Файл: Основные положения теории налога и ее функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

В работе речь пойдет о налогах, как цене услуг государства: о роли налогов в формировании доходов государства, о стандартах государственных услуг, оказываемых налоговыми органами, о налогах как об основном инструменте государственного регулирования экономики.

Целью данной работы является предметное и подробное рассмотрение, какую роль играют налоги в развитии государства. 

Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытии механизмов функционирования налоговой системы, действующей в России в настоящее время и в других странах.

Объектом изучения в работе выступает налогообложение в Российской Федерации.


Предметом исследования являются налоги как плата «цивилизованного общества» т.к. налоговая система, сложившаяся России, налагает особый отпечаток на всю жизнь народа и пути решения проблем связанных с взиманием налогов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и интернет-источников В первой главе рассматриваются основные положения теории налога, х функции. Во второй главе раскрываются Классификация налогов, отношение населения к налогам. В третьей главе я рассмотрела налоги, как цену услуг государства

Глава 1. Основные положения теории налога и функции

1.1 Возникновение налога и эволюция налогообложения

История становления государства сопрягается с развитием налоговой системы, как основного источника пополнения казны с целью финансирования основных функций государства и человеческих потребностей. Налоги на протяжении нескольких веков претерпевали сильные изменения. Сейчас под налогом понимают обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, который взимается с физических, юридических лиц, в форме отчуждения из денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Историю развития налогов можно разделить на несколько этапов:

  1. Первый этап представляет из себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. В это время налоги еще не были регулярным доходом государства, они были представлены как разовые сборы.
  2. На втором этапе, в конце XVII-начале XVIII веков, налоги теряют «случайный» характер, и становятся целой, рациональной и обоснованной системой. В этот период налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства, происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Важную роль в развитии теории налогообложения этого периода сыграл представитель классической политической экономии, философ-этик А. Смит. Он первый сформулировал все принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а главное, дал понять, что налоги для плательщика являются частью свободы, а не рабства.
  3. На третьем, современном этапе - государство берёт на себя абсолютно все функции установления и взимания каких-либо налогов. Главной особенностью в этом этапе является уменьшение количества налогов и основное значение соблюдения закона при их установлении и взимании.

Российское налогообложение берет свое начало в конце IV века, в те далекие времена основным источником пополнения казны была дань. Сперва она взималась в виде контрибуции с людей, которые потерпели военное поражение, но со временем дань, из нерегулярных сборов превратилась в постоянный прямой налог - оброк. Оброк – это повинность, которая выплачивалась помещику в натуральном виде или деньгами. Денежный оброк крестьянин выплачивал из дохода, который он получал от части продажи своего урожая. Единицей обложения дани на Руси тогда являлся «дым» (количество печей и труб в каждом домохозяйстве), а также «рало» или «плуг» (количество пашни).

Основным источником обогащения княжеской казны была дань. Сбор дани осуществлялся двумя способами: повозом и полюдьем. Под «повозом» понималась система привоза дани князю. Представители подвластных племен самостоятельно привозили дань в назначенное время и место. Полюдье выступало как административно - финансовая поездка князя по подвластным племенам.

В XIII-XIV вв. повысилась роль продуктового оброка на фоне роста самостоятельности крестьян в сфере хозяйства. В том числе увеличился денежный оброк, так как развивались товарно-денежные отношения.

Великий князь Иван III в 1476 г. начал проводить налоговую реформу, необходимость в которой возникла из-за образования Московского государства. Он ввел новые прямые и косвенные налоги.

Налоговая система России в XV-XVII вв. была сложной и запутанной, в силу того, что за взимание каждого налога отвечало каждое отдельное ведомство. Поэтому во времена царствования А.М. Романова был создан единый налоговый и бюджетный орган - Счетная палата, который контролировал работу всех приказов и пополнение доходной части казны России. Этот факт является вторым подтверждением превосходства налоговой системы России относительно Западной Европы.

Значительные изменения в системе налогообложения России произошли в период правления Петра Великого. Он ввел чрезвычайные налоги, для покрытия дополнительных расходов. Подворное налогообложение было заменено на подушную подать.

В конце XVII - начале XVIII веков налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период формируются первые налоговые системы, включающие в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, которые взимались, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный налог и подоходный.

Современный этан развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками


В XXI веке налоговая стратегия значительно поменялась. Фискальная функция сменилась на регулирующую. Произошел большой рывок в развитии страны.

Основы современной российской налоговой системы и системы налогового законодательства закладывались в октябре - декабре 1991 года. 27 декабря 1991 года был принят Закон РФ от № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Все новые налоги начинали действовать с 1 января 1992 года. Помимо этого, в 1992 года было учреждено Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе РСФСР, которое было преобразовано через год в автономный правоохранительный орган в области налогообложения - Федеральную службу налоговой полиции РФ.

В 1998 году было осуществлено принятие первой части Налогового кодекса РФ, в 2000 году - некоторых глав второй части.

В настоящее время российское налоговое законодательство и процесс его кодификации совершенствуются: осуществляется принятие новых глав части второй Налоговый Кодекс РФ, заменяющих законы 1991 года о надлежащих налогах.

Таким образом, налоги являются основополагающим звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и развивались вместе с государством. [1]

1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»

Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (постановления КС рФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, от 11 ноября 1997 г. № 16-П).[2]


Налог устанавливается государством в форме закона.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст. 8 НК РФ).

Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.

При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.

Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Цель сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

Существуют разные позиции по вопросам, связанным с формированием перечня функций налогов. Один подход заключается в том, что налоги выполняют четыре функции: фискальную, социальную, регулирующую и контрольную. Другой подход заключается в том, что выделяются следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Третий подход заключается в том, что выделяются регулирующая и фискальная функции как единственные функции налога.[3]

1.3 Функции налогов

В состав основных функций, выполняемых налогом, включаются следующие.

1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления.