Файл: Сущность и организационные формы аукционов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возрастающие объемы разовых сделок, осуществляемых на международных торгах, в современных условиях привели к тому, что единичные и групповые оференты выступающие в качестве генеральных подрядчиков, не всегда способны выполнить все контрактные обязательства собственными силами. Вследствие этого немаловажное значение для победы в торгах, приобрел правильный выбор субпоставщиков и субподрядчиков. Этот выбор иногда осуществляется путем объявления торгов самим оферентом. Такие торги получили название "вторичные. В свою очередь, субподрядчик или субпоставщик, выигравший подобные торги, может передавать часть своих обязательств другим фирмам, объявив третичные торги. Анализируя все вышесказанное, схема взаимодействия участников международных торгов выглядит следующим образом (см. рис.1):

Рис.1 Схема взаимодействия участников международных торгов

В заключение я считаю целесообразным рассмотреть современные тенденции в международной практике проведения торгов.

Широкому распространению торгов в современных условиях способствует то, что увеличение масштабов государственных заказов требует объективности в выборе той или иной фирмы в качестве поставщика или же подрядчика. В практике мировой торговли известны случаи, когда выдача правительственных заказов, минуя торги, приводила к довольно серьезным политическим последствиям. Подобная тенденция распространилась в последнее время и на акционерные общества, чьи правления неоднократно привлекались к судебной ответственности за заключение прямых двусторонних сделок с так называемыми "дружественными фирмами по иску акционеров.

Изменениям в динамике и тенденциях развития торгов незначительно способствовали такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, проявляющееся в необходимости более узкой специализации, а также возрастание объемов и технической сложности объектов капитального строительства, подряды на которые сдаются с торгов в развивающихся странах.

Степень открытости торгов для иностранных участников всегда являлась и до сих пор является одной из ключевых проблем международной тендерной практики. До сих пор в большинстве стран, активно применяющих систему торгов, преобладает практика "торгов по приглашению". К ним относятся: Австралия, Великобритания, Голландия, Италия, Испания, Новая Зеландия, Франция, Германия. В Японии распространен особый вид торгов "по приглашению" - с градацией поставщиков и подрядчиков под определенный объем работ или поставок. И только в Норвегии и в США преобладает практика проведения действительно открытых торгов.


Обострение проблем сбыта и конкуренции на мировой современном рынке влияет на ужесточение условий торгов. Тендерные комитеты имеют право произвольно переносить сроки открытия торгов и рассмотрения предложений; без объявления причин аннулировать торги. Участники торгов, при передаче своих предложений обязаны давать письменные подтверждения, что они согласны с прилагаемыми условиями будущих контрактов.

В условиях обострения проблем загрузки производственных мощностей и конкурентной борьбы фирм все развитых стран торги рассматриваются, как исключительно нужный канал сбыта. Особенно острая конкурентная борьба разворачивается между инженерно-консультационными, промышленными и инженерно-строительными организациями развитых государств при участии в торгах в развивающихся странах.

Кроме того в современных условиях наблюдается рост количества фирм-участников торгов, переориентация приоритета с ценовых факторов конкуренции на технико-экономические показатели и льготность условий финансирования, развитие многостороннего сотрудничества по сооружению объектов, развитие методов количественного анализа международной тендерной деятельности (количественный учет экономических и политических рисков, создание автоматизированных методов расчетов и банков данных).

В общем же торги в современных условиях получили довольно широкое распространение. Они играют важную роль в поиске и отборе контрагентов, для заключения сделок на поставку машин и оборудования, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ, а также строительстве объектов "под ключ". Международные торги применяются также для выбора иностранных партнеров при создании совместных предприятий. Таким образом, современная практика развивает основные тенденции в становлении и эволюции тендерных методов коммерческой деятельности.

Управление  проведением аукциона осуществляется аукционным  комитетом, в состав  которого входит председатель (директор  аукциона),   представители местных органов муниципальных властей. 
     Директору  аукциона  непосредственно подчинены  исполнительные  службы,  в  том  числе:   финансовая,   правовая, экспертная,  транспортная,  и  др.  Аукционный   комитет   разрабатывает   и утверждает правила аукционных торгов с графиком их проведения и  назначением ведущего торгов – аукциониста.
     Все операции торгово-технологического порядка, которые совершаются на аукционах, подразделяются на три части:
     - операции подготовительного этапа;
      - операции, которые непосредственно  связаны с проведением аукционных  торгов;
      - те операции, которые связаны со взаиморасчетами между участниками торгов и их организаторами (регистрация и оформление состоявшихся аукционных сделок) [5, c.108].
     На  первом этапе основными операциями считаются подготовка аукциона к  проведению торгов и подготовка аукционных товаров к реализации. Начинается подготовка аукциона к проведению торгов со всестороннего анализа предложений, которые поступают от владельцев товаров. Они указывают в своих предложениях:
     - общепринятое (обязательно полное) наименование своих товаров;
      - краткое описание товаров;
      - детальные характеристики потребительских  качеств и свойств товаров;
      - необходимые сведения об общем  количестве экземпляров;
      - реквизиты владельца (юридический  и фактический адрес, полные  банковские реквизиты, контактные телефоны, ФИО ответственных лиц) [5, c.109].
     Полученные  предложения подлежат серьезному анализу. Затем владельцам представленных на аукцион товаров направляют приглашения  с целью согласования и оформления соглашений.
     К технологическим операциям по организации и подготовке аукциона (и, соответственно, торгов) следует отнести также:
     - подготовку площадей и помещений  для предпродажной подготовки  и хранения аукционных товаров;
      - согласование и назначение сроков  проведения аукционных торгов;
      - печать и продажу входных регистрационных билетов или приглашений;
      - изготовление специальных сигнальных  табличек;
      - комплекс рекламно-информационных  мероприятий [5, c.110].
     Одной из важных операций, которые связаны  с грамотной подготовкой товаров  к их реализации с аукциона, - экспертиза. Она завершается фиксированием (назначением) стартовой цены на единицу товара. Все необходимые условия продажи товара на аукционе должны быть отражены в аукционном соглашении. Оно подписывается группой ответственных за проведение аукциона лиц: юрисконсультом, аукционистом, экспертом, владельцем товара и директором (управляющим) аукциона. Аукционное соглашение должно быть оформлено в двух подлинных экземплярах. Товары, принятые на аукцион от их владельцев, в случае обоснованной технологической необходимости могут быть направлены на предпродажную подготовку, после чего их следует отсортировать в зависимости от их качества по лотам (товарным партиям). Из каждого такого лота отбирается образец - для представления участникам аукционной торговли. Количество товаров в конкретном лоте зависит от сложившихся традиций и правил торговли данным типом товара. Далее каждому лоту должен быть присвоен номер, по этому номеру он будет принимать участие в продаже с аукциона [5, c.110].
     Для текущего и более полного информирования потенциальных покупателей о предлагаемых к реализации лотах (товарах) аукцион издает подробный каталог-сводку, где указываются номера и составы аукционных лотов. Каталоги с подробным указанием дат работы аукциона и установленных правил проведения аукционных торгов рассылаются традиционным покупателям.
     Обязательное  условие  организации аукциона  –  заблаговременное   предоставление   потенциальным   покупателям возможности ознакомиться с товарами. Все товары, заявленные  для  продажи  и внесенные в аукционную ведомость, должны быть предварительно выставлены  для осмотра.   Потенциальные   покупатели   имеют   возможность   до    аукциона ознакомиться с подлинными экземплярами товаров, так после продажи товара  на аукционе  никакие  претензии  к  качеству  не  принимаются  (кроме   скрытых дефектов).
     Аукционы  заблаговременно оповещают продавцов (поставщиков)  о  сроках проведения торга. Для этого до начала аукциона, обычно за  1,5-2  месяца,  в прессе помещаются рекламные объявления с указанием условий, места и времени проведения  торгов,  количества  и  ассортимента  предлагаемых   к   продаже товаров.  Весьма  эффективными  средствами  информирования  служат  красочно оформленные  рекламные  щиты  и   транспаранты,   располагаемые  в местах проведения аукциона, на территории  торговых  предприятий,  фасадах  зданий, где проводится аукцион. На транпарантах, рекламных афишах   указывают  режим работы аукциона, дату и время  проведения  торгов,  перечень  принимаемых  к продаже  товаров,  услуг и др.  Наряду  с этим   применяться   радио-   и телевизионная реклама,  рассылка  возможным  покупателям  рекламных  брошюр- проспектов, рекламных листков и т. д.
     При гласном способе проведения аукционов  аукционист  объявляет  номер очередного лота, называет начальную цену и спрашивает:  «Кто  больше?» Если очередного повышения цены не  предлагается,  аукционист  после  троекратного вопроса «Кто больше?» ударяет молотком, подтверждая, что данный  лот  продан последним, назвавшему и наивысшую цену.
     Покупатель, желающий приобрести товар, поднимает  сигнальную табличку, лицевая  сторона  которой  обращена  к  аукционисту,   и   объявляет   цену, превышающую стартовую. Аукционист повторяет каждую предложенную покупателями цену и называет место, откуда поступила цена.
     В тех случаях, когда из-за отсутствия интереса к данному лоту или  по причине сговора покупателей не удается достичь намеченного уровня  продажной цены, аукционист имеет право без объяснений снять лот с  торга  и  выставить его позже снова.
     После  окончания  торгов  по  данному   лоту   покупатель   оформляет аукционную сделку. Для оплаты  за  купленный  товар  на  аукционе  бухгалтер выписывает  товарный  чек  в   двух   экземплярах,   в   котором   указывает наименование товара, номер информационной карты, номер  лота,  окончательную аукционную  цену,  сведения  о  покупателе,  дату  продажи.   На основании оплаченного  товарного  чека  бухгалтер  регистрирует  продажу товаров в аукционной  ведомости  для  последующего  распределения  аукционной  выручки (разница между стартовой и продажной ценой)  между владельцем  товара  и организаторами аукциона.
     Порядок  распределения   аукционной   выручки   предусматривается   в аукционном соглашении.
     В   практике   проведения    зарубежных   аукционов    используются автоматизированные  способы.  При  этом  изменение  цены  на  повышение  или понижение фиксируется покупателями с помощью нажатия  электрических  кнопок, отражающих  цену  на  циферблате.  Лот  покупает  тот,  кто  первый   нажмёт электрическую  кнопку,  останавливаемую  стрелкой   циферблата.   Покупатель определяется  по  заблокированной   горящей   лампочке.   Автоматизированные системы проведения аукционов снижают трудоёмкость  и  позволяют  существенно ускорить  процесс  проведения  торгов.  Возможно   проведение   и   "заочных аукционов", когда заявки подаются в запечатанных конвертах [14, c.85]. 



4. Особенности организации, торгов товарами  на аукционах 


     Аукционы  используются для того, чтобы продавать  товары, начиная с недвижимости и произведений искусства и заканчивая правами на добычу минеральных ресурсов и вырубку леса. Аукционы, также, часто проводятся на рынке контроля, на рынке услуг профессиональных спортсменов, на приватизации фирм контролируемых правительством и как часть слушаний процессов о банкротстве.
       Товарные аукционы представляют собой специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства - качество, внешний вид, вкус и т.д. Поэтому аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы покупателем. Предварительный осмотр является обязательным условием аукционной торговли, так как ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи товара с аукциона не принимают никаких претензий в отношении качества товара (кроме скрытых дефектов) [13, c.118].
       Аукционы — это коммерческие организации, располагающие соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом. Наиболее распространены аукционы, организованные в форме акционерных обществ. Нередко это крупные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их оптовым посредникам, получая прибыль от разницы цен. Эти же аукционы принимают на перепродажу товары и от независимых производителей на комиссионных началах. Крупные аукционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров, например, по выделке скупаемых у заготовителей сырых шкурок. Торг на таких аукционах обычно происходит открыто, непосредственно с участием покупателей. Открытые аукционы специализируются главным образом на торговле пушниной, животными, рыбой, тропическими фруктами, предметами искусства.
     Другие  аукционы представляют собой специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии, получая вознаграждение от продавцов, а иногда и от покупателей. Сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют, а их поручения в пределах установленных ими полномочий выполняют брокеры. Иногда такие аукционы называют закрытыми. Они специализируются преимущественно на торговле шерстью, чаем, табаком, реже — пушниной [13, c.119].
     Для приема товаров на аукцион продавцы должны оформить так называемое предложение  по выдвижению товара на аукцион. В  предложении указывается полное наименование товара, его краткое  описание, характеристика потребительских свойств и качества, данные о количестве экземпляров, а также сведения о владельце. Экспертная оценка товара (имущества) завершается установлением стартовой цены. В некоторых случаях продавец и работники аукционного комитета могут договариваться о "резервной" цене, ниже которой товар не может быть продан. Все условия аукционной продажи товара фиксируются в аукционном соглашении, подписываемом заинтересованными сторонами.
       Принятые от продавцов товары  сортируют в зависимости от качества по лотам (стандартная партия или единица товара) и от каждой партии отбирается образец. Каждому лоту присваивают номер, по которому он будет продаваться с аукциона. По завершении сортировки аукцион выпускает каталог с указанием номеров лотов и рассылает его возможным покупателям с приложением правил аукционного торга. Обязательное условие организации аукциона - заблаговременное предоставление потенциальным покупателям возможности ознакомиться с товарами. Все товары, заявленные для продажи и внесенные в аукционную ведомость, должны быть предварительно выставлены для осмотра. Потенциальные покупатели имеют возможность до аукциона ознакомиться с подлинными экземплярами товаров, так как после продажи товара на аукционе никакие претензии к качеству не принимаются (кроме скрытых дефектов).
     Оформление  контрактов осуществляется администрацией аукциона на основании записей, сделанных  помощником аукциониста. Комитенты  получают деньги за свои товары, а покупатели вносят полные суммы стоимости купленных  ими товаров или авансы и забирают товары со складов в течение срока, установленного правилами аукциона [13, c.119].
Аукционы,являясь коммерческими организациями  могут  кредитовать поставщиков  товаров, выдавая им денежные авансы Покупатели могут получать товары с аукциона в коммерческий кредит и возвращать его по мере распродажи или использования товаров. Таким образом, аукционная торговля создает значительные удобства для поставщиков и покупателей, сокращая издержки обращения и обеспечивая продажу по ценам, близким к оптимальным для данного региона.


5. Практика аукционной торговли за рубежом

Голландский аукцион получил свое название благодаря широкому распространению в этой стране. В Нидерландах, известных по всему миру как страна-поставщик цветов, на первых голландских аукционах именно цветы были предметом торгов.

Владельцем аукциона задается максимальная начальная цена, которая либо в несколько раз выше рыночной, либо равна ей. Помимо начальной цены задается еще и шаг цены, а именно та сумма, на которую будет уменьшаться максимальная цена по прошествии определенного интервала времени (10 секунд, 1 минута, 5 минут и т.д.). Таким образом, с течением времени цена лота уменьшается. Владелец аукциона имеет право задать и минимальную конечную цену, ниже которой он не хотел бы расставаться с лотом. Первый участник аукциона, нажавший кнопку, которая остановит торги на текущей сумме, становится победителем и покупателем лота.

Желающим принять участие в торгах лота необходимо внести за это определенную плату. Как только наберется заданное количество участников, начинаются торги. Пользователь, выкупивший лот в ходе аукциона, считается победителем. Если же никто из участников не нажал на кнопку, то аукцион считается несостоявшимся, а начальные взносы не возвращаются. Плата за участие в аукционе возвращается пользователям только в том случае, когда из-за недостаточного количества участников аукцион не проводиться, и владелец товара снимает лот из листа ожидания.

Примечательно то, что голландский аукцион считается одним из самых быстрых аукционов, а также он идеально подходит для оптовых продаж, т.к. владелец лота может выставлять целые партии товаров одновременно.

Голландские аукционы широко распространены на практике и используются в различных областях от торговли недвижимостью до продажи акций.

Как работает аукцион по продаже цветов в Аалсмере (Нидерланды)? В будние дни к 9 часам утра сюда поступают крупные партии цветов, и их продажа происходит сразу в пяти залах. Цветы движутся по конвейеру через весь зал, покупатели сидят за специально оборудованными столами. На стене висит циферблат, на котором стрелка движется от максимальной цены до минимальной. Кнопки на столах связаны с циферблатом: когда тележки с цветами движутся по конвейеру, движется и стрелка цены. Тот, кто первым нажмет кнопку, остановит циферблат и станет покупателем партии. Время для принятия решения ограничивается несколькими секундами. Уже через несколько минут покупатель получает документы на цветы, а саму партию упаковывают и доставляют по месту назначения. Ежедневно в Аалсмере за четыре часа работы продается 12 млн. срезанных и миллион горшочных цветов. Ежегодно здесь реализуется до 900 млн. роз, 250 млн. тюльпанов и 220 млн. цветов в горшках и т.д., всего более 3 млрд. штук. А в целом в Нидерландах на 12 специализированных аукционах - более 6 млрд. цветов.


В России были введены в практику голландские аукционы, призванные удешевить строительство жилья экономического класса. Победители таких торгов получают земельный участок бесплатно, но обязуются застроить его и продать по зафиксированной на аукционе цене.

Основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин в 2004 году приняли необычное решение относительно своего IPO (Initial Public Offering) и настояли на продаже своих акций онлайн посредством голландского аукциона. Такое отступление от правил было предпринято для того, чтобы обеспечить более справедливое распределение акций. Тогда компания предложила 19 605 052 акции по цене 85 долл. за акцию.

Рассмотрим несколько примеров наиболее популярных аукционов.

Фирма «Сотбис» (Sothebys) проводит свыше 350 аукционов в год, большая часть которых проходит в двух главных торговых залах - в Нью-Йорке и Лондоне. Остальные аукционы проводятся в зарубежных торговых залах - в Гонконге, Амстердаме, Женеве, Париже, Милане, Цюрихе, Мельбурне и Сингапуре. Аукцион имеет свои представительства в 29 странах мира, расположенных в 3 регионах: Европе (15), Азии (8), Америке (6).

Участие в аукционах «Сотбис» может принять любой, причем совершенно бесплатно. Приблизительно за 3-7 дней до начала торгов все лоты выставляются на всеобщее обозрение. Каталог любых торгов можно получить примерно за месяц до проведения аукциона. В них содержится описание каждого лота, сведения о его происхождении и экспонировании, ссылки на упоминания в специальной литературе и приблизительная стоимость. Участник (аукционер) может предложить цену за лот, выставленный на аукционе «Сотбис», лично посетив торги или подав заявку на заочное участие. В ряде случаев допускается принятие ставки от потенциального покупателя по телефону. Аукционный дом «Сотбис» взимает комиссионные, так называемый процент покупателя. Комиссионные прибавляются к наивысшей цене, предложенной победителем аукциона (аукционная цена), и входят в общую стоимость покупки.

Для оплаты покупки «Сотбис» принимает чеки или переводы, кредитные карты Visa, MasterCard и American Express, а также наличные (с учетом некоторых ограничений). Получить свою покупку можно в торговом зале или по почте.

Аукционный дом «Кристис» (Christie's) относится к числу наиболее уважаемых организаторов торгов. Совместно с аукционным домом «Сотбис» он занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства. Его ежегодный оборот составляет 1,5-2 млрд. долларов. Его представительства расположены на территории 33 государств, находящихся в 4 регионах мира: Европе (17), Азии (9), Америке (7), Австралии (1).