Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные положения теории налога и функции
1.1 Возникновение налога и эволюция налогообложения
1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»
Глава 2. Классификация налогов, отношение населения к налогам
2.2 Отношение населения к налогам
Глава 3. Налоги, как цена услуг государства
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
3.2 Налоговая политика как инструмент повышения налоговых доходов федерального бюджета
3.3 Пути совершенствования налоговой политики Российской Федерации
2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики.
3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.
В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.[4]
Вывод к первой главе
Из вышесказанного можно сделать вывод, что государство не может существовать без налогов. В следствии чего гражданам приходится платить налоги, независимо от того, что мы покупаем. Будь то даже товары ежедневного пользования. И появились налоги в глубокой древности и существование какого-либо государства без них невозможно.
Глава 2. Классификация налогов, отношение населения к налогам
2.1 Классификация налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).
Признаки налогов следующие:
- императивно-обязательный характер;
- индивидуальная безвозмездность;
- денежная форма;
- публичный и нецелевой характер.
Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.
Обязательные элементы налога:
- объект (доход, имущество, товар);
- налоговая база;
- величина налоговой ставки (квота);
- налоговый период (месяц, квартал, год);
- порядок исчисления;
- порядок и сроки уплаты налога.
Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.
Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:
1. По способу изъятия различают два вида налогов:
- прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
- косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По воздействию налоги подразделяются на:
- пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
- прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.
3. По назначению различают:
- общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
- маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).
4. По субъекту уплаты выделяют:
- налоги, взимаемые с физических лиц;
- налоги, взимаемые с юридических лиц;
- смешанные налоги.
5. По объекту налогообложения разделяют:
- имущественные налоги;
- ресурсные налоги (рентные платежи);
- налоги, взимаемые от выручки или дохода;
- налоги на потребление.
6. По источнику уплаты существуют:
- налоги, относимые на индивидуальный доход;
- налоги, относимые на издержки производства и обращения;
- налоги, относимые на финансовые результаты;
- налоги, взимаемые с выручки от продаж.
mytarget
7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
- собственные (закрепленные) налоги;
- регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.
8. По срокам уплаты:
- периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
- срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.
9. По принадлежности к уровню правления:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Существуют три способа взимания налогов:
1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.
2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).
3. По декларации (подача деклараций по налогам).[5] (Приложение №1)
2.2 Отношение населения к налогам
В отношении физических лиц к современной налоговой системе исследуются те противоречия, которые существуют в общественном мнении налогоплательщиков по поводу обоснованности основных налогов, величины их размеров и способов уплаты. Опрос показал, что значительная часть простых граждан (41%) не интересуются тем, какие налоги им приходится уплачивать. Эти люди давно привыкли к тому, что, как и в прошлые времена, государство вычитает часть средств из их заработной платы. Практически все знают только о доли исчислений по подоходному налогу, которая составляет 13%. Причина в том, что данной информацией нельзя воспользоваться для изменения действий налогоплательщика. Теряется сам смысл ее получения. Когда необходимо было подавать декларацию о доходах, полученных в результате совместительства, многие граждане интересовались теми положениями закона, которые регулировали этот процесс. Как только исчезает необходимость самостоятельного принятия решения в сфере налогообложения, активность в получении знаний о налогах существенно снижается. Данные исследования подтвердили эту закономерность, поскольку только каждый шестой опрошенный знает весь перечень налогов и примерно столько же информированы о размерах конкретных налогов. Опрос юридических лиц показал прямо противоположную ситуацию. Уровень информированности предпринимателей о налогах и их размерах существенно выше. Выяснились значительные различия в источниках получения информации о налогах физическими и юридическими лицами. Первые пользуются, в основном, информацией из СМИ, а вторые – специальных изданий. Тех и других объединяет потребность получить информацию в том, как были использованы налоговые поступления для решения местных проблем. Опрос показал, что у 57% опрошенных ухудшается настроение, когда им приходится платить какие-то налоги. 38% уже привыкли к этой ситуации и какие-либо переживания у них не появляются. 5% заявили о том, что у них улучшается настроение, когда они платят налоги. Половина из них заявила, что чувствуют себя честным налогоплательщиком. Такое мнение встречается, в основном, среди работающих пенсионеров. Подавляющее большинство населения считает, что размеры почти всех налогов завышены, поэтому люди хотят знать, кто и как рассчитывал их величину. Но об этом получить информацию, даже из специальных источников, практически невозможно. Практически все респонденты крайне негативно относятся к проектам существенного повышения налога на жилище граждан. Около половины опрошенных лиц выступают за возврат прогрессивной шкалы подоходного налога. Респонденты считают, что в средствах массовой информации нужно обязательно помещать материалы, в которых приводятся различные мнения по поводу изменений в собираемых государством налогах и сборах с граждан. В этих материалах основное внимание должно быть уделено обоснованию важности принятия конкретного налога и приведены расчеты его размерам. Это потребует четкого разъяснения тех расходов, которые государство предполагает осуществить в результате сбора данного налога. Реализация этого предложения превратит весь процесс внесения изменений в налогообложение открытым для обсуждения всеми гражданами. Люди смогут обоснованно выработать свое отношение к тем мерам, которые предлагает власть. Когда граждане понимают необходимость определенных решений государства, то степень сознательности в их реализации значительно повышается. Общественный интерес становится основным в поведении индивидов. Появляется возможность успешного разрешения противоречия между индивидуальными и общественными потребностями человека при реализации законодательства о налогах.[6]
Выводы к главе 2
Налоги позволяют государству выявить платежеспособность того или иного гражданина. Так же, помогают отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.
Глава 3. Налоги, как цена услуг государства
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам:
Доходы бюджета в соответствии с бюджетным кодексом РФ образуются:
- За счет налоговых поступлений;
- За счет неналоговых видов доходов;
- За счет безвозмездных перечислений.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда.
- доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.
- иные неналоговые доходы.
К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от ФЛ и ЮЛ, международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.
К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты.
Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты.
Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль.
Возникает вопрос, а в каком размере определить величину налоговой ставки, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов.
Ученый Лаффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой.
Кривая Лаффера показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления.
Лаффер предполагал в качестве оптимального значения рассматривать 30% налоговой ставки.[7] (Приложение №2)
3.2 Налоговая политика как инструмент повышения налоговых доходов федерального бюджета
Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, эффективное управление которыми можно считать основой государственного управления вообще. И если признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть может выбрать одну из двух стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя высокую ответственность за благоденствие его граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами должны заботиться о своем благоденствии, не уповая на поддержку государства. Разные государства по-разному строят свою финансовую систему.
Так одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налогов и обязательных платежей, в том числе и взносы по соцстраху) до 50% всех доходов общества исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц. Другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% от ВВП.
Среди первых в основном богатые страны, с уровнем среднедушевых валовых доходов 25-30 тыс. дол. и налоговые изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании-17 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-33%), в Норвегии-14 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП соответственно- 40%, 45%. 46.5%, 47%).