Файл: Сущность и организационные формы аукционов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По завершении сортировки аукцион выпускает каталог с указанием номеров лотов и рассылает его возможным покупателям с приложением правил аукционного торга. Заинтересованные покупатели прибывают заблаговременно, чтобы тщательно осмотреть выставленные товары, пометить в своих экземплярах каталогов интересующие их номера лотов и проставить ожидаемые цены. Если продаются пищевкусовые товары, то проводятся дегустации. В условиях проведения торгов указан порядок осмотра товара, порядок продажи и фиксации цен, порядок заключения контрактов, право продажи товаров третьим лицам, порядок снятия товаров с торгов, порядок оплаты аукционных товаров с указанием банков, через которые должно производится открытие аккредитивов и оплата. В условиях указывается, какой процент взимается со стоимости купленных товаров в пользу администрации аукциона, и устанавливается порядок времени разрешения споров между сторонами.

Главной - третьей стадией аукциона является торг, который ведет аукционист с ассистентами. Существует несколько способов ведения торга. Торг с повышением цен может вестись гласным и негласным способами.

При гласном способе аукционист объявляет номер очередного лота (одновременно он высвечивается на табло), называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?» Покупатели повышают цену каждый раз на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торга. Такая надбавка составляет 0,01 - 0,025% первоначальной цены. Если очередного повышение цены не предлагается, аукционист после троекратного вопроса «Кто больше?» ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему, назвавшему наивысшую цену.

Если не выказано интереса к данному лоту и не удается достичь намеченного уровня продажной цены, аукционист имеет право без объявления причин снять лот с торга и выставить его позже.

При негласном (немом) торге покупатели подают аукционисту заранее условленные знаки о согласии поднять цену на установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Такой способ торгов позволяет сохранить в тайне имя покупателя.

Некоторые аукционы ведутся с постоянным понижением первоначально названной цены самим аукционистом на заранее установленные скидки. Лот приобретает тот покупатель, кто первый скажет «Да». Ряд таких аукционов автоматизированы.

Заключительная стадия аукциона состоит в оформлении аукционной сделки и сдаче товара покупателю. Во время аукциона или на следующий день администрация аукциона вручает покупателю контракты на купленный товар. Эти контракты подписываются покупателем и являются для него обязательными. В контракте покупатель указывает, на чье имя необходимо выписать счет, куда и каким видом транспорта отправить товар. Покупатель подписывает контракт и возвращает его в контору аукциона, оставив себе копию. На основании контракта выписывается счет, который оплачивается покупателем. Немедленно после подписания контракта покупатель выписывает письменное поручение об отправке товара. В нем указывается, как следует маркировать товар, точный адрес, по которому его необходимо отправить, порядок страхования товара. Платеж за проданный на аукционе товар обычно осуществляется частями: 30-35% вносится при подписании контракта, а остальная сумма – при получении товара или после его отгрузки, но не позднее установленного срока.


Сроки вывоза товара с аукционного склада зависят от вида товара. Так, цветы, овощи, рыба и другие скоропортящиеся товары вывозятся немедленно после оформления контракта, некоторые – через 2-3 недели, в зависимости от условий аукционной торговли. Аукционы, как коммерческие организации, могут финансировать и продавцов, и покупателей, предоставляя им денежные и товарные кредиты.

Аукционная торговля весьма удобна и для поставщиков и для покупателей, поскольку сокращает издержки обращения и обеспечивает продажу по ценам, близким к мировым, за счет сосредоточения больших масс товаров и привлечения многих конкурирующих покупателей.

Аукцион на закупку - разновидность аукциона, при которой участникам предоставляется возможность добровольно и откры­то снижать первоначальную цену путем подачи своих ценовых предложений.

Особенности аукционов:

• участники могут подавать предложения многократно;

• участники видят предложения друг друга;

• основой выбора победителя является цена – как правило, побеждает участник, предложивший наименьшую цену.

Аукционы могут проводиться сразу на набор лотов (позиций). При этом покупатель может выбрать несколько победителей аукциона в зависимости от минимальной цены предложения по лоту.

С развитием электронных технологий большое распространение получает электронная форма проведения аукциона.     

Аукцион  (от  латинского  auctio  -  продажа  с   публичного   торга) представляет собой продажу таких товаров, которые  обладают индивидуальными свойствами и ценностями. Их реализация осуществляется с публичного  торга  в определённом месте и в заранее установленное время [1, c.14].
     Аукционная  торговля – вид рыночной торговли,  при  котором  продавец, желая  получить  максимальную   прибыль,   использует   прямую   конкуренцию нескольких  покупателей,  присутствующих  при  продаже.  При  этом  продавец назначает стартовую цену товара, которая увеличивается в  ходе  аукциона  до своего предельного уровня, исходя из платежеспособности  присутствующих  при продаже покупателей [2, c.157].
     Этот   вид   торговли   используется   преимущественно    для   сбыта сравнительно   ограниченного    перечня    товаров:     пушнина,    предметы антиквариата,  художественные  изделия,  лошади,  изделия   из   драгоценных металлов и др.
     Аукционы  организуются предприятиями (фирмами), специализирующимися на их проведении. Например,  аукционы,  организуемые  акционерными  обществами, кооперативами, ассоциациями и т.п. Аукционы могут проводится  предприятиями, для которых торги не являются основным видом  деятельности,  однако  уставом предусмотрено право на их проведение. К этой организационной  форме  относят аукционы,  проводимые  биржами,  салонами  художников,  музеями,   постоянно действующими выставками, торговыми организациями и предприятиями  и др [1, c.14].
     Основными «действующими лицами» аукциона являются: владелец ценностей - продавец - организатор аукциона - покупатель.  Аукционные  торги проводит аукционист, наделённый полномочиями объявления цен во время торгов.
     Аукционы  бывают принудительными и добровольными.
       Принудительные аукционы проводятся  государственными организациями  и ломбардами. Государственные организации  проводят аукционы для продажи  конфискованных, не востребованных или не оплаченных товаров. Ломбарды – для реализации заложенного, но не выкупленного товара. Также такие аукционы проводят, когда наступает банкротство предприятий. В этом случае имущество предприятия продают, чтобы покрыть его долги [2, c.158].
     Добровольные  аукционы проводятся для наиболее выгодной продажи товаров самими владельцами.
     Аукционы  бывают с повышением цены и с понижением цены.
       В первом случае товар забирает  тот покупатель, который предложит  наибольшую цену. В случае с понижением цены стартовая цена понижается до тех пор, пока какой-нибудь покупатель не согласится купить товар по текущей цене.
     Аукционы как форма организации продажи товарных и иных  ценностей  по принципу "кто больше" бывают товарными и валютными.
     На  товарных аукционах  продаются  произведения  искусства,  ювелирные изделия, меха  и  другие  уникальные,  редко  встречающиеся  и  пользующиеся повышенным спросом товары и иные ценности.
     Аукционы  бывают  на  повышение  или  понижение  цены  в  гласной  или негласной форме.
     При  так  называемом  гласном  аукционе  на  повышение   цены   торги начинаются  после  объявления  минимальной  цены,  установленной  продавцом. После этого покупатели делают добровольные надбавки (наддачи)   на  величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах  проведения  торга,  до окончательной  цены  покупки,  которые  прекращаются  после  третьего  удара молотка аукциониста и гласного объявления номера покупателя и  окончательной цены.  Первоначальная  цена  определяется  в  договоре  между  организатором аукциона и владельцем товара [2, c.158].
     При негласном (немом) аукционе покупатели подают аукционисту  заранее установленные знаки согласия на  поднятие  цены  на  установленную  величину надбавки.  Аукционист  каждый  раз  объявляет   новую   цену,   не   называя покупателя.  Негласное  проведение  аукциона  позволяет  сохранить  в  тайне покупателя.
     При  аукционной  продаже  аукционист  не  несёт  ответственности   за проданный товар, так как покупатели имеют возможность достаточно подробно  с ним познакомиться предварительно до проведения торгов.
     Аукционы  могут  проводиться  и  на  понижение  цены,  так  называемые голландские  аукционы.  Они  начинаются  с  объявления  первоначально   явно завышенной цены, которая постепенно понижается до  тех  пор,  пока  один  из покупателей не выразит согласие купить данный товар по этой цене.
     В  зависимости   от   порядка   их   организации,   аукционы   бывают принудительные, которые проводят, как правило,  государственные  организации с целью продажи конфискованных,  невостребованных  и  неоплаченных  товаров, заложенного и невыкупленного  в  срок  имущества  и  т.п.,  и  добровольные, проводимые по инициативе владельцев товаров с  целью  наиболее  выгодной  их продажи.
     Валютные аукционы организуются для конкурсной продажи за национальную валюту  свободно  конвертируемой  валюты,  имеющей  высокую   покупательскую способность.  Валютные  аукционные  торги   являются   прообразом   валютных биржевых торгов.
     В последнее время получает  распространение новая форма аукционных торгов в банковской системе - ломбардно-кредитные аукционы,  организуемые Центральным банком России с приглашением  многочисленных  представителей промышленности и коммерческих банков. В качестве аукционного лота (типовая единица купли-продажи  в  натуральном  выражении)  выставляются  кредиты  на товары, ресурсы и материалы.
     Аукционы  являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и   квалифицированными специалистами. 

   


3. Порядок проведения  аукциона 

С точки зрения организации и техники внешней торговли, торги представляют собой одну из разновидностей сделки с использованием механизма оферты и акцепта. В отличие от двусторонних сделок, где эти два акта чаще всего бывают необходимыми и достаточными для совершенствования сделки практика проведения международных торгов включает в себя по крайней мере четыре этапа, на каждом из которых происходит составление или подписание соответствующих документов.

Порядок и условия проведения торгов во многих странах в основном аналогичен. Однако имеются и некоторые особенности, вытекающие из законоположений о торгах или связанные с определенными традициями и обычаями. В ряде стран порядок и условия проведения торгов регламентируются специальными законами, декретами или циркулярами. В России это Гражданский кодекс и целый ряд нормативных актов. Вообще, роль исполнительных и законодательных органов страны при проведении торгов определяется, прежде всего, тем, что они формируют нормативно-правовую базу для тендерных процедур и проводят строгий контроль за соблюдением тендерного законодательства в стране. Кроме, того, в отношении крупных тендерных сделок во всех странах принята процедура их утверждения правительственными органами.

Торги проводятся по местонахождению объявивших их организаций, но могут проводиться их организаторами и в других странах. В проведении торгов можно выделить несколько основных этапов:

-подготовка торгов;

-представление предложений участниками торгов;

-выбор поставщика;

-подписание контракта.

Подготовка торгов заключается в разработке тендерной документации и ознакомлении с ней потенциальных участников торгов.

Следует иметь в виду, что термин "тендер " в международной коммерческой практике употребляется в различных значениях:

-как извещение о предстоящих торгах,

-как приглашение ряда известных фирм располагающих необходимой технической и финансовой базой для участия в тoргах;

-как комплект тендерной документации, отражающей требования тендерного законодательства страны-импортера.

-как проформа предложения, составленная организатором торгов, входящая в состав тендерной документации ;

-как скрытая процедура (без приглашения участников торгов), в результате которой определяется контрагент, с которым заключается контракт.


Разрабатывает тендерную документацию импортер, организатор торгов. Он создает тендерный комитет, который осуществляет всю организационную работу по проведению торгов. В состав комитета входят представители заказчика, а также представители других фирм или организаций. К работе тендерного комитета могут привлекаться специализированные, инженерно-консультационные фирмы.

Далее заказчик уведомляет претендентов о наличии заказа на создание продукции (проекта, разработки) и намерении вступить в сделку. Публичное сообщение о намечаемых торгах позволяет организаторам обнародовать свои потребности и пригласить всех квалифицированных претендентов к подаче своих предложений. После опубликования объявлений, где указывается адрес организаторов торгов, организаторы направляют пакет тендерной документации потенциальным участникам торгов. В последнее время организаторы торгов предпочитают предоставлять документацию не бесплатно, а продавать за установленную ими плату. Представители претендентов прибывают к организаторам и выкупают набор первичных документов, в которых подробно описаны требования заказчика, предъявляемые к предмету торгов. В некоторых случаях стоимость выкупа может составлять несколько тысяч долларов. Это делается для того, чтобы отстранить от участия в конкурсе маломощные фирмы. Выкуп условий торгов не накладывает на стороны никаких дополнительных обязательств.

Заинтересованные продавцы (поставщики, подрядчики) изучают полученную документацию, оценивают собственные возможности и выгодность принятия заказа. При положительном решении об участии в торгах оференты заполняют форму тендера. В тендере обязательно указывается предлагаемая цена (стоимость) оборудования или оценка подрядных работ, базис и срок поставки, условия платежа, перечень специальных гарантий и прочие условия. По английскому праву и по законам других стран тендер можно отозвать до его принятия, но обычно право отзыва ограничено. В "Общих условиях договоров на выполнение государственных работ и поставок, финансируемых Европейским фондом развития ЕЭС (Брюссель, февраль, 1972г.) - "условия EDF предусмотрено, что оно ограничивается до конца торгов. Любое предложение может быть отозвано, дополнено или изменено до даты, указанной для принятия заявок на участие в торгах .

Организаторы торгов также предлагают претендентам дать исходную документацию и свою цену. При этом составляется документ, именуемый в разных странах по-разному: "предложение указать свою цену", "приглашение к торгам", "тендерная спецификация" или "тендерная документация" .


Все тендерные предложения представляются в тендерный комитет строго к установленному сроку в опечатанных конвертах и регистрируются организаторами торгов. Однако объявление цен предложений еще не позволяет делать выводы о том, кто из участников торгов получит заказ.

Третий этап - это сравнение поданных предложений, подведение итогов и определение победителя. В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими предложениями. Вскрытие может происходить в условиях гласности, в присутствии участников торгов, СМИ - это гласные торги. При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты с предложениями на закрытом заседании. Выбор победителя может производиться как сразу за вскрытием пакетов, если необходимо выбрать предложение с наименьшими ценами при прочих равных условиях. Однако чаще всего для принятия решения требуется больше времени. Тендерные комитеты в течение от нескольких недель до нескольких месяцев изучают представленные предложения в комплексе с учетом технических характеристик, цен, условий кредитов и платежей, которые могут иметь существенные расхождения. В процессе их рассмотрения тендерные комитеты имеют право обращаться к участникам с просьбой сделать дополнительные разъяснения и уточнения их предложений.

Решение об итогах оценки тендерных предложений утверждается тендерным комитетом и оформляется протоколом. После этого с победителями торгов проводятся переговоры по уточнению и согласованию контракта, и оформляется сделка.

В ряде случаев тендерные комитеты по итогам оценки тендерных предложений не объявляют победителя торгов, а выбирают двух или нескольких соискателей, чьи предложения являются наиболее лучшими и близкими по условиям, и с ними параллельно проводят переговоры по обсуждению контракта. По завершении переговоров их результаты также рассматривает тендерный комитет и утверждает победителя торгов, что является основанием для заключения с ним контракта. При определенных условиях тендерный комитет может отклонить предложения всех участников и объявить повторные торги.

Последний этап проведения торгов - подписание контракта с фирмой, выигравшей торги. Условия контрактов практически мало или совсем не отличаются от условий обычных контрактов купли-продажи, но иногда содержат некоторые специфические условия, иногда этот короткий документ со ссылкой на тендер (или включающий его). Часто тендерные гарантии участников торгов, которые не имели успеха на торгах, возвращаются только после подписания официального контракта, так как до этого события нет уверенности в заключении окончательного договора. При подписании контракта по требованию организаторов торгов победитель вносит второй залог как гарантию "должного исполнения обязательств" в размере до 10% от суммы заказа. После надлежащего выполнения заказа этот залог возвращается .