Файл: Контроль за деятельностью нотариусов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи в своей стране.

Эту помощь призван обеспечивать и нотариат путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

Нотариусы, совершая нотариальные действия, должны выполнять возложенные на них обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательствами о нотариате, другими законодательными актами, а также правовыми актами органов государственной власти, принятыми в пределах их компетенции, и международными договорами.

Особенностью деятельности нотариусов является их полная независимость от кого-либо при выполнении своих прямых профессиональных обязанностей - совершении нотариальных действий.

Ни президент нотариальной палаты, ни руководитель органа юстиции или иного органа государственной власти, ни прокурор не вправе обязать нотариуса выполнять какое-либо нотариальное действие.

Право обязать нотариуса совершать нотариальное действие, в отношении которого он вынес постановление об отказе, а также указать, каким образом надо выполнять нотариальное действие, по поводу которого подано заявления, предоставлено только суду.

По действующему законодательству о нотариате контроль за совершением нотариальных действий возложен в России на судебные органы (ст. 33, ст. 49 Основ).

Предмет исследования – сущность и система института нотариата в РФ.

Научная разработанность. В советский период данному вопросу было посвящено огромное количество научных работ, таких известных ученых советского времени как: А.Д. Градовский, И.Е. Андреевский, В.А. Воробьев, А.И. Елистратов, А.Ф. Евтихиев, В.В. Ивановский, Б.М. Лазарев. В настоящее же время, после проведения административной реформы, интерес к данной теме утих, хотя многие проблемы так и остались не решены. Так, немногочисленные работы по рассматриваемой теме, принадлежат: Малько А.В., Братановский С.В., Иванова Л.Н., Клименко А.В., Клищ Н.Н. и др.

Цель исследования: анализ теоретических основ и системы нотариата в РФ.

Теоретико-методологическая база исследования. Для достижения цели исследования выбран всеобщий диалектико-материалистический метод. Такой выбор вызван его всеобщей распространенностью в отечественной литературе, а также позволяет проникнуть в глубь исследуемых вопросов, используя преемственность в их изучении.


Также на определенных этапах данного исследования используются и другие общенаучные методы. Один из них - сравнительный. Он используется при сравнении основных государственных гарантий с дополнительными. При изучении статистических данных использовался метод анализа, с помощью которого нам удалось выявить наиболее встречающиеся проблемы при реализации государственных гарантий. При выведении общих положений из отдельных фактов использовался метод индукции. А при сопоставлении различных мнений, высказанных в научной литературе использовался дедуктивный метод.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава.1. Общая характеристика нотариата в Российской Федерации

1.1 История развития нотариата

Институт нотариата является одним из древнейших мировых институтов. Существуют предположения, что прообраз нотариальной деятельности был отмечен еще в III веке до н.э., в эпоху таких поэтов, как Гомер, Сосифей, Ликофрон и др.

Однако для выявления истинного родоначальника современного нотариата целесообразно обратиться к истории такого государства, где "...была создана знаменитая правовая система, стержнем которой являлся тщательно разработанный институт частной собственности". Именно Древний Рим, подаривший всему миру римское право, на основе которого до сих пор отрегулировано право многих стран, в силу бурного развития права и частной собственности уже нуждался в лицах, охраняющих права и интересы граждан, гарантирующих законность и обеспечивающих доказательства. Создать орган, выполняющий все вышеперечисленные функции в древнем государстве, естественно, было невозможно. Так, сначала в Древнем Риме появились писцы, основной функцией которых было подобрать ту или иную формулу к определенному правовому случаю, обеспечивая тем самым законность действия.

Писцы делились на две категории. Первая категория - это государственные писцы, которые состояли на государственной службе и получали вознаграждение за свой труд. В круг их обязанностей входило в первую очередь изготовление публично значимых документов, а также ведение общественных счетов, выдача выписей и копий различных документов. Должностными обязанностями также предусматривалось и участие в судебных разбирательствах, где им надлежало вести специальный журнал, в который заносились все существенные особенности разбираемого дела. Этот журнал впоследствии переродился в судебный протокол.


Вторая категория - это писцы, которые служили по найму у частных лиц. Писцами данной категории, как писал магистр гражданского права Николай Ляпидевский, были свободные писцы, состоявшие домашними секретарями по найму у богатых римлян, или рабы, помогавшие не только стенографированием и записыванием сделок, речей, но и своими юридическими познаниями[1].

Однако этого было недостаточно для быстро развивающейся правовой системы Рима, и, наряду с писцами, состоящими на службе у частных лиц, появляются табеллионы, которые не находились на государственной службе и составляли юридические акты и судебные бумаги за вознаграждение. "В этот класс могли вступать все свободные лица, без всякого ограничения, лишь бы они были знакомы с юриспруденцией, причем ученые предполагают, что для достижения звания табеллиона необходимо было некоторое время состоять в должности его помощника. Обязанности свои табеллионы отправляли в особых конторах, находившихся в определенных местах. В состав такой конторы, кроме самого табеллиона, входил еще помощник, заступавший иногда на его место, и затем несколько учеников. Деятельность их находилась под постоянным контролем государственной власти в лице магистра, наблюдавшего за неукоснительным соблюдением табеллионами правительственных предписаний, и главным образом за незаключением ими различных противозаконных договоров.

Порядок действий табеллионов сводился к следующему: желающий совершить документ обращался со своей просьбой в контору табеллионов, где табеллион, выяснив подробно все детали сделки, составлял проект акта, а затем по этому документу, но уже на особого рода гербовой бумаге писал сам акт. После этой процедуры документ прочитывался контрагентами при свидетелях, подписывался сторонами сделки и свидетелями, что и указывалось в самом акте табеллионом и заверялось его собственной подписью. Число свидетелей, присутствующих при совершении подобных сделок, колебалось от трех до семи.

Проведя параллель между табеллионами, о которых говорилось выше, и современным нотариатом, можно обнаружить немало сходства: это и наличие помощника у нотариуса, и специальные помещения, которые в эпоху табеллионов также назывались конторами, и процедура проведения сделок, и наличие специальной гербовой бумаги у табеллионов, похожей на специальный бланк единого образца, имеющийся у современных нотариусов.
Однако ученые считают, что отождествлять нотариат Древнего Рима с современным нотариатом и принимать его за родоначальника последнего некорректно, так как совершаемые акты у табеллионов не имели никакого преимущества в судебных тяжбах. На наш взгляд, это было связано с недоразвитостью правовой системы государства. Именно писцы задали идею, с помощью которой начал развиваться институт будущего нотариата, а табеллионы, эволюционируя, в свою очередь развили деятельность, похожую на нотариальную деятельность, что привело в XII веке к замене слова "табеллион" на слово "нотариус".


Абсолютный прототип нотариата сформировался в Италии после прекращения существования Западной Римской империи, получивший право на жизнь в XIV столетии законодательными актами Карла Великого; именно в этот период и сам итальянский нотариальный институт, и римское право начали завоевывать ведущие позиции в Германии, а затем во Франции, Австрии и других европейских государствах, в том числе и России <7>, тем самым еще больше развиваясь, перенимая положительные стороны правовых систем других стран.

Следует отметить, что в Средние века развивался преимущественно церковный нотариат. Нотариальными полномочиями наделялись епископы, аббаты и некоторые другие служители церкви. Так, монах Андрей Критский находился на должности нотария при церкви, основными функциями которого было секретарское дело и ведение протокола во время беседы епископа с народом.
Дальнейшее развитие нотариата в эпоху Средневековья на Западе было обусловлено присутствием нотариусов на службе в общественных учреждениях или на службе у частных лиц за определенное вознаграждение. С последующим падением верховной монархической власти и усилением власти отдельных князей при княжеских дворах возникают канцелярии со своими нотариусами. Такой же процесс происходил в среде духовных властей, в городских куриях. При этом существовали так называемые свободные писцы, принадлежавшие духовенству[2].

Под влиянием права, как римского, так и германского императорского, в 1512 г. был утвержден знаменитый законодательный акт Баварии (Баварский акт) об учреждении нотариата. Только 157 лет спустя возник нотариат во Франкфурте-на-Майне. По закону от 1892 года нотариусы в Германии становились государственными служащими, но не имели права ни на жалование, ни на пенсии. Надзор за их деятельностью осуществлял министр юстиции, в округах - председатель палаты и окружного суда.

Во Франции нотариальное ремесло долгое время находилось в руках духовенства, социальное положение и влияние которого было велико. Впервые как учреждение нотариат появился во Франции при Людовике Святом, которым в 1270 году в Париже были учреждены 60 нотариусов. Любопытно, что первоначально на нотариусов были возложены самые разнообразные функции, зачастую не имеющие отношения к нотариату - начиная с обязанностей полицейских и кончая составлением протоколов по уголовным делам.

Однако уже к началу XIX века французский нотариат становится лидером всего европейского правового института. Одним из существенных требований французского законодательства для получения должности нотариуса являлась практическая подготовка кандидата под руководством нотариуса. Это требование создало во Франции сословие клерков, занимающихся у нотариусов редакцией и составлением актов


Что касается России, то "до настоящего времени среди исследователей истории российского нотариата нет единого мнения о времени его возникновения. Одни авторы полагают, что прообраз нотариата в России можно обнаружить в X веке, вторые утверждают, что история русского пронотариата восходит к периоду федеральной раздробленности XII - XIV вв., третьи - история нотариата в России начинается с конца XV века. При этом и те, и другие исследователи сходятся в одном: возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота"

Считается, что одними из первых источников, подтверждающими существование прообраза нотариата, являются договор Руси с Византией, заключенный в 911 г., и "Русская правда». Однако, как утверждает Н.М. Карамзин, договор подтверждает наличие у россиян своих законов, устанавливающих в том числе право наследования и силу завещаний. Аналогично и в "Русской правде" невозможно найти следы существования хоть какого-нибудь института, схожего с институтом нотариата.

Только в конце XV века постепенно вводятся сословия, функции которых были схожи с функциями писцов и табеллионов Древнего Рима.
Сначала, а именно в 1497 году, вводится такое сословие, как сословие подьячих, о чем свидетельствует статья 22 Судебника 1497 года, изданного Иоанном III: "От правые грамоты имать от печати печатнику великого князя и детей великого князя печатнику с рубля по девяти денег, а дьяку от подписи с рубля по алтыну, а подьячему, которой грамоту напишет, с рубля по три денег". Исходя из этого можно сделать вывод, что подьячими были своего рода писцы (похожие на писцов в Древнем Риме), которые только писали грамоты, но не удостоверяли, так как у них не было полномочий ставить печать и подписывать акт.
Далее указ Федора Иоанновича 1597 года <16> вводит такое сословие, как дьяки, однако круг их полномочий был узок. Они лишь "укрепляли" мелкие сделки.

А вот уже площадные подьячие, появившиеся в эпоху правления Михаила Федоровича, больше имеют сходство с римскими табеллионами и нотариусами.
Сословие площадных подьячих сложилось под воздействием спроса на юридические услуги неграмотного в своем большинстве населения Московского государства. Законодательное закрепление их исключительного права на площадное письмо произошло только при царе Алексее Михайловиче, на основании его Соборного уложения 1649 года. В предшествующих законодательных актах никаких систематизированных норм об их деятельности не существовало.

В годы правления Петра Великого были значительные реформы, затронувшие практически все сферы жизни, в том числе и нотариат. При Петре I особое значение имела гербовая бумага, на которой совершали акты площадные подьячие, в противном случае акт являлся недействительным, о чем был вынесен Указ от 23 января 1699 года "Об употреблении гербовой бумаги для писания крепостей". "Крепость - акт, документ, подтверждающий право на владение какой-либо собственностью", в основном недвижимостью