Файл: Оценка готовности детей к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идёт в школу.

Понятие «готовность к обучению в школе» включает физиологическую готовность к школьному обучению и психологическую готовность к обучению в школе.

На протяжении долгих лет актуальным остается вопрос: «В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или семь лет, а может быть в восемь? Как подготовить его к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей, так как от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Поэтому проблема психологической готовности к школьному обучению является актуальной на сегодняшний день.

Цель исследования: дать оценку психологической готовности к школьному обучению.

Объект исследования: психологическая готовность к школьному обучению.

Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Раскрыть понятие психологической готовности к школьному обучению.

3. Проанализировать критерии психологической готовности ребенка к школе.

4. Изучить особенности психологической готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Гипотеза исследования: психологическая готовность к школьному обучению зависит от сформированности интеллектуальной и личностной компонентов детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Автор: Р.С. Немов).

2. Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (Автор: Р.С. Немов).

3. Методика «Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» (Автор: Р.С. Немов).

4. Методика «Узнавание фигур» (Автор: Н.А. Бернштейн).

Теоретическая значимость исследования заключается в описании критериев психологической готовности к школьному обучению.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения материалов курсовой работы в самостоятельной деятельности практических психологов.


Глава 1 Психологическая характеристика готовности к обучению в школе

1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению

Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников называется психологической готовностью к школе. Подготовка детей к школе охватывает в жизни ребенка все сферы, и лишь один из аспектов этой сферы является психологическая готовность.

Готовность к школе на современном этапе рассматривается, как готовность к обучению в школе или готовность к учебной деятельности. Такое соотношение доказано взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих типов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, трудность психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как трудность смены ведущих типов деятельности, т.е. это форсирование от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [14,С. 45] Такой подход является актуальным и значимым, но готовность к учебной деятельности не охватывает целиком феномена готовности к школе.

В 60-е годы Л.И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе зависит от развития и совершенствования уровня познавательных интересов, мыслительной деятельности, готовности к произвольной регуляции, к социальной позиции школьника. Схожую точку зрения развивал А.В. Запорожец. Автор отмечал, что готовность к обучению в школе это целостная система взаимосвязанных личностных качеств ребенка, в том числе его мотивация, уровень развития аналитико-синтетической и познавательной деятельности[13,С. 51].

На сегодняшний день известно, что готовность к школьному обучению это воспитание многокомпонентное, которое требует комплексных психологических исследований.

В психологии развития выделяют традиционно три аспекта школьной зрелости: 1) интеллектуальный, 2) эмоциональный и 3) социальный.


Интеллектуальная зрелость это дифференцированное восприятие (т.е. перцептивная взрослость), которое включает в себя концентрацию внимания; подчеркивание фигуры из фона; аналитическое мышление, т.е. способность находить главные связи между явлениями; возможность логического запоминания; способность воссоздавать образец, а также усовершенствование тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Следует отметить, что понимаемая таким образом интеллектуальная взрослость в существенной мере отражает функциональное развитие структур головного мозга. [1,С. 75]

Эмоциональная зрелость в основном рассматривается как способность длительный период делать не слишком привлекательные упражнения, а также уменьшение импульсивных реакций.

Социальная зрелость рассматривается, как наличие желания ребенка общаться со сверстниками, способность детей подчинять свой образ действий законам детских групп, а также умение выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. [2,С. 65]

Следовательно, из выше сказанного создаются тесты определения школьной зрелости, основанные на выделенных аспектах.

В работах отечественных психологов наблюдается глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, которая исходит из трудов Л.С. Выготского. Зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на формирование тестов и тем самым меньше ориентированы на изучение теории данного вопроса. [6,С. 275]

Например, Л.И. Божович выдвигает несколько параметров психологического развития ребенка, которые в свою очередь влияют на благополучность обучения в школе. В эти параметры входит мотивационное развитие ребенка: познавательный и социальный мотив учения, способность произвольного поведения, и интеллектуальное развитие. Самым главным и важным параметром психологической готовности ребенка к школе, по мнению автора, является мотивационная сфера.

Подготовленный к школе ребенок, испытывает потребность в обучении, так как ему хочется занять определенную позицию в обществе сверстников и окружающих его людей. Обучение открывает ему доступ в мир взрослых и поэтому у него присутствует познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Эта потребность способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающему миру, которое Выготский Л.С. назвала «внутренней позицией школьника» [10,С. 375]. Данное новообразование Маклаков А.Г. играет огромную роль в жизни ребенка. Так как широкие социальные мотивы учения и «внутренняя позиция школьника» это явления исключительно исторические[15,С. 38].


Новообразование «внутренняя позиция школьника» это соединение двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми. Оно возникаюет на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и позволяет ребенку влиться в учебный процесс в качестве отдельного субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика, т.е. в социальном формировании и исполнении намерений и целей.

В проблеме психологической готовности детей к школе, произвольности уделяют особую роль. Известно, что ключевой проблемой психологической готовности к школе является слабый рост произвольности, это главный критерий психологической неготовности к школе. Но к сожалению, очень мало исследований направленных на изучение того, в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе. [4,С. 34]

Проблема состоит в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новшеством в младшем школьном возрасте, развитие которого происходит внутри учебной деятельности данного возраста, с другой же стороны -слабая развитость произвольности вредит началу обучения в школе.

Д.Б. Эльконина считает, что ребенку позволяет подняться на следующую ступень развития гораздо быстрее ролевая игра в детском коллективе, она формирует произвольность лучше, чем игра в одиночку[26,С. 302]. А втор отмечает, что в одиночку осуществить произвольный контроль ребенку бывает очень сложно, а коллектив корректирует нарушение в подражании какому-либо образу.

Напротив Е.Е. Кравцова, характеризуя психологическую готовнось детей к школе, отводит общению главную роль[14,С. 201]. Автор выделяет три сферы - отношение к самому себе, к сверстнику и к взрослому. Уровень развития этих отношений помогает определить степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. [8,С. 77]

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности.


1.2 Личностная и социально-психологическая готовность к школьному обучению

Личностная и социально-психологическая готовность - это готовность ребенка принимать новую социальную роль, роль школьника, имеющего иной круг прав и обязанностей. Готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, одноклассникам, самому себе. [5,С. 236]

Прежде всего, чтобы учение было плодотворным ребенок, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На возникновение подобного желания оказывает влияние позиция родителей к учебе, как к значимой содержательной деятельности, намного более значимой, чем игра дошкольника. Влияние оказывает и связь с другими детьми, сам шанс занять новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Устремленность ребенка занять новое социальное положение приводит к образованию его внутренней позиции. Гуткина Н.И. характеризует внутреннюю позицию, как центральное личностное позиционирование, которое дает характеристику личности ребенка в целом[11,С. 59]. Именно оно и определяет образ действий, инициативность ребенка и всю систему его отношений к происходящему, к самому себе и окружающим его людям. Ребенком образ жизни школьника в качестве человека, который занимается в общественном месте значимым и ценным делом, воспринимается, как естественный для него путь к взрослению - он отвечает сформированному в игре мотиву «стать взрослым и осуществлять все его функции». [6,С. 81]

Начиная с того времени, как в сознании ребенка образ школы приобрел черты искомого образа жизни, позволительно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новую сущность - стала внутренней позицией школьника, это означает, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.

Внутреннюю позицию школьника можно обусловить как систему потребностей и устремлений ребенка, связанных с обучением в школе т.е. такое отношение к школе, когда приобщенность к ней переживается ребенком, как его собственная нужда. [9,С. 87]

Для ребенка, поступающего в школу, кроме отношения к учебному процессу, важным является отношение к педагогу, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должен выработаться такой тип общения ребенка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится абсолютным авторитетом, появляется желание подражать ему. Упрощая общение в ходе урока, когда исключаются непосредственно эмоциональные контакты, когда нет возможности говорить на посторонние темы, делиться своими волнениями, а можно лишь давать ответы на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по тематике урока, сперва подняв руку.