкновенная, при котором обложка приклеивается только к корешку самого блока;
  • Вроспуск, когда приклеивание происходит к корешку блока и его полю первой и последней страницы блока с закрытием шитья.
  • С кантом, где края сторонок обложки выступают за пределы обреза. Такой вид используется в случае плотного материала, потому как канты имеют свойство легко заминаться.

Вставка блока в переплетную крышку заключается в следующем: устанавливается блок на корешок переплетной крышки, предварительно смазав внешнюю сторону гильзы клеем, плотно натягивая корешок на закрытые сторонки.

Процесс приклеивания форзаца осуществляется нанесением клея на приклейные его листки, склеивая с внутренней стороной все сторонки переплетной крышки. Одновременно с этим приклеивают и концы тесьмы, придавая законченный вид внутренней поверхности сторонок, закрывая их.

Завершающими этапами выступают прессовка и сушка, улучшая внешние данный книги и добиваясь компактности.

1.4. Отделочные работы и их виды

В настоящее время послепечатные процессы – одно из важнейших составляющих в полиграфии при производстве продукции, о чем уже ранее говорилось в данном исследовании. Благодаря видам отделки, каждая продукция имеет свой уникальный вид и черты, использование разного рода материалов делает той или иной продукт более долговечным и запоминающимся. Для некоторых видов полиграфической продукции отделка имеет наибольшее значение и является необходимым составляющим. Например, карманные календари принимают привычный вид только после прохождения этапа ламинации и скругления углов, а обложки каталогов и брошюр имеют свойства долговечности после лакировки.


Основные виды послепечатной отделки:

  1. Лакирование. Один из наиболее популярных видов отделки печатной продукции. В ходе процесса происходит нанесение лака на оттиск. Основные свойства лакирования: защита от истирания, придание глянца или однородную матовость продукту, защита интенсивных плашек темных тонов. Лакирование бывает сплошным, заполняя всю поверхность (см. рис. 12), и выборочным, при котором нанесение лака происходит частично (см. рис. 13). Для получения однородного покрытия, поверхность бумаги должна быть однородной по плотности и рельефу.

Рисунок 12. Сплошное лакирование

Рисунок 13. Выборочное лакирование

Большое распространение имеет офсетный, ВД-лак (водно-дисперсионный) и УФ-лак. Каждый из лаков имеет как матовые, так и глянцевые свойства.

Одинаковую структуру с офсетными красками имеет офсетный лак, который наносится через аппарат печатной секции. Тонкий слой лака трудно определить на глаз, но дополнительная защита оттиску сохраняется. Из всех выше перечисленных лаков, офесетный лак имеет менее дорогую цену.

ВД-лак имеет смежные свойства с офсетным, отличаясь долговечностью. По прошествии длительного времени он не будет желтеть. ВД-лак быстро высыхает и ускоряет фиксацию красок.

  1. УФ-лакирование. Данный вид лакирования представляет собой раствор акриловых смол и жидких полимеров, закрепляющихся на листе исключительно с помощью УФ-отверждения, в процессе которого образуется лаковая пленка. Является дорогостоящим и наиболее действенным среди конкурентов. Возможности УФ-лака: придание изделию декоративного эффекта, защита оттиска от внешних факторов.

Все существующие виды лаков наносятся в линию с печатью (по сырому) или отдельно (по сухому).

Лакировка распространяется как на изображения, так и на отдельные элементы оттиска. Значительный контраст между участками изделия достигается путем выборочного лакирования, выделяя нужные элементы, легко бросающиеся в глаза благодаря химическим свойствам лака.

Для его нанесения используют трафаретные печатные станки, которые в свою очередь бывают автоматическими и полуавтоматическими. Ручные не являются производительными, поэтому в настоящее время не используются при нанесении.

  1. Ламинирование. Определяет собой прозрачное полимерное покрытие (пленка) на оттисках, картоне или бумаге. Свойства ламинирования: презентабельный вид, защита от внешних воздействий.

Пленки для ламинации бывают матовыми, глянцевыми и текстурными, в свою очередь различаясь толщиной, где наиболее тонкой являются пленки 25-32 мкм, которые более экономичны и удобны в использовании (см. рис. 14, 15). Доступны также пленки выше 250 мкм, применяемые для ламинации изделий небольших тиражей, придавая продукту высокую жесткость и плотность, сравнимую с пластиковой картой.

Рисунок 14. Глянцевое и текстурное ламинирование

Рисунок 15. Матовое ламинирование

Не поддается искажению глянцевая пленка, придавая эффект большей насыщенности, но имеет и существенный минус – легко царапается и бликует при натуральном освещении. Матовая, в свою очередь не подвержена внешним факторам и не имеет возможности бликовать, но значительно приглушает и «съедает» цвета.

Широкое применение ламинированию – изготовление карманных, рекламных подложек календарей и топов, обложек книг и брошюр. Полиграфическая продукция может подвергаться одностороннему и двустороннему ламинированию. Первый вариант крайне не рекомендуется из-за эффекта скручивания.

Ламинирование бывает горячим, в ходе которого происходит разогрев клеящего слоя с одной стороны пленки и его приката валами ламинатора на лист и холодным, применяемым для материалов, не подходящим горячее ламинирование в связи с назначением продукта.

  1. Тиснение и конгрев. Одним из видов послепечатной отделки, основанной на припрессовке фольги или получении выпуклого изображения без ее применения, является тиснение. Выполняется как горячим, так и холодным способом (см. рис. 16, 17). Распространенным видом считается тиснение фольгой, использующаяся под цвет серебра, золота, голографическая, перламутровая и однотонных цветов.

Рисунок 16. Горячее тиснение фольгой

Рисунок 17. Холодное тиснение фольгой

Выделяют следующие виды тиснения:

  • Тиснение фольгой;
  • Слепое тиснение;
  • Конгревное тиснение с фольгой и без;
  • Обратный конгрев;
  • Припрессовка голограмм;
  • Текстуирование.

Блинтовое (слепое) тиснение без использования фольги используется для получения гладкой поверхности оттиска на негладком изделии (см. рис. 18).

Материалы для оттсиков: бумага, картон, коленкоре, кожа, дерево.