ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 283

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

№ 11 

●

2017 ÐÐ—ИЯ И АФРИКА ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ

39

Никогда еще тема Саудовской Аравии не привлекала к себе такого внимания, как во время
состоявшегося в начале октября 2017 Ð³. первого в истории двух стран визита в Россию сау-
довского монарха Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда. О серьезности намерений короля
свидетельствовал состав и численность сопровождавшей его свиты - более тысячи человек,
включая министров, глав госкорпораций, крупнейших банков и частных фирм. Результатом
встреч и переговоров стали десятки соглашений о сотрудничестве и меморандумов о взаи-
мопонимании в самых различных областях. Важнейший политический итог визита - догово-
ренность глав России и Саудовской Аравии развивать и укреплять отношения как на двусто-
роннем, так и на региональном и международном уровнях. 

Российско-саудовский саммит в Москве мож-

но рассматривать как поворотный пункт в непро-

стой истории двусторонних отношений. Почему

это произошло именно сегодня? Ответ на этот во-

прос в значительной мере связан с внутренней си-

туацией в Королевстве, вставшем на путь ради-

кальных преобразований.

Документом, определившим новое направле-

ние и цели социально-политического и даже куль-

турно-нравственного развития, стало «Видение

2030». Эта грандиозная программа всеобъемлю-

щих реформ сразу оказалась в центре обществен-

ной жизни, став основополагающим документом

и своего рода «дорожной картой», в соответствии

с которой власть заявила о намерении строить

всю жизнь в Королевстве. 

Что же представляет собой «Видение 2030»,

или, как его официально называют, «

Стратегия

Королевства Саудовская Аравия 2030»

?

Инициатором радикальных преобразований

выступил саудовский монарх - король Салман бен

Абдель Азиз. 

«С того момента, как я был удосто-

ен чести управлять государством, я поставил сво-

ей главной целью комплексное развитие, использо-

вание возможностей нашей страны и ее потенциа-

ла, имеющихся в ней богатств и ресурсов и даже ге-

ографического расположения для создания наилуч-

шего будущего для родины и ее сынов на основе ува-

жения шариата, сохранения чистой веры, тради-

ций нашего общества», -

пишет он во вступлении*. 

По сути, «Видение 2030» - это продолжение ре-

форм, начатых королем Салманом сразу после

восшествия на трон в январе 2015 Ð³. В их числе -

волевое изменение правил престолонаследия,

приведшее к руководству страны поколение вну-

ков короля-основателя Абдель Азиза, сокращение

государственных субсидий, решение о введении

впервые в истории страны налога на добавленную

стоимость (НДС) и акцизов на табак и другие

вредные для здоровья товары, а также сокраще-

ние правительственных расходов, ограничение

темпов роста заработной платы и других видов

материального поощрения госслужащих. 

Уже эти шаги свидетельствовали об отходе от

ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН НАД САУДОВСКОЙ АРАВИЕЙ 

© 2017 К. Ð”УДАРЕВ 

В статье анализируются содержание и ход реализации радикальных социально-экономических реформ, направленных

на изменение парадигмы развития Саудовской Аравии на основе уменьшения сырьевой зависимости и диверсификации
экономики. Большое внимание уделяется рассмотрению рисков, сопутствующим реформам, а также анализу состоя-
тельности критики преобразований со стороны западных экспертов.

Ключевые слова: Саудовская Аравия, «Видение 2030», реформы, принц Мухаммед бин Салман

WINDS OF CHANGE OVER SAUDI ARABIA 

Konstantin P. DUDAREV, orientalist, author of the book «Saudi Arabia. XXI century in the homeland of Islam: from

«world gas station» to «laboratory of innovation and excellence». Moscow, Publishing House Nedra, 2017
(kdudarev4@gmail.com)

The article analyzes the content and implementation of radical socio-economic reforms aimed at changing the development

paradigm of Saudi Arabia on the basis of reducing raw materials dependence and diversifying the economy. Much attention is paid
to the consideration of risks accompanying reforms, as well as to the analysis of the consistency of the criticism of changes by
Western experts.

Keywords: Saudi Arabia, Vision 2030, reforms, Prince Mohammed bin Salman

ДУДАРЕВ Константин Петрович, востоковед, автор книги «Саудовская Аравия. XXI век на родине Ислама: от ”все-

мирной бензоколонки” к “лаборатории инноваций и совершенства”». М., ИД «Недра», 2017 (kdudarev4@gmail.com)

* Здесь и далее текст Стратегии цитируется в соответствии с переводом с арабского на русский язык, предоставлен-

ным автору посольством КСА в РФ (

прим. авт

.).


background image

экономической модели, существовавшей на протя-

жении нескольких десятилетий и основанной на

патерналистских принципах субсидирования госу-

дарством нереально низких цен на бензин, воду и

электроэнергию. По этой причине потери бюджета

исчислялись десятками миллиардов долларов.

Весьма серьезный удар по казне Королевства

был нанесен в результате сохранявшихся в 2014-

2016 Ð³Ð³. низких цен на нефть: убытки бюджета

КСА достигли $97,6 млрд в 2015 Ð³. и $79,2 млрд -

в 2016-м. В 2017 Ð³. запланировано его сокращение

до $52 млрд [1]. 

Руководство Саудовской Аравии пришло к вы-

воду, что доходы от экспорта нефти уже не могут

служить надежной основой устойчивого экономи-

ческого развития. Результатом осознания этой ис-

тины стало указание короля Салмана государст-

венному Совету по экономике и развитию разра-

ботать проект Ñ€ÐµÑ„орм.

Главой Совета был и остается сын и единомы-

шленник короля Мухаммед бин Салман*, возгла-

вивший работу по формированию принципиаль-

но новой модели развития Королевства. 

СУТЬ «ВИДЕНИЯ 2030»

Изложенная в документе стратегия основыва-

ется на трех основных направлениях:

формирование динамичного общества -

как

важнейшее условие для создания прочной основы

экономического развития («Стратегия Королев-

ства Саудовская Аравия 2030», с. 14);

создание Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†Ð²ÐµÑ‚ающей экономики 

- в каче-

стве 

«средства для создания благоприятных усло-

вий для каждого»

(Стратегия.., с. 15);

развитие государственного сектора 

путем

создания 

«эффективного, прозрачного, подотчет-

ного, инициативного правительства, достигающе-

го высоких результатов»

(Стратегия.., с. 15).

Залог успеха стратегии ее авторы видят в

международном статусе Саудовской Аравии, яв-

ляющейся, по их мнению, «сердцем арабского и

исламского мира» благодаря находящимся на ее

территории святыням в Мекке и Медине. К дру-

гим факторам успеха они относят «колоссаль-

ный инвестиционный потенциал», а также реши-

мость руководства превратить ÐšÐ¾Ñ€Ð¾Ð»ÐµÐ²ÑÑ‚во 

«в

глобальный торговый узел и врата мира»

(Стра-

тегия.., с. 5).

Основной упор сделан на диверсификацию

экономики, увеличение производственного по-

тенциала, повышение доли частного сектора в хо-

зяйственной жизни. 

Новое, набирающее силу направление - добыча

и переработка полезных ископаемых. Оно основа-

но на наличии в стране таких природных ресур-

сов, как бокситы, фосфаты, золото, медь, уран (6%

мировых запасов) и других. Ожидается, что уже к

2020 Ð³. в этом секторе будет создано 90 Ñ‚ыс. новых

рабочих мест, а доход достигнет $26 млрд [2]. 

Наряду с этим, правительство намерено под-

держивать другие перспективные отрасли эконо-

мики и делать все необходимое для увеличения

доли отечественного производителя, проводя 

по-

литику импортозамещения

В отличие от предшествовавших десятилетий,

когда Королевство было чистым импортером ма-

шин и оборудования, принято решение 

сделать

обязательной практикой включение в импорт-

ные контракты статьи о налаживании сборочно-

го производства на территории Королевства.

Это требование распространяется на все отрасли,

включая энергетическую и военно-промышлен-

ную. 

Поставлена задача 

удвоить добычу газа и со-

здать общенациональную сеть по его доставке в

различные районы страны

.

Основные отрасли промышленности, которые

подлежат развитию в первую очередь, наряду с

горнодобывающей, - 

автомобильная, сталелитей-

ная, алюминиевая, фармацевтическая и турис-

тическая.

Важная роль в Стратегии отводится созданию

отечественного 

военно-промышленного ком-

плекса. 

С 2014 Ð³. Саудовская Аравия, по данным

британской компании 

IHS Jane’s

, стала крупней-

шим импортером оружия в мире [3]. Из огромных

военных затрат пока только 2% идут отечествен-

ному производителю. В этой связи поставлена за-

дача - к 2030 Ð³. 

более 50% военного оборудова-

ния производить внутри страны

.

Энергичные усилия предполагается продол-

жить в области развития 

возобновляемых источ-

ников энергии

с учетом того, что к 2030 Ð³. потреб-

ление электричества в Королевстве увеличится

втрое. ÐŸÑ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ‚ся, что ÑƒÐ¶Ðµ к 2023 Ð³. Ð´Ð¾ 10%

всей потребляемой в стране электроэнергии, т.е.

около 10 ГВт, будут вырабатываться на объектах

альтернативной энергетики [4]. 

ПРИВАТИЗАЦИЯ

Одной из важнейших задач в деле преобразо-

вания экономики авторы документа считают

мак-

симизацию инвестиционного потенциала

путем

приватизации части государственного сектора

для создания новых статей доходов бюджета. 

Этим целям, в частности, должна послужить

частичная - 5%-ная - приватизация в 2018 Ð³. наци-

ональной нефтегазовой корпорации 

Saudi Aramco

и передача полученных средств Суверенному

фонду благосостояния Саудовской Аравии. Пред-

полагается, что благодаря этому он должен стать

самым большим в истории инвестиционным

фондом с капиталом $2 Ñ‚рлн

. Фонд призван ока-

зывать содействие в создании новых стратегичес-

ки важных секторов, требующих особого финан-

сирования. 

40

АЗИЯ И АФРИКА сегодня â„– 11 

●

2017

* В июне 2017 Ð³. королевским декретом ÐœÑƒÑ…аммед бин

Салман назначен на должность наследного принца, сохра-

нив за собой пост министра обороны (

прим. авт

.).


background image

В соответствии с Программой стратегического

трансформирования, компания 

Saudi Aramco

бу-

дет превращена в 

глобальный промышленный

конгломерат

, который станет обеспечивать инду-

стриализацию страны в целом. 

Доля частного сектора в ВВП, составляющая

на сегодняшний день 40%, должна быть значи-

тельно увеличена. Для этого будут поощряться

инновации, конкуренция и устраняться препятст-

вия, в т.ч. и законодательные, мешающие частно-

му сектору играть более важную роль в развитии

экономики. 

Интересно, что максимизация инвестиционно-

го потенциала предусматривает 

спонсирование

Королевством высокотехнологичных разрабо-

ток в различных странах мира.

Это может пред-

ставить практический интерес и для российских

компаний.

ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Фактором, способствующим вступлению Сау-

довской Аравии в новую фазу индустриализации,

является ее транзитный потенциал, обусловлен-

ный стратегическим положением Королевства на

пересечении важнейших торговых путей между

Азией, Европой и Африкой в сочетании с обили-

ем энергетических ресурсов и развитой логисти-

кой. И авторы Стратегии намерены им воспользо-

ваться путем создания на территории ÐšÐ¾Ñ€Ð¾Ð»ÐµÐ²ÑÑ‚-

ва

регионального логистического центра

ИНТЕГРАЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Обладая самой большой экономикой на Ближ-

нем Востоке и ВВП, составляющим 2,4 трлн сау-

довских риалов ($640 млрд), Саудовская Аравия

намерена укреплять двусторонние связи и эконо-

мическую интеграцию с другими странами Сове-

та сотрудничества арабских государств ÐŸÐµÑ€ÑÐ¸Ð´-

ского залива (ССАГПЗ). Следует, однако, при-

нять во внимание, что возникший недавно кризис

в отношениях между Саудовской Аравией, ОАЭ и

Бахрейном - с одной стороны, и Катаром - с дру-

гой, может существенно затормозить интеграци-

онные процессы.

Еще одна инновация - создание 

особых эконо-

мических зон

в различных районах страны, к кото-

рым будет применяться особое законодательство.

Главными задачами в области экономики «Ви-

дение 2030» являются:

- повышение доли доходов, не связанных с неф-

тью, с нынешних $43,4 млрд до $266,6 млрд в год;

- увеличение доли частного сектора в ВВП с

40% до 65%;

- повышение с 40% до 75% доли отечественно-

го капитала в нефтегазовом секторе;

- увеличение активов Суверенного фонда Сау-

довской Аравии с $160 млрд до $1,866 трлн;

- наращение доли прямых иностранных инвести-

ций с 3,8% до среднего мирового показателя 5,7%;

- поднятие с 19-го на 15-е место в рейтинге круп-

нейших ÑÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ðº мира (Стратегия.., c. 41, 42, 49).

Если правильность поставленных целей не вы-

зывает особых сомнений, то реальность их дости-

жения в поставленные сроки остается под вопро-

сом. Слишком многое зависит от того, насколько

гладко и бесконфликтно будут идти реформы

внутри страны, и насколько им будет благоприят-

ствовать весьма непростая обстановка как на

Ближнем Востоке, так и в мире, в целом. Вместе с

тем, авторы оставляют за собой право корректи-

ровать темп и содержание реформ, чем, по недав-

ним сообщениям саудовских СМИ, они вскоре

намерены воспользоваться.

ВЕРНОСТЬ ИСЛАМСКИМ ПРИНЦИПАМ

В документе особо отмечается, что, как и

прежде, для Саудовской Аравии 

«принципы исла-

ма являются основой для реализации стратегии

реформ»

, Ð° 

«ценности умеренности, терпимости,

совершенства, дисциплины, справедливости и про-

зрачности послужат фундаментом успеха

». Ис-

лам и его учение 

«остаются стилем жизни, осно-

вой всех законов, решений, действий и целей»

(Стратегия.., c. 16).

Как следствие этого, Королевство будет и

впредь прилагать все усилия, чтобы в полной ме-

ре выполнять «почетную обязанность» прини-

мать у себя мусульман со всего мира, приезжаю-

щих на хадж и малый хадж - умру. 

За последние 10 лет число паломников, посе-

щающих святые места в Мекке и Медине, как ука-

зывается в документе, утроилось и достигло

8 Ð¼Ð»Ð½. Королевство обязуется увеличить этот по-

казатель до 15 млн человек к 2020 Ð³. и до 30 млн -

к 2030 Ð³. (Стратегия.., с. 16, 18).

Тем самым намечается достичь сразу две цели -

еще более укрепить позиции Королевства как «ду-

ховного лидера мусульманского мира» и центра

исламской цивилизации и существенно увеличить

финансовые поступления в бюджет Королевства.

СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР

Несмотря на то, что уровень благосостояния в

Саудовской Аравии достаточно высок, в Королев-

стве есть и непростые социальные проблемы. Са-

мая острая из них - 

безработица

, прежде всего сре-

ди молодежи, особенно если учесть, что 

около 70%

населения составляют люди до 30 лет.

Поэтому

судьба преобразований зависит, прежде всего, от

того, какую позицию займет большая часть моло-

дежи, удастся ли руководству страны превратить

ее в основную движущую силу реформ. 

Серьезные резервы кроются и в привлечении к

созидательному труду саудовских женщин, боль-

шинство из которых остаются сегодня дома. По

данным Генерального управления по статистике

КСА за вторую половину 2016 Ð³., из 21,5 млн ко-

ренного населения Королевства 5,8 млн саудов-

№ 11 

●

2017 ÐÐ—ИЯ И АФРИКА ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ

41


background image

ских женщин старше 15-ти лет все еще оставались

незанятыми [5]. 

Согласно «Видению 2030», ключом к скорей-

шему решению проблем занятости должно стать

малое и среднее предпринимательство

, развитию

которого руководство страны намерено оказывать

всяческую поддержку - финансовую, юридичес-

кую и административную. 

Наиболее важными целями к 2030 Ð³. в социаль-

ной области считаются:

- снижение уровня безработицы с 11,6% до 7%;

- увеличение вклада малых и средних предпри-

ятий в ВВП с 20% до 35%; 

- увеличение количества женщин на рынке

труда с 22% до 30%;

- повышение средней продолжительности жиз-

ни с нынешних 74 до 80 лет (Стратегия.., с. 35).

ИЗМЕНИТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ 

Следует отметить, что, к чести его авторов,

«Видение 2030» не сводится к одним лишь эконо-

мическим аспектам, но учитывает специфику и

охватывает практически все стороны жизни сау-

довского общества. Авторы отдают себе отчет в

том, что невозможно изменить устаревшую эко-

номическую модель, не меняя одновременно пси-

хологию и менталитет людей, их жизненный ук-

лад, и даже чувство времени. Они понимают, что

население должно не только принять реформы, но

и активно участвовать в их осуществлении. 

Об этом свидетельствуют разделы, посвящен-

ные изменениям национального самосознания,

воспитания нации в духе патриотизма.

«Сегодня, когда мы столкнулись с новыми пробле-

мами и вызовами,

- говорится в документе, - 

требу-

ется выполнение новых функций, и требуются лю-

ди, способные принять на себя ответственность...

Каждый из нас лично отвечает за свое будущее. …

Мы будем совершенствоваться и работать над со-

бой, чтобы стать независимыми и активными чле-

нами общества…»

(Стратегия.., с. 56-57).

Надо, однако, признать, что эти призывы на-

столько актуальны, насколько и трудновыполнимы,

особенно, если принять во внимание, как тернист

путь, который предстоит пройти саудовскому обще-

ству, привыкшему жить по другим «практикам».

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

НА СЛУЖБЕ «ВИДЕНИЯ 2030»

На службу реформам поставлена и внешняя

политика. Тем более что развивать экономику

правительство Саудовской Аравии намеревается

на основе самых передовых технологий наиболее

развитых стран, прежде всего, США. 

Эр-Рияд и Вашингтон договорились разрабо-

тать конкретные программы для максимально

полного использования возможностей, появив-

шихся в связи с реализацией «Видения 2030». Во

время визита Дональда Трампа в Саудовскую

Аравию 20-21 мая 2017 Ð³. было объявлено, что в

ближайшие годы общая сумма инвестиций в про-

екты в обеих странах должна составить

$380 Ð¼Ð»Ñ€Ð´. При этом Саудовская Аравия вырази-

ла готовность вложить в американскую экономи-

ку около $40 млрд [7]. 

Результативным оказалось и официальное

турне короля Салмана в марте 2017 Ð³. в Малай-

зию, Индонезию, Японию и Китай. Подписанные

в ходе визитов соглашения предусматривают бо-

лее глубокое вовлечение Саудовской Аравии в

нефтепереработку и нефтехимию в регионе АТР.

Помимо всего прочего, это может положительно

сказаться при оценке капитализации 

Saudi

Aramco

во время предстоящего в 2018 Ð³. самого

крупного в мире 

IPO.

Наиболее продуктивным стал визит короля в

Китай, являющийся крупнейшим торгово-эконо-

мическим партнером Саудовской Аравии. В 2016 Ð³.

товарооборот между двумя странами составил

$42,36 млрд (

Arab News

, 08.03.2017). Подписанные

контракты на сумму около $65 млрд предусматри-

вают строительство энергетических, нефтеперера-

батывающих, нефтехимических, производствен-

ных и других объектов в обеих странах [8]. 

Что касается России, то объем торгово-эконо-

мических связей между нашими странами пока не-

сопоставим с объемами связей КСА с США и Ки-

таем. Перспективы взрывного развития отноше-

ний РФ-КСА эксперты связывают с состоявшим-

ся в октябре 2017 Ð³. визитом короля Салмана в

Россию. Между тем, востребованность курса на

укрепление связей с РФ подтвердили результаты

недавнего опроса

,

проведенного агентством

ASDA’A Burson-Marsteller.

Они показали, что в гла-

зах саудовской молодежи 

Россия заняла место

США в качестве главного союзника Саудовской

Аравии на мировой арене

: в 2017 Ð³. симпатии к

России, по сравнению с 2016 Ð³., выросли на 12% - с

9% до 21%, тогда как численность тех, кто таковым

считает США, сократилась на 8% - с 25% до 17%

[9] (The 9th annual ASDA’A Burson-Marsteller Arab

Youth Survey 2017. Top 10 Findings).

РЕАКЦИЯ ОБЩЕСТВА И ЭКСПЕРТОВ

Обнародованное год назад «Видение 2030»

всколыхнуло общество, породив у людей надеж-

ды на более активную, насыщенную позитивными

сдвигами жизнь, а у незанятой молодежи и жен-

щин - на получение рабочих мест и достойный за-

работок. 

За рубежом позитивную оценку реформам не

раз давал Международный Ð²Ð°Ð»ÑŽÑ‚ный фонд, на-

звавший их в начале мая 2017 Ð³. «мудрыми» [10].

Приветствовали «Видение 2030» и большинст-

во аналитиков, выразивших надежду, что рефор-

мы сделают саудовскую экономику более дина-

мичной в долгосрочной перспективе. Некоторые

из них даже пришли к мнению, что если план ли-

берализации будет успешно осуществлен в бли-

42

АЗИЯ И АФРИКА сегодня â„– 11 

●

2017


background image

жайшие 5-10 лет, то 

падение цен на нефть можно

будет рассматривать как «скрытое благослове-

ние для Саудовской Аравии».

Вместе с тем, ряд экспертов задаются вопросом

- захочет ли и сможет ли консервативно настроен-

ное и привыкшее к комфорту саудовское общест-

во отказаться от спокойной жизни «в стиле ран-

тье» и привыкать к суровым условиям повседнев-

ной конкурентной борьбы за различные блага? 

Некоторые критики реформ на Западе, кото-

рые совсем недавно обвиняли Королевство в кон-

серватизме, теперь предрекают неизбежный крах

реформ. Сравнивая преобразования в Саудовской

Аравии с экономическими реформами шаха Ира-

на 1970-х Ð³Ð³., они подчеркивают, что именно 

«ма-

ниакальное стремление шаха к повышению эконо-

мического роста и модернизации обернулось дес-

табилизацией ситуации в стране и нарастанием

недовольства населения... что и стало причиной

его свержения

[11]. Главной причиной свержения

шаха стали его 

«неосведомленность, высокоме-

рие»

, считает писатель и специалист по Ближнему

Востоку Патрик Кокберн. В результате, пишет он,

«шах сам спилил сук, на котором сидел» [11].

РЕАЛЬНЫЕ РИСКИ

А действительно, не станет ли «Видение 2030»

той пилой, которой власти «спилят сук, на кото-

ром держится саудовская монархия»?

Для подобных рассуждений есть основания.

Ведь авторы «Видения» пытаются совместить

трудносовместимое: «быть примером преобразова-

ний» - с одной стороны, и «сохранить верность тра-

дициям» - с другой. Попытка властей побудить на-

селение отказаться от привычных благ, обеспечен-

ных доходами от нефти, и, засучив рукава, упор-

ным трудом зарабатывать «хлеб насущный», дей-

ствительно, связана с серьезным риском вызвать

недовольство в обществе. В первую очередь, это ка-

сается 70% трудоспособного мужского населения,

работающего в госсекторе и госаппарате, числен-

ность которого подлежит сокращению [11]. Но

именно госсектор и его сотрудники во все времена

составляли опору власти. И сокращение их чис-

ленности - серьезный фактор риска для нее самой.

И все-таки ставить на одну доску нынешних

саудовских руководителей с Мухаммедом Резой

Пехлеви вряд ли реалистично. В отличие от шаха

Ирана, авторов «Видения 2030» нельзя упрекнуть

в «неосведомленности и высокомерии», т.к. их

Стратегия носит сбалансированный и прагматич-

ный характер. Они не только не игнорируют на-

род, но и ставят участие подданных во главу угла

проекта - 

не просто поддержка, а самое активное

участие народных масс в реформах рассматри-

вается ими как важнейшее условие успеха.

Хо-

тя, как утверждают некоторые эксперты, и шах

был не чужд подобных рассуждений.

Взятый в новой Стратегии курс на сокращение

численности экспатов и их замещение местными со-

трудниками также связан с риском нарушить функ-

ционирование устоявшейся экономической модели. 

Но и на этом важнейшем направлении «Виде-

нием 2030» предусмотрен комплекс мер, направ-

ленных на недопущение взрыва и обеспечение

роста занятости коренного населения. Речь идет

об открытии новых центров профессиональной

подготовки, поддержке малых и средних предпри-

ятий, развитии таких сфер, как туризм, спорт, ин-

дустрия развлечений, которые могут обеспечить

быстрый прирост новых рабочих мест. Можно

сказать, что саудовское руководство усвоило уро-

ки исламской революции в Иране и многое дела-

ет, чтобы избежать их повторения.

РЕФОРМЫ 

И МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО

Нельзя не учитывать и позицию влиятельного

мусульманского духовенства, которое обычно вы-

ступает с консервативных позиций и не поддер-

живает инновации. 

Вряд ли можно рассчитывать, что духовенство с

радостью поддержит, например, намерение властей

шире привлекать женщин к участию в трудовой де-

ятельности или открытие в Эр-Рияде здания Опе-

ры с учетом, что в религиозных кругах любые раз-

влечения считаются «порочным занятием». 

Пока нет ответа на важный вопрос, не нарушит

ли возникающая напряженность вековой союз

между правящей династией и мусульманским ду-

ховенством, благодаря которому стране удавалось

сохранять единство даже в самые сложные време-

на? Тем не менее, принц Мухаммед бин Салман

убежден, что 

«эра крайнего религиозного экстре-

мизма осталась в прошлом»

[12].

Преобразования внутри саудовского королев-

ства имеют и международное измерение. Ведь мо-

дернизация страны неизбежно означает ограниче-

ние влияния мусульманского духовенства на умы

людей, уменьшение возможности распростране-

ния религиозного экстремизма, радикальных

взглядов и ксенофобии. Одним из результатов

этого курса должна стать секуляризация внешней

политики, а, следовательно, и снижение террори-

стической активности на Ближнем Востоке и за

его пределами.

Кроме того, «Видение 2030» открывает широ-

кие возможности для сотрудничества Королевст-

ва с другими странами, чем должна воспользо-

ваться и Россия.

ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РЕФОРМ

Принимая во внимание все сложности, с кото-

рыми связана реализация проекта, уже сам факт

того, что реформы продолжаются более года,

можно считать успехом. 

Внушают оптимизм и результаты опроса обще-

ственного мнения в Королевстве. 

Подавляющее

большинство - 92% саудовской молодежи счита-

№ 11 

●

2017 ÐÐ—ИЯ И АФРИКА ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ

43