Файл: Системный подход к менеджменту (Системный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
Развитие технологии в стране, казалось бы, напрямую влияет на деятельность, осуществляемую ООО «Автомат-сервис», в силу того, что из-за своевременного обновления производственной базы уменьшаются издержки, снижая при этом себестоимость производимых услуг и, тем самым, повышая конкурентоспособность продукции. Но все-таки данная компонента не оказывает сильного влияние на ООО «Автомат-сервис», так как современное оборудование для таких предприятий производится за рубежом.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура.
При проведении анализа непосредственного окружения ООО «Автомат-сервис» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика вида деятельности такова, что рассматриваемое ООО является производителем услуг производственного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это юридические лица (более 70 % рынка). Такими потребителями являются Управление Пенсионного фонда г. Братска, администрация г. Братска, Братское отделение № 2413 Сбербанка РФ, Братская таможня, ИФНС РФ по г. Братску, ИФНС РФ по Братскому району, ряд коммерческих предприятий.
Если же говорить о поставщиках, то сведения о названиях фирм – поставщиков являются конфиденциальными и данная информация не доступна для распространения. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что все поставщики дорогостоящего, новейшего и самого современного оборудования на предприятии – это зарубежные фирмы. С одной стороны положительная сторона этой ситуации заключается в том, что данное предприятие вовремя получает качественное оборудование, что хорошо сказывается на потребителях услуг ООО «Автомат-сервис», но с другой стороны – это прямая зависимость от иностранного поставщика. Это говорит о том, что наш регион не может обеспечить свои предприятия в полной мере современным отечественным оборудованием и приводит к зависимости от зарубежных стран - поставщиков.
При анализе микроокружения ООО «Автомат-сервис», также следует изучить конкурентов. В г. Братске для ООО «Автоматика-сервис» конкуренцию составляют: Центр стандартизации и метрологии г. Братска и ООО «Сибавтоматика». Приход этих компаний на рынок услуг кардинально меняет конкурентную ситуацию в городе. За счет масштаба и разрекламированного брэнда такие компании могут экономить на многих статьях своего бюджета. А это означает, что они могут предложить более низкие цены для потребителей. В такой ситуации ООО «Автомат-сервис» приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу, то есть снижать цены на услуги, а для этого нужно снизить затраты на производство, поэтому здесь не обойтись без продуманной и предусмотрительной политики, так как при всем при этом необходимо учитывать продвижение намеченной социальной политики по повышению заработной платы. Но пока влияние конкурентов можно назвать положительным, так как оно стимулирует развитие ООО «Автомат-сервис» и позволяет сделать свой рынок предложения более конкурентным.
Анализ внутренней и внешней среды, как он проводиться в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении. Известный метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации. Рассмотрим список слабых и сильных сторон ООО «Автомат-Сервис» в табл. 2.1
Таблица 2.1 Список слабых и сильных сторон ООО «Автомат-сервис»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Квалифицированный Сервисный центр Успешная кредитная история и устойчивые финансовые показатели Дилерские договора с известными заводами Наличие собственной площадки и сервисного центра Позитивный Имидж компании в общественной жизни Компания обладает определённым политическим ресурсом, связями в администрации города 40 лет на рынке г. Братска |
Слабая рекламная компания (потребители не получают информацию о новых услугах ООО) Неправильная ценовая политика (цены завышены) Недостаточное количество услуг |
Таблица 2.2 Список угроз и возможностей, с которыми может столкнуться ООО «Автомат-сервис»
Возможности |
Угрозы |
Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание Возможность узкой специализации Развитие корпоративных клиентов Плотная интеграция с заводами и получение больших скидок Увеличение рентабельности, контроль над затратами Создание нового бизнеса по аренде техники |
Происходит изменение политики поставщиков Партнёрство с банком или финансовой организацией для реализации финансовых проектов Интенсивное появление конкурентов |
ООО «Автомат-Сервис» переживает определенные финансовые трудности, поскольку не имеет средств для погашения краткосрочной кредиторской задолженности, которая составляет 31 500 тыс. руб., в то время как сумма наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов почти вдвое меньше - 16 490 тыс. руб. (280 + 430 + 15 780). Но положение далеко не критическое и особых опасений не вызывает, так как ни по налоговым платежам, ни по оплате труда персонала задолженности нет.
С учетом взаимосвязи показателей, характеризующих финансовое состояние данной организации, его следует признать неустойчивым. При определении возможной базовой стратегии функционирования - развития, стабилизации или антикризисной стратегии выживания, наиболее обоснованной является стратегия стабилизации.
Весь процесс работы ООО «Автомат-Сервис» состоит из взаимодействия внешних систем и внутренних подсистем. Следовательно результат определяется множеством внешних и внутренних взаимосвязанных процессов. Именно поэтому эффективное управление возможно только на основе системного подхода к управлению. Система не является простой суммой свойств входящих в нее частей, а обладает новыми системными качествами. При системном подходе вначале определяется вышестоящая система, изучаются ее свойства и закономерности развития, и только потом переходят к анализу нижестоящей системы (подсистемы) с учетом влияния вышестоящей. В управлении ООО «Автомат-Сервис» можно выделить три основные составляющие:
- Разработка представлений о конечных результатах деятельности и особенностях функционирования.
- Разработка технологии (плана) осуществления медико-производственных процессов (иными словами — представлений о способах достижения ожидаемых результатов).
- Обеспечение соответствия между теоретическими представлениями, с одной стороны, и реальными процессами и полученными результатами, с другой стороны.
Рассмотрение предприятия как системы позволяет выявить причины проблем, пересмотреть функции, структуру и организацию ее деятельности, а главное, наметить пути решения управленческих задач. Особое же значение системный подход приобретает:
- при разработке и реализации целевых комплексных программ по различным видам услуг;
- в разработке и реализации долгосрочных прогнозов и планов их развития;
- в оптимизации распределения ресурсов в городском масштабе;
- в обеспечении более обоснованных управленческих решений;
- в создании системы организационно-правовой документации.
Важным является также обеспечение преемственности ремонтно-профилактических мероприятий, их этапности и обоснованности. В системном анализе нуждаются также цели, задачи и объекты изучения в рамках экономико-правовых исследований.
Общие правила использования системного подхода к управлению ООО «Автомат-Сервис» можно сформулировать следующим образом.
1. Упрощению структуры системы способствует сокращение числа уровней управления, количества связей между компонентами системы и параметров модели управления.
Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим количеством жестких связей, способной быстро перестраиваться на решение новых задач, предоставление новых услуг и товаров медицинского назначения.
2. Структура системы должна быть такой, чтобы изменения в вертикальных связях системы не оказывали существенного влияния на ее функционирование. Субъекты управления индустрией должны делегировать часть своих полномочий объектам управления, предоставляя им максимально возможную свободу и самостоятельность.
Количество горизонтальных связей между компонентами системы одного уровня должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. С одной стороны, сокращение числа горизонтальных связей ведет к повышению устойчивости системы, что придает медико-производственной деятельности большую оперативность. С другой стороны, широта горизонтальных связей позволяет в полной мере реализовать неформальные отношения между компонентами системы, способствует распространению профессиональных знаний, обеспечивает координацию совместных действий компонентов одного уровня, направленных на достижение цели системы.
3. Все процессы, происходящие в системе, а также вне ее пределов, непрерывны и взаимообусловлены. В силу множественности и сложности описания систем не нужно пытаться познать абсолютно все их свойства, оценить все их параметры. В каждом конкретном случае можно ограничиться набором самых существенных для системы показателей, распределив их по уровням иерархии.
Если в структуре системы ООО «Автомат-Сервис» есть компоненты, не способствующие реализации ее главной цели (т. е. такие компоненты, без которых она и дальше могла бы успешно функционировать), то их следует, либо ликвидировать, либо перепрофилировать, переориентировав на выполнение других социально значимых функций в рамках системы, так и вне ее).
Изучение взаимодействия системы с окружающей средой надо проводить в следующей последовательности:
- построение «черного ящика»;
- уточнение требований к параметрам «выхода» системы;
- определение характера воздействия на систему факторов внешней среды;
- формулирование требования к «входу» системы;
- установление каналов обратной связи;
- проектирование процесса в системе.
Количество связей системы с внешней средой должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Чрезмерный рост числа связей усложняет управляемость системы, а их недостаточность негативно сказывается на качестве управления.
Стратегия функционирования и развития системы ООО «Автомат-Сервис» и ее компонентов строиться на основе иерархического дерева целей с использованием соответствующих оптимизационных моделей.
При построении дерева целей и в процессе оптимизации функционирования системы и ее компонентов необходимо как можно более активно искать и эффективно использовать любые проявления мультипликативности их функциональных свойств. Все субъекты ООО «Автомат-Сервис» должны ориентироваться на единственно возможный для них сегодня инновационный путь развития. Повышению обоснованности инвестиций способствует изучение доминантных и рецессивных признаков всех служб, звеньев и подразделений индустрии услуг с целью выявления производственных объектов, наиболее перспективных с точки зрения инвестирования.
ООО «Автомат-Сервис» с самого своего основания использует системный подход в управлении.
В числе наиболее существенных результатов внедрения системного подхода в управлении можно назвать:
- постоянное улучшение качества предоставляемых услуг и повышение удовлетворенности потребителей;
- повышение результативности и эффективности деятельности при сокращении затрат на оказание услуг;
- рост производственной и финансовой дисциплины;
- увеличение заинтересованности персонала в качестве, в том числе и через введение стимулирующих надбавок, а также создание такой атмосферы в коллективе, которая ориентирует персонал на долгосрочную перспективу;
- укрепление авторитета фирмы у населения, а также в профессиональных кругах.