Файл: Интеллектуальная собственность: понятие и виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование географического объекта или обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, а также обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта.

Коммерческое обозначение. Понятие коммерческого обозначения в законе не определено, но указаны объекты индивидуализации - торговые, промышленные и другие предприятия.

Коммерческие обозначения могут индивидуализировать магазины розничной и оптовой торговли, интернет-магазины, рынки, фабрики, заводы, фермы, театры, кинотеатры, цирки, стадионы, ипподромы и др.[15]

К числу признаков, которые позволяют отнести обозначение к числу коммерческих обозначений, относятся:

1) обозначение обладает достаточными различительными признаками (различительность);

2) использование обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории (локальная известность);

3) обозначение не должно являться фирменным наименованием;

4) обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Коммерческое обозначение - обозначение, служащее для индивидуализации различного вида предприятий, принадлежащих осуществляющим предпринимательскую деятельность юридическим лицам (включая некоммерческие организации в случаях, установленных законом), индивидуальным предпринимателям, при условии приобретения этими обозначениями различительной способности в отношении указанных предприятий применительно к конкретной территории.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Парижской конвенции "объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции".

В соответствии с п. 3 указанной статьи "промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного и природного происхождения, как, например, вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука".[17]


Г. Боденхаузен, комментируя это положение, указывал, что данная норма не означает, что все перечисленные объекты промышленной собственности должны применяться в отношении всякой деятельности и ко всем видам продукции. "Государства - члены Союза не обязаны выдавать патенты на вина, скот или фрукты или охранять товарные знаки, связанные с минералами. Это положение ст. 1 имеет целью лишь избежать того, чтобы не были лишены охраны как промышленная собственность виды деятельности или продукты, которым угрожает опасность вовсе не быть причисленными к видам деятельности или продуктам чисто промышленным. Тем не менее различные права промышленной собственности будут применяться к этим видам деятельности или продуктам лишь тогда, когда для этого имеются основания"

Термин "промышленная собственность" используется и в более узком смысле, охватывая лишь права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (см., например, ст. 1 ранее действовавшего Патентного закона РФ).

В юридической литературе институт права на средства индивидуализации рассматривают, как правило, в качестве одного из основных институтов права интеллектуальной собственности.

2.2 Институт средств индивидуализации

Институт правовой охраны средств индивидуализации (институт средств индивидуализации) как отдельный институт гражданского права - совокупность норм, регулирующих общественные отношения по поводу возникновения правовой охраны средств индивидуализации, их использования, защиты прав на них.

Несмотря на тесную взаимосвязь с другими институтами, такими как институт авторского права и смежных прав, институт патентного права, институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, наличие большого числа общих черт, элементов и т.д., право на средства индивидуализации (как институт права) имеет много присущих только ему функций, задач и принципов.[15]

Нормы, регулирующие отношения, возникающие, складывающиеся в связи со средствами индивидуализации, сосредоточены в основном в гражданском законодательстве, в первую очередь в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, в подзаконных актах, в международных соглашениях с участием Российской Федерации.

Основная функция института права на средства индивидуализации - обеспечение необходимой и достаточной индивидуализации производителей, их товаров, работ, услуг и предприятий.

Рассматривая средства индивидуализации как разного рода искусственные символы, высказывают мнение, что целью существования указанных символов служит индивидуализация лица, производимой лицом продукции (товаров, работ, услуг), принадлежащего лицу имущественного комплекса, а не придание уже существующему продукту новых, главным образом полезных, свойств, позволяющих удовлетворить некую практическую потребность.


Средствам индивидуализации, в отличие от объектов патентного права, по общему правилу не присущ творческий характер, в связи с этим, например, при подаче заявки на регистрацию товарного знака вопрос об авторстве не ставится, закон указывает лишь на фигуру заявителя. В отдельных случаях регистрируемые обозначения могут рассматриваться как объекты авторского права и одновременно являются таковыми, однако эти обстоятельства не имеют отношения к правовой охране обозначения в качестве товарного знака.[4]

Для отдельных видов средств индивидуализации можно выделить, помимо функции индивидуализации, ряд вспомогательных функций.

Репутационная функция может выполняться всеми видами средств индивидуализации. Например, при использовании фирменного наименования в рамках осуществления юридическим лицом своей деятельности потребитель, однажды получивший положительный результат от деятельности юридического лица, либо сам вновь вернется к услугам этого юридического лица, либо рекомендует его другим потребителям - своим знакомым, партнерам и т.д. Использование товарного знака также создает репутацию и товару, и его производителю.

Гарантийная функция тесно связана с репутационной функцией. Использование средства индивидуализации гарантирует для потребителя определенное качество продукции, маркируемой товарным знаком.[16]

Функция гарантии наличия у товара особых свойств, обусловленных местом его производства, осуществляется, безусловно, только одним видом средств индивидуализации - наименованием места происхождения товара.

Информационная функция может выполняться, например, фирменным наименованием, указывающим на организационно-правовую форму юридического лица, которое в свою очередь позволяет определить возможный размер ответственности юридического лица. Коммерческое обозначение также может дать информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которые используют коммерческие обозначения для индивидуализации своих предприятий. Товарный знак, представляющий собой этикетку, также выполняет информационную функцию. Он может информировать потребителя о свойствах товара, его составе, месте производства, производителе и т.д.

Рекламная функция в большей степени присуща товарным знакам. Успешное продвижение товаров в значительной степени зависит от товарного знака, его узнаваемости, правильной маркетинговой политики и т.д.

Средства индивидуализации выполняют и защитную функцию, в том числе от недобросовестной конкуренции, поскольку несанкционированное использование средств индивидуализации влечет ответственность правонарушителей.


2.3 Принципы и особенности правовой охраны средств индивидуализации

Право на средства индивидуализации входит в качестве одного из элементов (института или субинститута) в отрасль гражданского права, одновременно являясь самостоятельным элементом права промышленной собственности.

В связи с этим можно говорить не об отдельных принципах правовой охраны средств индивидуализации, а о системе таких принципов. Эту систему принципов образуют следующие виды:

1) принципы отрасли гражданского права, применимые к отношениям, связанным со средствами индивидуализации;

2) принципы, применимые к отношениям, связанным с объектами промышленной собственности в целом;

3) принципы, применимые только к средствам индивидуализации.

К первому виду принципов относят:

- принцип юридического равенства, означающий, что к участникам отношений по поводу средств индивидуализации применяется одинаковый стандарт поведения, не предоставляющий преференций ни одному из них. Так, например, в случае совпадения дат приоритета товарных знаков обоим (нескольким) заявителям предлагается совместно определить путем заключения соглашения, по какой из двух (нескольких) заявок осуществлять регистрацию товарного знака (п. 1 ст. 1496 ГК РФ);

- принцип диспозитивности позволяет по общему правилу правообладателям самостоятельно распоряжаться принадлежащими им исключительными правами и выбирать меры их защиты. Так, например, правообладатель может самостоятельно использовать принадлежащий ему товарный знак, а может предоставить исключительную лицензию на его использование иному лицу и отказаться от использования своего товарного знака в течение определенного периода времени (п. п. 1 и 1.1 ст. 1236 ГК РФ). В случае нарушения исключительного права на наименование места происхождения товара правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (п. 2 ст. 1537 ГК РФ);[14]

- принцип добросовестности, который направлен на исключение недобросовестной конкуренции, связанной с использованием средств индивидуализации, или злоупотребления исключительным правом.

- принцип свободы договора означает юридическую возможность для правообладателей заключать договоры, поименованные и не поименованные законом, самостоятельно определять условия договора, имея при этом в виду установленные законом обязательные требования к договорам, заключаемым в отношении средств индивидуализации.[17]


Ко второму виду принципов можно отнести:

- принцип национального режима, в соответствии с которым иностранные юридические и физические лица пользуются теми же правами, что и российские юридические лица, и граждане

- принцип использования конвенционного и выставочного (льгота по новизне) приоритета - использование данного принципа позволяет установить более раннюю дату возникновения исключительного права;

- принцип льготы по оплате пошлин в дополнительный сверх установленного срок, что позволяет оплачивать многие виды пошлин за пределами сроков, установленных законом, например пошлины за подачу ходатайства о продлении срока действия свидетельства на товарный знак, на наименование места происхождения товара за пределами установленного, но в пределах льготного дополнительного срока.

К третьему виду принципов, т.е. к принципам, относящимся к средствам индивидуализации, можно отнести:

- принцип охраны товарных знаков "такими, какие они есть", закрепленный в Парижской конвенции. В соответствии с этим принципом "использование товарного знака его владельцем в форме, которая несущественно отличается от той, в какой он был зарегистрирован в одной из стран - членов Союза, не влечет за собой недействительности регистрации и не уменьшает уровня охраны этого знака. Данное положение применяет тот же принцип в ситуации, когда на основе предшествующей регистрации в стране происхождения регистрации знака таким, каков он есть, испрашивается в других странах - членах Союза" [19]

- принцип недопущения несанкционированного использования в средствах индивидуализации государственных гербов, официальных знаков, названий международных и межправительственных организаций и др. В соответствии со ст. 1231.1 ГК РФ, реализующей этот принцип, такие официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитация могут быть включены в средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.

Особенности правового режима средств индивидуализации

В отличие от субъектного состава отношений, связанных с объектами авторского права и патентного права, в число субъектов отношений по поводу средств индивидуализации не входят авторы.

В данных отношениях участвуют юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. При этом субъектом исключительного права, например на фирменное наименование, может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Субъектами исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, добровольные объединения (для коллективных знаков). При наследовании исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров в качестве субъектов выступают и граждане (наследники). Однако следует отметить, что, унаследовав исключительное право, гражданин должен приобрести статус индивидуального предпринимателя либо отказаться от этого исключительного права, уступив его другому лицу по договору об отчуждении исключительного права.[8]