Файл: Краткий конспект теории жанров АЖ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.09.2019

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТАТЬЯ

Статья носит масштабный, научно-теоретический характер. Она обычно обобщает широкий фактический материал в широких временных рамках. Для этого жанра характерны научная постановка темы, решение важных общественных проблем современности, глубокая аргументированность.

Предметом статьи является масштабное, значимое, актуальное событие или проблема, которая характеризуется противоречием в высшей стадии развития.

Объектом познания статьи является группа фактов, ряд конкретных ситуаций, творческая задача, стоящая перед журналистом, - это собственно постановка проблемы, ее разработка и анализ, следовательно, для статьи характерны широта и глубина обобщений и выводов.

Функция статьи – глубокое, научное исследование предмета с научной точки зрения с выявлением причин, возможных последствий, движущих сил. Необходимо установить четкие причинно-следственные связи.

Доминирующие методы познания: теоретические, в частности, анализ-синтез, прогноз.

Глубокое и всестороннее изучение предмета позволяет автору делать выводы и обобщения высокого уровня. Прямая авторская оценка не характерна для жанра статьи; к принятию своей точки зрения автор подводит читателя при помощи убедительной аргументации, логики мысли. В основном используется оценка через факт.

Статья – это синтез научного и публицистического начала. Для стиля статьи, в соответствии с ее целью, характерны точность формулировок, строгая последовательность в изложении мыслей автора. В ней, если требуется, используют и яркое сравнение, литературный образ, иронию, микроинтервью, в качестве дополнительных стилистических элементов.

КОММЕНТАРИЙ

комментарий - это объяснение содержания и смысла факта или группы фактов.

Предметом комментария являются факты, события, явления, ситуации в их взаимосвязи, интерпретированные журналистом, политиком, экономистом, юристом и т.д.

Цели:

  1. Направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;

  2. Ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;

  3. формулировать прогноз развития комментируемого события;

  4. Обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.

Комментарий представляет собой структуру доказательного рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса. В ходе рассуждения комментируемое новое событие связывается с более широкими общими процессами, ситуациями и задачами, как правило, уже известными аудитории. Таким образом, осуществляется интерпретация новых явлений, их объяснение, оценка. И сообщается высокий уровень обобщений.

Комментирование осуществляется с помощью следующих приемов:

  1. разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события);

  2. детализация основных комментируемых событий (восстановление подробностей), признаков, которые важны для постановки вопросов (например, можно обсудить заседание Городской Думы, подчеркивая и взаимосвязывая разные высказывания, умозаключения депутатов);

  3. сравнение фактов, разработка аналогий, например, с прецедентами;

  4. проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей актуального события (предмета) комментария;

  5. противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых действий;

  6. интерпретация текста (разъяснение документов, «перевод» доводов оппонентов на ясный язык).


КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

Основные черты корреспонденции — это оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела.

Основной целью корреспонденции становится истолкование, выяснение причин события, определение его значимости, ценности, прогнозирование развития и так далее.

Центральным предметом корреспонденции является один, локализованный во времени и пространстве значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения.

Корреспонденция имеет ряд специфических признаков:

  1. Во-первых, авторы корреспонденции делают выводы и обобщения локального характера.

  2. Во-вторых, корреспонденция всегда оперативная и злободневна. В её основе факты и ситуации, требующие первоначального осмысления.

  3. В-третьих, факты в корреспонденции лишь подсказывают наиболее важные, первоочередные проблемы, главное же для автора - анализ сложившейся ситуации.

Оценка в корреспонденции обязательна. Она прямая с элементами дидактики. Авторское «я» проявляется во многих плоскостях: отборе материала, его построении, трактовке, эмоциональном отношении к людям и ситуациям.

Используются нейтральные устойчивые словосочетания, иностранные заимствования, однородные эпитеты, синонимические ряды, идиоматические обороты, метафоры и риторические вопросы. И, само собой разумеется, журналист охотно пользуется научными терминами, тем самым поднимая статус своего выступления до научно-публицистического.


ОБОЗРЕНИЕ

Обозрение - это группировка фактов, нахождение связи между ними.

Предмет:

  1. Группа однородных событий

  2. Группа разнородных фактов, отражающих все основные тенденции рассматриваемой сферы.

Предмет и назначение жанра – дать целостную картину определённого отрезка действительности, динамику развития общества в целом или его определённой сферы.

В обозрении используются два принципа: панорамности и наглядности.

Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Именно указанная особенность связей предмета обозрения позволяет главным образом отличить обозрение от статьи.

Для привлечения внимания аудитории он оперирует вполне конкретными фактами, использует воздействие наглядности, останавливается на подробностях, чтобы затем быстро отойти от них, устремившись к обобщению. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микрокопирования жизни, так и талантом широкого ее видения, как бы разглядывая мир через линзы как уменьшающие, так и увеличивающие его объекты.

Обозрение в отличие от той же статьи или комментария не имеет в своей основе доказательного рассуждения. Она чем-то похожа на репортаж: факт - картинка – иллюстрация определенной грани авторского видения, идеи + комментарий.


РЕЦЕНЗИЯ

Предметом рецензии является произведение искусства, литературы, кино; авторское видение действительности, выраженное в произведении.

Масштаб охвата действительности: как правило, рецензия касается одного конкретного произведения или нескольких произведений одного автора (творческого коллектива). Однако художественная реальность, созданная автором произведения, имеет множество связей и точек соприкосновения с объективной реальностью; масштаб охвата действительности в этом плане может быть самым широким.

Функция рецензии - публицистический анализ произведения, исследование творчества автора, его художественная оценка; помощь широкой аудитории в понимании произведения, в формировании собственного отношения к нему. Формирование художественного вкуса аудитории.

Оценка публициста – это не субъективный произвол («нравится – не нравится»), а тщательно аргументированный разбор источника. Как правило, авторская оценка прямая. Необходимо: избегать односторонности (акцентировать внимание только на достоинствах или только недостатках произведения); не навязывать аудитории свою оценку как единственно верную, исключать возможность иных оценок.

Структура рецензии. Рецензия обычно включает:

  1. минимальную информацию о содержании произведения (либо о предмете анализа и оценки, не имеющем текстового выражения);

  2. явное или "подводное" соотнесение произведения (предмета) с другими, сходными по тематике и проблематике;

  3. характеристику произведения (предмета) с точки зрения проблематики; места в творчестве отдельного автора, в творческом процессе эпохи, в жизни общества;

  4. оценку произведения рецензентом.

Методы познания действительности: базовыми выступают теоретические методы познания; эмпирические необходимы на стадии сбора фактического материала.

Стиль публицистический, с элементами художественного, при условии сохранения общедоступности. Рецензия - жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу этого требующий включения некоторых приемов "оживления" текста (риторические вопросы, стилистические фигуры, тропы, обращения, использование модели «, по моему мнению,» и т.д.).


ОБЗОР СМИ

Обзор печати предполагает анализ, рассмотрение, оценку под известным углом зрения освещения проблем в газетах и журналах за определенный период или деятельности печатного органа в целом.

Предметом обзора СМИ является творческая деятельность СМИ, творчество конкретного публициста, конкретные публикации.

Функция - публицистический и профессиональный анализ деятельности СМИ, исследование творчества конкретного автора, их профессиональная оценка. Помощь широкой аудитории в формировании собственного отношения к СМИ, конкретным журналистам, в оценке их деятельности, социальной позиции.

Как правило, обзор СМИ касается одного конкретного издания или нескольких однотипных изданий.

Как правило, авторская оценка прямая. Необходимо: избегать односторонности (акцентировать внимание только на достоинствах или только недостатках произведения); не навязывать аудитории свою оценку как единственно верную, исключать возможность иных оценок.

Методы познания действительности: базовыми выступают теоретические методы познания; эмпирические необходимы на стадии сбора фактического материала.

Стиль публицистический, иногда с элементами научного или художественного при условии сохранения общедоступности. Язык обзора СМИ зависит от типа издания. В профессиональных изданиях он более «технологичен», часто используется профессиональная лексика, терминология. В массовых изданиях язык данного жанра адаптируется под уровень аудитории.


4