ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2019
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВОПРОС № 28 Историческое и национальное в структуре романе Тургенева «Накануне». Проблема внеличной вины.
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Накануне» был написан в 1859 году. 1860 год – дата первой публикации.
Во второй половине 50-х годов в России положение угнетённых крепостническим режимом масс резко ухудшилось, что привело к значительному росту крестьянских волнений. Недовольство крестьян помещиками находило живой отклик среди революционно настроенной разночинской интеллигенции. Лучшие её представители – Чернышевский и Добролюбов – подняли знамя борьбы против социальной несправедливости. Они последовательно и непримиримо разоблачали русский либерализм и пропагандировали идею революции. В статье «Народное дело» Добролюбов, говоря о силе русского народа, о его способности жертвовать личным во имя больших общественных идеалов, во имя освобождения, писал: «Эти же сотни тысяч откажутся от мяса, от пирога, от тёплого угла, от единственного армячишка, от последнего гроша, если того потребует доброе дело».
Унаследовал традиции дворянских революционеров 20-х годов, революционные демократы-шестидесятники открыли новый этап освободительного движения в России.
В 1859-1861 гг. в стране сложилась революционная ситуация. Боясь революционного взрыва, правительство вынуждено было 19 февраля 1861 г. издать манифест об отмене крепостного права. Но, как известно, эта реформа, проводившаяся крепостниками, не оправдала надежд крестьян; она привела к их ограблению и, по сути дела, не ликвидировала зависимости от помещиков. Поэтому борьба крестьян за свои права продолжалась и после реформы.
В 50-60-х годах освободительное движение развивалось и за пределами России: балканские народы восстали против турецкого владычества, в 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше.
Все эти исторические события выдвинули перед русской литературой задачу показать настоящую героическую личность, общественного деятеля, борца за освобождение своей страны от внутреннего и внешнего рабства.
Материалом для романа «Накануне» послужила подлинная история взаимоотношений помещика Каратеева и болгарина Катранова с русской девушкой. В 1855 г. молодой помещик Василий Каратеев - сосед Тургенева по имению в Мценском уезде – влюбился в Москве в девушку, которая склонна была ответить ему взаимностью. Однако, познакомившись с яркой личностью – болгарином Катрановым (прототип Инсарова), она предпочла его Каратееву. Полюбив Катранова, девушка уехала с ним в Болгарию, где он и умер. Каратеев же, оставив свои записки об этом факте Тургеневу, отправился на русско-турецкую войну, где вскоре погиб. Записки Каратаева и были положены в основу сюжета «Накануне»; Тургенев их художественно обработал, придав большое значение теме борьбы болгарского народа против турок.
Таким образом, роман «Накануне» многими своими гранями был связан со своим необычным временем, которое автор ощущал как критическое и переходное. Ощущался «канун» значительных перемен, что и определило название этого произведения. Автор в романе изобразил реальную историческую действительность России, изобразил время, в которое чувствовалось дыхание новой жизни. И, по признанию автора, «такие фигуры, как Елена и Инсаров, являются провозвестниками этой новой жизни». Созревал острый идейный конфликт между либералами и демократами. Не случайно Чернышевский в статье «Русский человек на rendezvous» открывал полемику о «лишних» и «новых» людях и резко критиковал людей рудинского склада за их неподготовленность и неготовность к активным деяниям. На смену им идут, объявлял критик, люди, обладающие «широкой решимостью» и «благородным риском». Наряду с первостепенной русской темой (В России началась новая эпоха), важное значение в романе приобретала и тема болгарская. Восточная война между Россией и Турцией резко усилила национально-освободительное движение на Балканах и устремления к освобождению болгарских славян, возникшие в нашей стране. «Освобождая болгар, - отмечал Тургенев в письме поэту Я. Полонскому, - мы должны руководствоваться не тем фактом, что они христиане, а турки магометане, - а тем, что турки их режут и грабят». Выразителем этих тенденций в романе становятся опять-таки фигуры Инсарова и Елены.
Стоит отметить и актуальность итальянской темы в новой книге Тургенева. Ведь в это время усиливается национально-освободительное движение итальянцев против австрийского господства, и лучшие люди страны Данте становятся под знамёна великого Гарибальди. Воздух Италии отныне становится для Тургенева «вдвойне благодатным»: там живёт энтузиазм и люди, по слову писателя, «умеют жертвовать собою», «могут радоваться, безумствовать, надеяться». Эти тургеневские слова из частного письма совпадают с тем, что говорит Шубин в XXX главе романа. Не случайно Инсаров и Елена едут в Болгарию через Италию, и автор посвящает венецианским сценам одну из лучших глав произведения.
Говоря об историческом и национальном в структуре романа, на первый взгляд, может показаться, что автор только и хотел, показать Россию накануне перемен, и поднять национальный дух в обществе. Но это самое просто объяснение. Для Тургенева важно воспроизвести не только историческую действительность, но и решить важную проблему: что представляет собой термин деятель. Ведь история само собой не поменяется. Её меняют люди – подлинные деятели.
Таким в романе выступает Инсаров.
Теперь немного о главных героях: в центре романа – болгарин Инсаров и русская девушка Елена Стахова. История их взаимоотношений – это не только история бескорыстной любви, основанной на духовной общности; личная жизнь Елены и Инсарова тесно переплетается с борьбой за светлые идеалы, за верность большому общественному делу.
Впервые Елена слышит об Инсарове как о человеке, который хочет освободить свою родину. Она не видела ещё этого человек, но с воодушевлением говорит о нём: «У него, должно быть, много характера… Освободить свою родину!.. Эти слова даже выговорить страшно, так они велики…». Инсаров привлекает Елену именно потому, что он деятелен, что он борец за высокие идеалы.
Тургенев подробно рассказывает о том, как выработался в Инсарове характер общественного деятеля, что толкнуло героя на путь борьбы за освобождение родины. Сын болгарского купца, родом из города Тырнова, Дмитрий Инсаров рано познал горе. Когда Дмитрию исполнилось семь лет, его мать пропала без вести. Вскоре её нашли зарезанной; по слухам, она была похищена и убита турецким агой. Отец Инсарова в порыве мести ранил агу и был за это расстрелян турками. Пробыв некоторое время у соседей, Дмитрий попал к тётке в Киев, где прожил 12 лет и хорошо изучил русский язык.
Двадцатилетним юношей, не боясь преследований, он вернулся на родину, побывал в родных ему городах – Тырнове и Софии, исходил почти всю Болгарию вдоль и поперёк. Испытав много невзгод, Инсаров глубоко сочувствовал своим порабощённым согражданам. Он твёрдо решил бороться против их угнетателей – турок. Но для этого надо было учиться. И вот после двухлетнего пребывания на родине он едет в Москву, изучает русскую историю, право, политическую экономию, переводит болгарские песни и летописи на русский язык, собирает материалы о восточном вопросе. Он вырабатывает в себе волю, настойчивость и непреклонность в достижении поставленной цели, привычку никогда не менять уже принятых решений. Инсаров глубоко любит свою родину. Его великая и благородная любовь к Болгарии, ненависть его к поработителям родины изумляли русских.
Елена, ожидавшая увидеть в Инсарове что-то «фатальное», прочла в его выразительных и честных глазах прямоту, спокойную твёрдость характера и веру в задуманное им дело. И «ей не преклониться перед ним хотелось, а подать ему дружески руку». Шубин, вначале неприязненно относившийся к Инсарову, признал его здравый и живой ум и всем существом своим почувствовал в нём настоящего героя: «Он с своею землёю связан – не то, что наши пустые сосуды, которые ластятся к народу: влейся, мол, в нас, живая вода».
Инсаров спешит на свою родину в тревожное и опасное время, он бредит идеей освобождения Болгарии даже перед самой смертью. Инсаров умирает, но дело его продолжают болгарские патриоты, его друзья. Рендич, Елена. Елена после его внезапной смерти пишет из Болгарии домой: «Уже нет мне другой родины, кроме родины Д…» (т.е. Дмитрия).
Включившись в идейный спор о положительном герое эпохи, Тургенев романом «Накануне» говорил русскому обществу, что России нужны не дельцы типа гончаровского Штольца, а деятели, подобные Инсарову, смелые, честные и бескорыстные люди, не жалеющие собственной жизни в борьбе за освобождение своего народа. Таких людей Тургенев тогда ещё не видел в России: «Нет у нас никого, нет людей, куда ни посмотри, - говорит Шубин. – Все – либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого впорожне переливатели да палки барабанные! Не случайно Тургенев заставляет Шубина дважды многозначительно спрашивать Увара Ивановича: «Когда ж наша придёт пора?», «Когда у нас народятся люди?» Этим вопросом и раздумьем заканчивается роман.
Тургеневский Инсаров – это борец не столько за социальное преобразование общества, сколько за национальное освобождение страны. Он говорит: «Заметьте: последний мужик, последний нищий в Болгарии и я – мы делаем одного и того же. У всех у нас одна цель!» (подразумевалось освобождение Болгарии от турок).
Перейдём к проблеме внеличной вины. Эта проблема тесно связана с философской проблемой счастья.
Для Елены счастье – помогать другим людям, нуждающимся, нищим, сиротам. Эта склонность к ней проявлялась ещё в детстве, когда она помогала девочке-сироте Кате, которая в итоге умерла. И вот, Елена встречает Инсарова, влюбляется в него, а он – в неё. Вместе с ним она идёт на подвиг, бросается на помощь болгарскому народу. Несколько месяцев она ощущает себя невероятно счастливой, но потом вдруг в театре на опере понимает, что её счастье может резко оборваться, ведь Инсаров смертельно болен. И сам Дмитрий Инсаров всё время, проведённое с Еленой, был безумно счастлив и часто задавал себе вопрос, за что ему выпало такое огромное счастье, как любовь Елены. Счастье героя высоко, полно, значительно – расплата трагична. Инсаров умирает.
Все
попытки героини определить, в чем же
заключается её вина, заканчиваются
ничем, ощущение вины объяснить никто
не может. Елена Инсарова, как любой
другой человек, виновата неличной виной,
поскольку стремление к счастью одного
требует несчастья другого. (Например,
она уезжает со своим мужем в Болгарию
ради своего счастья, тем самым делая
несчастной свою мать). Поэтому человек
внелично уже виноват. Позднее эта мысль
получает свое развертывание: «Каждый
из нас виноват тем, что живет…». Всеобщая
трагическая вина кроется в факте
существования отдельного Я. Любая
трагедия должна быть понята человеком
как законное возмездие за свою вину.
Даже альтруистическое счастье Елены и
Инсарова, которые борются за доброе
будущее болгарского народа, оказывается
греховным. Так вырисовывается с авторской
очевидностью представление о вездесущем
и всеохватываютщем трагизме человеческого
существования. Но сами герои, сама
героиня, так и не поймут, в чем же кроется
их вина. Эта проблематика и решается на
уровне социально-бытового романа.
Решается на космическом или природном
уровне. И восходит такое представление
к философии Шепенгауэра с его представлением
о неизбывном трагизме человеческого
существования.