Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ситуация в системе здравоохранения РФ выглядит двояко: с одной стороны резко снижается количество медицинских учреждений, с другой — смертность от болезней сокращается и на регулярной основе появляются инновационные технологии, способные изменить жизнь человечества к лучшему. В целом наблюдается стремление правительства улучшить обстановку, мешает лишь экономический фактор — элементарная нехватка бюджета.

В последние годы здравоохранение столкнулось с беспрецедентным для него вызовом: повысить эффективность без увеличения государственного финансирования. Для этого нужны существенные преобразования в организации оказания медицинской помощи и механизмах ее финансирования.

Реформа медицины привела к сокращению медучреждений по всей РФ. По статистке, в 1932 году работало 5962 поликлиник, сегодня ежегодно сокращают 350 медицинских заведений. По словам экспертов, через пять лет на всю территорию РФ может остаться лишь 3000 государственных больниц. Кроме сокращения медицинских учреждений значительно ухудшается качество обслуживания пациентов, которые предпочитают проходить лечение в платных клиниках, нежели в государственных больницах.

Проблемы с предоставлением медицинских услуг. По мнению экспертов, реформы приведут к полному уничтожению бесплатной медицины, частные клиники начнут развиваться и многим людям станет не доступна медицинская помощь. Уже сегодня в предоставлении медицинских услуг нуждаются не только сёла, но и города. Медучреждений не хватает, во многих населённых пунктах даже нет фельдшера, что сильно усложняет жизнь трудоспособным пациентам. Особенно страдают инвалиды и пенсионеры, которые не могут себе позволит дальние поездки в больницу и лечение в частных клиниках.

1 Система здравоохранения в России

1.1 Развитие отрасли здравоохранения в России

Система здравоохранения — это совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной целью которых является улучшение здоровья. Для функционирования системы здравоохранения необходимы кадровые ресурсы, финансовые средства, информация, оборудование и материалы, транспорт, коммуникации, а также всеобщее управление и руководство. В рамках системы здравоохранения должны оказываться услуги, чутко реагирующие на потребности и справедливые с финансовой точки зрения, при уважительном отношении к людям.


Хорошая система здравоохранения каждый день ощутимо улучшает жизнь людей. Так, система здравоохранения приносит пользу матери, направив ей письмо с напоминанием о том, что ее сыну необходимо сделать прививку от угрожающей его жизни болезни. То же можно сказать и о семье из деревни, наконец-то получившей доступ к чистой воде из колодца, за которым ведется надлежащий уход благодаря финансированию правительством проекта в области санитарии; или о человеке с ВИЧ/СПИДом, получающем антиретровирусные препараты и советы по питанию и проходящем регулярные осмотры в доступной по стоимости клинике.

Окончательная ответственность за общее функционирование системы здравоохранения в стране лежит на правительстве, но разумное руководство в районах, муниципальных округах и отдельных медицинских учреждениях также очень важно.

Усиление систем здравоохранения и их функционирование на более справедливой основе признано основными стратегиями борьбы с нищетой и содействия развитию.

Проблемы, связанные с системами здравоохранения, не ограничиваются бедными странами. В некоторых богатых странах имеются большие группы населения, не имеющие доступа к медицинской помощи из-за несправедливой организации социальной защиты, а в других странах ведется борьба против роста цен из-за неэффективного использования ресурсов.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий); 

- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации. 

Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.


Уровень развития медицинской науки определяет перспективы совершенствования всей системы здравоохранения. Настоящее состояние медицинской науки в Российской Федерации характеризуется размытостью приоритетов, низким инновационным потенциалом, плохой связью с государственными заказчиками, слабой системой внедрения научных результатов в практическое здравоохранение. Развитие современных научных исследований в области медицины возможно лишь при условии комплексного подхода, основанного на привлечении разработок фундаментальных медико-биологических, естественных и точных наук, а также новых технологических решений.

В системе здравоохранения в 2007 г. работало 616,4 тыс. врачей и 1 349,3 тыс. среднего медицинского персонала (в 2004 – 607,1 тыс. и 1 367,6 тыс.; в 2006 г. – 607,7 тыс. и 1 351,2 тыс. соответственно). Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составила 43,3 (2004 – 42,4; 2006 г. – 43,0), средним медицинским персоналом – 94,9 (2004 г. – 95,6; 2006 г. – 95,0). Соотношение врачей и среднего медицинского персонала составляет 1: 2,2.
Несмотря на то, что врачей в Российской Федерации больше на душу населения, чем, в среднем, в развитых странах, качество медицинской помощи и показатели здоровья населения в нашей стране значительно хуже, что свидетельствует о низкой эффективности отечественной системы медицинской помощи, недостаточной квалификации врачей и слабой мотивации их к профессиональному совершенствованию. 

Кроме того, соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации. 

Кроме того, наблюдается существенная диспропорция в распределении врачебных кадров: излишняя концентрация их в стационарных учреждениях и нехватка в амбулаторно-поликлинических.

Среди проблем в области управления медицинскими кадрами следует отметить низкую заработную плату медицинских работников, уравнительные подходы к оплате труда медицинского персонала, низкие социальную защищенность и престиж медицинской профессии, несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования современным потребностям здравоохранения и невысокое качество преподавания, отсутствие системы непрерывного медицинского образования (НМО), низкую информированность медицинских работников о современных методах диагностики и лечения заболеваний, слабую подготовку управленческих кадров в здравоохранении и медицинском страховании, невысокий профессиональный уровень медицинских работников.


1.2 Статистика смертности в России

На основе данных Министерства здравоохранения РФ Федеральная служба государственной статистики (Росстат) собирает статистику о смертности в России. Статистика общедоступна, с её помощью все желающие могут узнать, каковы причины смертности в России, как меняются демографические показатели в России в целом и на её отдельных территориях по годам.

Основные причины смертности в России в 2016 г.

Всего в 2016 году умерло 1 891 015 россиян.

  • Чаще всего к смерти приводили: болезни системы кровообращения – 904 055 смертельных случаев, в частности ишемическая болезнь сердца унесла 481 780 жизни.
  • Злокачественные образования являются второй основной причиной смертности в России – от этой группы болезней скончалось 295 729 человек.
  • Третья основная причина смертности – так называемые «внешние причины смерти». Эта категория включает несчастные случаи, убийства, самоубийства, нанесение травм, приведших к смерти и т.д. Всего по указанным причинам скончалось 167 543 человека.
  • Частыми причинами смерти становились ДТП (15 854), случайные отравления алкоголем (14 021) и самоубийства (23 119).
  • Отравление алкоголем также является существенной причиной смертности в России – от спиртного и болезней, вызванных чрезмерным употреблением алкоголя, скончалось 56 283 человек.

Сравнение статистики за 2016 и 2017 год дает возможность установить, как меняются причины смертности в России. Поскольку на сегодняшний день отсутствует полные статистические данные по 2017 году, сравним данные за первое полугодие 2016 и 2017 года.

В целом можно увидеть, что число умерших в период с января по июль в сравнении с прошлым годом сократилось на 23 668 смертей. Несмотря на то что число скончавшихся от болезней систем кровообращения снизилось на 17 821 человека, эта причина смертности остается ключевой и значимой – 513 432 смертей за указанный период. Существенно снизилось число людей, ставших жертвой внешних причин смерти – травмы и отравления стали причиной 80 516 смертей в первой половине 2016 г. против 90 214 в первом полугодии 2017-го. Важно учитывать, что эти числа являются предварительными, и общая годовая статистика может быть менее оптимистичной.

Хотя относительное улучшение ситуации в 2017 году выглядит оптимистично, следует также учитывать, что это следствие долгого процесса. В период между 1995 и 2005 годом ежегодная смертность колебалась между 2,2 и 2,36 млн человек. Начиная с 2006 года наблюдается снижение ежегодного числа умерших. Так, в 2005 году скончалось 2 303 935 человек, в то время как в 2006 цифра снизилась до 2 166 703, а уже 2011 году впервые за долгое время стала ниже 2 млн человек. В 2013 и 2014 гг. прирост населения впервые стал выше смертности, хотя число умерших поднялось с 1 871 809 до 1 912 347 человек. После скачка 2014-го года, статистика смертности в России продолжала снижаться, что демонстрируют числа за 2015 и 2016 гг, а также предварительные данные по 2017 г. К сожалению, снижение смертности в России обуславливается многими причинами, в том числе и высокой смертностью среди пожилого населения страны в предшествующие годы. Именно люди пенсионного возраста являются самой большой демографической группой среди умерших в России.


Рассматривая эти показатели, следует принять во внимание, что регистрация причин смертности может являться объектом манипулирования. Это сложнее сделать с показателем смертности от всех причин и ожидаемой продолжительности жизни. Учитывая это обстоятельство, правомерно предположить, что данные о выполнении целевых показателей снижения смертности от отдельных причин могут содержать имитационную составляющую. Что же касается общей смертности, то очевидно, что обеспечить дальнейшее ее снижение без дополнительных государственных ресурсов отечественной системе здравоохранения пока не удается.

2 Современные проблемы системы здравоохранения

2.1 Состояние отрасли здравоохранения

На управленческую деятельность в лечебно-профилактических учреждениях влияет множество факторов, количество которых значительно прибавилось в связи с реформированием системы здравоохранения и которые усложняют процесс управления.

Проблемы в управлении лечебно-профилактическим учреждением возникают в результате факторов[1]

  • - усложнения структуры системы здравоохранения;
  • - дефицита научного управленческого подхода к решению проблем в медицине;
  • - появления рыночных отношений между субъектами хозяйственной деятельности в системе здравоохранения;
  • - появления рынка платных медицинских услуг;
  • - появления конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями различных форм собственности (муниципальными, государственными, частными);
  • - резкого роста требований к качеству оказываемых медицинских услуг со стороны потребителей, ФОМС и страховых компаний;
  • - увеличения требований и форм отчетности со стороны органов управления здравоохранением и других контролирующих организаций;
  • - кадрового дисбаланса (отсутствие младшего медицинского персонала, дефицит медсестринских кадров);
  • - роста самосознания и потребность кадров в повышение уровня знаний;
  • - введение новой системы оплаты труда.

Все эти изменения повышают нагрузку на медицинских работников, усиливают стрессовую ситуацию, вызывают у ряда сотрудников сопротивление и затрудняют управление персоналом.