Файл: Конфликтные ситуации в группе и психологические методы их профилактики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Деструктивные конфликты влияют на работу организации, так как препятствуют эффективной работе, взаимодействию, групповой сплоченности, принятию решений, создают неблагоприятный психологический климат в коллективе. Деструктивные конфликты необходимо предотвращать, поэтому тема, рассматривающая психологические методы профилактики и регулирования конфликтов – является актуальной и востребованной. Однако вступая в конструктивный конфликт, участники получают возможность выражать различные мнения, спорить, искать альтернативы решений, поэтому правильным подходом является осуществлять управление конфликтами с выгодой для компании. Для этого требуются умения грамотно анализировать конфликты и причины их возникновения, а также возможные последствия.

Объектом данного исследования являются конфликтные ситуации в группе.

Предметом исследования являются психологические методы профилактики и регулирования конфликтов в группе.

Целью данной курсовой работы является изучение структуры конфликта, причин его возникновения в группе и методы профилактики и регулирования возникающих конфликтных ситуаций в группе.

Цель исследования определяет постановку ряда задач:

  • определить сущность, виды и предпосылки к возникновению конфликтов в организации;
  • рассмотреть теоретические основы управления конфликтами;
  • рассмотреть психологические методы профилактики и регулирования конфликтов;
  • проанализировать кейс-задание;
  • определить причину проблем;
  • разработать программу по решению возникшей конфликтной ситуации.

Теоретической основой и методологической базой исследования
послужили труды российских и зарубежных авторов.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи исследования.

В первой главе дается определение конфликта, его структура, классификация конфликтов, проводится исследование конфликта, выявляются его основные стадии, анализируются виды конфликтов, рассматриваются предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в группе, слова конфликтогены, а так же психологические методы профилактики и регулирования конфликтов.

Вторая глава посвящена решению кейс-задания.


В заключении подведены итоги исследования.

ГЛАВА 1. Конфликтные ситуации в группе и психологические методы их профилактики и регулирования.

Сущность конфликта

До сих пор единого термина слову «конфликт» не существует. Оно произошло от латинского слова conflictus, что в переводе означает – столкновение. Именно поэтому многие авторы, такие как: Ожегов С.И., Петровский А.В. и Ярошевский М.Г., Хасан Б.И. в своих определениях этого понятия используют слово «столкновение». И все же не все авторы включают слово «столкновение» в свои определения понятия «конфликт». Многие авторы употребляют к этому понятию слово «противоречие»[1]. Так, например Н.В. Гришина определяет конфликт как «Ситуацию противоречий, разногласий и столкновения между людьми»[2].

Понятие конфликта в своём учебном пособии Лукин Ю.Ф. характеризует как: «Противоборство, и способ разрешения возникающих противоречий и эмоционально окрашенный процесс социального взаимодействия»[3].

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу[4].

Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба[5].

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Классификация конфликтов

Конфликты в организации классифицируются не только по степени распространения, но и по степени открытости конфликтных взаимодействий. По этому основанию различают открытые и скрытые формы конфликта.

1. Открытые конфликты;

Здесь все взаимодействия противоборствующих сторон явно обозначены, декларируемы и предсказуемы. О таких конфликтах известно и высшему руководству организации, и любому работнику в ее пределах, и иногда — представителям (обычно руководителям) других организаций. Конфликтные взаимодействия такого рода проявляются в виде прямых протестов, косвенных акций (подстрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивного сопротивления (невыполнение заданий или невыход на работу) и т.д. В зависимости от ситуации реакция соперника может быть открытой или скрытой. Однако последняя в данном случае не поощряется, так как расценивается как проявление слабости или малодушия. Большинство открытых конфликтов достаточно хорошо структурированы, в них ярко выражены интересы и претензии сторон, резко очерчены границы конфликтной ситуации.

С точки зрения управления и последующего гашения открытые конфликты более предпочтительны, но вместе с тем в силу своей остроты они могут быть разрушительны и распространиться на другие структурные единицы организации.

2. Скрытые конфликты;

Скрытые конфликты составляют основную долю конфликтных взаимодействий. Эти конфликты недоступны непосредственному наблюдению, поскольку соперники пытаются подавить соперника или навязать ему свою волю, используя факторы неожиданности или неизвестности. Скрытые конфликты разделяют на два вида:

1) конфликты, включающие в себя те же действия, что и при открытом конфликте, но не манифестируемые, информация о которых до определенного момента сведена до минимума. К таким скрытым действиям следует отнести отказ в поддержке (под разными предлогами), регулирование производительности, утечку информации, саботаж, предоставление невыгодной работы (так как якобы ее некому больше выполнять) и т.д. При этом одна из сторон занимает позицию отстраненности, неведения, предоставления ненужной или даже вредной по последствиям помощи. Очень часто вред сопернику наносится через третьи лица или со ссылкой на высшие инстанции;

2) психологические конфликты, в которых соперники (или один из соперников) пытаются воздействовать на цели, видение ситуации и способы достижения целей[6].


Также, с точки зрения повышения эффективности организации и достижения, поставленных перед ней целей, конфликты можно разделить на два вида:

  • Дисфункциональный (деструктивный), который приводит к снижению эффективности деятельности организации.
  • Функциональный (конструктивный), представляющий собой преодоление отжившего и поиск нового, его цель – достижение лучших результатов.

Именно эти две составляющие конфликта демонстрируют, почему так важно работать с конфликтными ситуациями. Используя функциональную (конструктивную) часть конфликта предприятие имеет возможность исправить свои недостатки и в целом стать лучше.

В зависимости от причин различают следующие типы конфликтов:

  1. Конфликты целей
  2. Конфликты познания
  3. Конфликты чувств

Виды конфликтов по характеру:

  • объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
  • субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Исследование конфликта

Простейшая описательная модель любого конфликта — это треугольник из трех взаимосвязанных сторон, составляющих единое целое.

Рисунок 1. Треугольник конфликта

Три его стороны — это три важные составляющие анализа любого конфликта. Три шага в исследовании конфликта.

Первый шаг: Необходимо выяснить, кто является субъектами конфликта.

«Конфликт…возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами. Где субъекта нет – не может быть конфликта»[7].

Это субъекты социального взаимодействия: люди, личности и организации, физические и юридические лица, социальные группы. Необходимо четко ответить на один из главных вопросов: «Кто является противоборствующими сторонами?». В любом конфликте должно быть обязательно две стороны. Конфликта нет, если нет двух сторон, оппонирующих друг другу. Участников же конфликта может быть множество. Среди них — сочувствующие, подстрекатели, наблюдатели и др.

Второй шаг: Выяснить, что собой представляет объект конфликта. Объект — это то, на что направлены действия субъектов конфликтного противоборства, то за что они борются, что делят и в чем заключается проблема. Объектом конфликта являются материальные ценности, деньги, ресурсы, информация, территория, пространство, разные культуры, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся обе стороны в конфликте. Предмет конфликта представляет различные стороны, свойства объекта конфликта. Предмет конфликтного противоборства составляют различные свойства и качества объекта, такие как: амбиции и психологическая несовместимость людей, ролевая разбалансированность, искажение информации и другие стороны объекта. Иногда объект и предмет бывает трудно разграничить.


Третий шаг: Необходимо определить динамику конфликта. Любой конфликт представляет собой процесс. Развитие конфликта выглядит следующим образом:

  1. Предконфликтная стадия характеризуется появлением условий, в результате которых может возникнуть конфликт.

Нарастает напряженность в отношениях между субъектами конфликта из-за наличия некоторых противоречий и разногласий между ними. Чаще всего даже на этой самой первой стадии между субъектами уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Они могут выражаться в противоречиях, эмоциональном напряжении людей, различных точках зрения и просто расхождениях во мнениях.

  1. Конфликтная стадия, на которой существование конфликта признается сторонами. На этой стадии проявляется открытое противоборство сторон, наличие определенной проблемы признается субъектами конфликта и начинается путь к его разрешению, поиску компромисса и налаживанию отношений. Стадия непосредственно конфликта характеризуется двумя основными признаками, появление которых свидетельствует о наступлении непосредственно конфликта.
  • Первый признак — наличие ясно выраженной установки на борьбу с соперником. При отсутствии такой установки полномасштабный конфликт не разгорится, так как члены группы будут отказываться от конфликтных действий в силу боязни, равнодушия, расслабленности или других причин. Установка на борьбу особенно важна для лидеров групп, цель которых — поддерживать стремление к противоборству у остальных членов групп.
  • Второй признак — наличие инцидента, т.е. ярко выраженных столкновений между соперниками[8].
  1. Стадия разрешения конфликта характеризуется объективным изменением ситуации и психологической перестройкой сторон. На этой стадии субъекты конфликта пытаются прийти к единому мнению. Конфликт разрешается быстрее, если обе стороны готовы идти на компромисс и менять свои условия и позицию.

Термин «компромисс» произошел от латинского слова «compromissum», что в переводе означает «соглашение» – соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-нибудь интересов, стремлений[9].

Без умения идти на компромисс очень трудно разрешать конфликтные ситуации, как в личной жизни, так и на работе.

  1. Продуктивная стадия характеризуется тем, что намерения участников конфликта обретают конкретные формы поведения.
  2. Заключительная стадия конфликта характеризуется тем, какие последствия наступают после разрешения конфликта[10].