Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность и назначение аудиторской деятельности в России
1.1 Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля
1.2 Становление и развитие законодательства об аудиторской деятельности в России
2 Особенности правового регулирования отдельных видов аудиторской деятельности в России
2.1 Правовое регулирование проведения обязательного аудита
2.2 Правовое регулирование проведения инициативного аудита
2.3 Организационно – правовые формы и методы осуществления аудиторской деятельности
3 Совершенствование системы правового регулирования аудиторской деятельности в России
Введение
Актуальность темы представленной работы объясняется следующими важными моментами.
В настоящее время значительное число участников рыночных отношений заинтересованы в получении объективной информации об эффективности функционирования капиталов, об использовании ресурсов, о перспективах устойчивой и стабильной работы организаций. Такое подтверждение они могут получить в заключение аудитора, в котором дается оценка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствия ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.
Государство также заинтересовано в эффективном функционировании института аудита, поскольку это способствует социально-экономической стабильности общества.
Перечисленные выше причины обуславливают необходимость государственного регулирования аудиторской деятельности на основе принципа сочетания частных и публичных интересов.
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. В зарубежной практике выделяют две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая концепция распространена в европейских странах, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. Вторая концепция развита в США и Великобритании, где аудиторская деятельность регулируется в основном профессиональными аудиторскими объединениями.
Государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем принятия нормативных правовых актов, организации и проведения аттестации аудиторов. Кроме того, организуется управление аудиторской деятельностью путем осуществления контроля за соблюдением требований законодательства об аудите, а также в ходе применения мер ответственности к нарушителям этих требований.
Необходимость государственного регулирования аудиторской деятельности объясняется, с одной стороны, тем, что это вид предпринимательской деятельности, с другой стороны, ее общественной значимостью.
Актуальность темы определяется тем, что в Российской Федерации аудиторская деятельность не имеет давних исторических традиций и регулируется практически одним нормативным документом – Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»[1], однако даже после его принятия не на все вопросы аудиторской деятельности получен однозначный ответ, хотя практический опыт аудита уже позволяет выделить целый ряд основных принципов организации и методики его проведения.
Российская система нормативно-правового регулирования аудита строилась как аналог международной системы, а федеральные стандарты аудиторской деятельности – как аналог международных стандартов аудита. Это было сделано с целью создания системы стандартов аудита, которая соответствовала бы требованиям к организации аудита на международном уровне, но при этом учитывала особенности национальной экономики.
Вместе с тем, система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в России постоянно развивается. Так, с 2017 г. на территории страны были введены в действие международные стандарты аудита, периодически вносятся изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», учет которых необходим в практике аудиторской деятельности. В этой связи исследование современного состояния системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в России представляет актуальную проблему с теоретической и практической точек зрения.
Следует отметить, что вопросы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в России достаточно полно исследованы в литературе. Отдельные проблемы рассматриваемой темы составляют предмет исследования многих российских авторов. Так, например, вопросам нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности посвящены труды таких ученых, как: Анохова Е.В., Городилов М.А., Григоренко М.А., Кизилов А.Н., Конев К.А., Крикунов А.В., Лосева Н.А., Прохоров И.В., Суглобов А.Е., Орлова Е.А.
Объектом исследования выступает аудиторская деятельность как разновидность профессиональной деятельности.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие аудиторскую деятельность в России, правоприменительная и судебная практика, а также концептуальные точки зрения правоведов и экономистов относительно развития системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в нашей стране.
Основная цель работы заключается в оценке современного состояния системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в России и разработке предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели перед работой поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие аудиторской деятельности и определить ее место в системе финансового контроля;
2. Проследить историю становления и развития законодательства об аудиторской деятельности в России;
3. Охарактеризовать особенности правового регулирования отдельных видов аудиторской деятельности в России – обязательного и инициативного аудита;
4. Рассмотреть организационно – правовые формы и методы осуществления аудиторской деятельности;
5. Предложить рекомендации по совершенствованию системы правового регулирования аудиторской деятельности в России.
Основными методами исследования выбраны изучение литературных источников, теоретический анализ и синтез нормативно-правовой базы, специально-юридический и сравнительно-правовой методы.
1 Сущность и назначение аудиторской деятельности в России
1.1 Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе
финансового контроля
Во всех цивилизованных странах с рыночной экономикой должен присутствовать финансовый контроль, осуществляемый аккредитованными органами за соблюдением действующего законодательства, ведением финансовой документации, исполнением плана государственных доходов и расходов, а также за соблюдением общепризнанных норм права в ходе перемещения финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
В современной России государственный финансовый контроль представляет собой сложный процесс наблюдения, сопоставления, проверки и анализа различных сфер экономики. Финансовый контроль является частью финансовой деятельности государства и выполняет координирующую роль на всех уровнях реализации государством его контрольной функции.
Под финансовым контролем понимается элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, территориальных административных образований, организаций, соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической эффективностью операций.[2]
В экономически развитых странах финансовый контроль делится на две взаимодействующие, но обособленные сферы – государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный (представительной власти, исполнительной власти, судебной власти, ведомственный) финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом, путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства. Конечная цель государственного финансового контроля – максимизация поступлений финансовых ресурсов в бюджет.
Негосударственный финансовый контроль включает в себя аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль. Главной целью негосударственного вида контроля, особенно внутрихозяйственного, напротив, является минимизация своих отчислений государству с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.
Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей, так и аудиторские фирмы, в том числе иностранные[3].
Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность.
В Российской Федерации аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.
В процессе аудиторской деятельности осуществляется проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг, в частности:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование и т.д.
Для многих аудиторских фирм в тех странах, где это разрешено законодательством (например, в США, Великобритании), оказание аудиторских услуг становится в последние годы преобладающим видом деятельности.
Субъект аудиторской деятельности – аудитор, т.е. лицо, имеющее установленное законом право независимого финансового контроля и оказания услуг по обеспечению законных имущественных интересов.
Объект аудита – хозяйственная деятельность аудируемых организаций (клиентов), подвергаемая независимому контролю. Хозяйственная деятельность отражается в рыночной экономике в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такая отчетность является непосредственным объектом аудита. Предмет аудита – выяснение достоверности отражения хозяйственной жизни и оценка эффективности деятельности.
Задачи аудита формируются в соответствии с разделами проверки. Основными задачами аудиторского контроля являются:
а) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам;
б) проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов.
Законные имущественные интересы клиента представляют первостепенное значение для аудитора. Одной из задач аудита является получение ин формации о финансовом состоянии предприятия и способах его стабилизации и улучшения.
Признаки аудиторской деятельности:
а) осуществление деятельности особыми субъектами;
б) это самостоятельная, рисковая и инициативная деятельность, направленная на реализацию способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;
в) осуществление деятельности есть процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли путем совершения особых аудиторских действий;
г) нарушение правил ведения аудиторской деятельности влечет применение к соответствующим субъектам ответственности (гражданской, уголовной, административной).
В настоящее время основным действующим документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является федеральный закон от 30.12.2008 № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данный закон устанавливает место аудита в финансово-хозяйственной деятельности. Для нашей страны это является немаловажным, поскольку исторически сложилось так, что государственный контроль был практически единственным видом контроля и надлежало выяснить роль и место независимого вида финансового контроля, каким приходится аудит.