Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
Дальнейшее развитие законодательства о нотариате в Советском Союзе характеризуется принятием ряда поочередно сменяющихся положений о государственном нотариате 1930 года, 1947 года, 1965 года, соответственно, и принятием единого кодифицированного общесоюзного Закона СССР от 19.07.1973 года «О государственном нотариате», который действовал вплоть до 11 февраля 1993 года, когда постановлением Верховного совета РСФСР, данный акт утратил силу, в связи с принятием ФЗ № 4462-1 " Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".[56]
Глава 3. Современное состояние и пути реформирования Российского нотариата
Реализация нотариатом конституционных прав граждан в части квалифицированной правовой помощи населению, зависит от качества и от кадрового состояния нотариата, от его подготовленности, от его функциональной принадлежности.
Последнее реформирование нотариата состоялось в 1993 году.
В этом была насущная необходимость для разрешения хронических проблем, накопившихся к тому времени и препятствующих нормальному правовому обслуживанию граждан и юридических лиц в новых экономических условиях, поскольку государственный нотариат на тот период влачил жалкое существование.
Из-за не обустроенных помещений нотариальных контор, низкой зарплаты нотариусов в стране хронически не хватало нотариусов. На начало 90-х годов их было порядка 4 тысяч. Многие из них не имели высшего образования. Понятно, что они не могли справиться с возросшим объёмом нотариального обслуживания в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений.[57]
Идея реформирования, заключавшаяся в возрождении частного нотариата, в целом оправдала себя. На сегодня в России около 8 тысяч нотариусов, из них чуть больше 40 государственных. Все нотариусы без исключения имеют высшее юридическое образование, 68% из них имеют стаж работы свыше 10 лет. Около 100 нотариусов имеют учёную степень, более 90 – звание «Заслуженный юрист России». То есть это высококвалифицированный с достаточно большим опытом работы профессиональный корпус.[58]
Кроме того, у нотариусов в качестве помощников, консультантов, операторов компьютерной техники работают свыше 10 тысяч человек. Созданы нормальные условия для приёма граждан. Повысилось качество обслуживания. Ликвидированы очереди.[59]
Реформирование же современного нотариата обусловлено, с одной стороны, актуальными проблемами, имеющими место в социально-экономических, правовых сферах нашего государства, когда огромное количество граждан становятся жертвами рейдерства, противоправной деятельности теневого бизнеса и других негативных явлений, возникших на фоне развития демократических принципов и явного ослабления квалифицированного правового сопровождения гражданского оборота. Например, за прошедшие 15 лет нотариат оказался практически вытесненным на законодательном уровне из сферы гражданского оборота. Вначале из исполнительного производства, затем из сферы корпоративных, залоговых правоотношений, из сделок с недвижимым имуществом и ряда других. По статистике за 2009 год из 92,5 миллионов нотариальных действий, совершенных нотариусами России, 73% составили простейшие виды – это свидетельствование верности копий документов и удостоверение доверенностей.[60]
Работа нотариуса в настоящее время экономически не сбалансирована из-за отсутствия выверенных, объективно рассчитанных тарифов за нотариальные действия. Действующие тарифы не учитывают ни сложности, ни временных затрат, ни меры гражданской ответственности нотариуса. К тому же отсутствие узаконенных тарифов за техническую работу повлекло завышения сумм, в качестве компенсации за отсутствие сложных нотариальных действий, за которые установлена более или менее приличная пошлина. И как следствие – большое количество жалоб.
Общее количество жалоб, поступивших в нотариальные палаты в 2009 году, увеличилось на 31% и составляет 4 599 жалобы16. Как правило, основное количество жалоб связано с несоблюдением нотариусом профессиональной этики и ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей. За этот же период в суды поступило 729 жалоб на совершенные нотариальные действия из них 99 жалоб удовлетворено судами, то есть каждая седьмая жалоба признана обоснованной.[61]
Способы же реагирования на подобные проявления практически отсутствуют из-за слабого правового регулирования нотариата. В Основах законодательства о нотариате отсутствует дисциплинарная ответственность, нет чёткого разграничения полномочий между нотариальными палатами и органами юстиции, размытость функций государственного контроля и многое другое, что позволяет сделать вывод, что Основы перестали соответствовать духу времени и требованиям общественно-экономических отношений, формирующихся в обществе.
Исходя из опыта последних лет, целесообразно ввести на всей территории Российской Федерации единой организационной правовой формы нотариата – частной. Так с каждым годом сокращается численность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, в 2009 году 59 нотариусов перешли на частную практику, а действующий государственных нотариусов осталось всего 38 человек16. Сохраняют же присутствие представителей государственного нотариата экономически нерентабельные регионы, с недостаточно развитой инфраструктурой, удаленные от транспортных коммуникаций.[62]
Также, в целях защиты интересов граждан необходимо регламентировать порядок работы нотариусов и приёма ими населения; предусмотреть необходимость увеличения суммы обязательного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов; ввести коллективное страхования риска профессиональной деятельности нотариусов нотариальными палатами на принципах накопительного страхования и обязательного страхования.
В современной России появляется необходимость в новых нотариальных действиях, а также возложению на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом, более широкому использованию депозитов нотариусов и т.д.).[63]
Сегодняшний нотариат может быть использован государством в качестве надёжного правового гаранта в сфере имущественных отношений граждан, облегчить работу судам через процедуры внесудебного урегулирования споров, через широкое применение исполнительной надписи нотариуса, через доказательственную силу нотариального акта и т.д. Для этого нужно расширить перечень нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и отнести к ним, в частности, исполнительные надписи в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных вексельных протестов и т.п.[64]
Не урегулирован в настоящее время и вопрос по порядку хранения и обслуживания нотариальных архивов, несмотря на высокую востребованность населением хранящихся в них документов, а также их значительные объемы.
Пора создать в Российской Федерации Реестр нотариально удостоверенных завещаний и распоряжений.
Для надлежащего обеспечения современных требований гражданского оборота, создания достоверных реестров назрела необходимость во внедрении передовых информационных технологий и создании системного обмена информацией с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, другими органами государственной власти.
Для выхода из сложившейся ситуации следует разработать и принять новый федеральный закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», составлением проекта которого в настоящее время уже занимается Министерство юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.[65]
Следует надеяться, что новое законодательство о нотариате приведет к приданию гражданско-правовым отношениям стабильного и бесконфликтного характера, ускорению гражданского оборота имущества; усилению роли нотариата как института превентивного правосудия, снижению нагрузки на суды; обеспечению доступности нотариальной помощи; равного высокого уровня нотариальной защиты прав на территории Российской Федерации; усилению ответственности нотариусов и нотариальных палат за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей; повышению общего уровня правовой культуры и правовой защищённости граждан.
Заключение
В результате проделанной работы, можно сделать выводы. Нотариат - совокупность государственных и негосударственных органов, должностных лиц, предназначенных совершать нотариальные действия с целью обеспечения защиты прав и законных интересов гражданских и юридических лиц. Осуществляются от имени РФ действия по удостоверению и обеспечению бесспорных фактов и прав. Основные правовые положения закреплены в основах законодательства о нотариате.
Проанализировав Российское законодательство, регулирующее такой институт как нотариат можно сказать что:
1. Российский нотариат представляет собой, прежде всего, систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельств с документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируются нотариальная деятельность.
2. История российского нотариата начинается с шестнадцатого века. У него были и времена взлета, и времена, когда он как институт переставал существовать в нашей стране (после Революции 1917 года) или его роль заметно уменьшалась в системе государственных органов.
После принятия Положения о государственном нотариате в 1922 году в России на долгие годы утвердился государственный нотариат. Так было вплоть до 1993 года, когда были приняты Основы законодательства РФ о нотариате и в нашу страну вернулся частный нотариат, и он стал существовать наравне с государственным.
3. Нотариат является одной из составляющих правового механизма рыночной экономики. Существовавшая на территории Российской Федерации система только государственных нотариальных контор не в полной мере соответствовала новым экономическим отношениям. Как уже было сказано, законом РФ от 11 февраля 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» была ликвидирована монополия государственных органов на совершение нотариальных действий. Параллельно с существующей системой государственных нотариальных контор создан институт частного нотариата, который имеет некоторые особенности, обусловленные его положением в системе нотариальных органов и деятельностью, а именно:
- частный нотариат дополняет существующую систему государственного нотариального обслуживания физических и юридических лиц;
- деятельность частного нотариуса базируется не на бюджетном финансировании. Частный нотариус как представитель свободной профессии организует свою работу, нанимает и увольняет работников, обеспечивает материально свою профессиональную деятельность.
В то же время государство сохраняет за собой решение некоторых вопросов по урегулированию деятельности частных нотариусов:
- установление особого порядка учреждения и ликвидации должности частного нотариуса;
- наделение частного нотариуса полномочиями на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии;
- контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства частными нотариусами и тарифами на их услуги и др.
4. Последние годы двадцатого столетия характеризуются бурным развитием российского законодательства. Были приняты новые кодексы и многочисленные подзаконные акты, регулирующие разные общественные отношения. Применение нового законодательства сопровождается рядом проблем в нотариальной практике. Например, возникают вопросы, касающиеся ответственности нотариуса, как частного, так и государственного. Актуальны вопросы, связанные с изменением перечня сделок, для совершения которых в силу закона обязательно соблюдение нотариальной формы, а также вопросы, связанные с появлением учреждений органов юстиции, которые теперь регистрируют сделки с недвижимостью. Не повлекут ли эти факты уменьшение роли института нотариата? Может государство предпринимает атаку на позиции нотариата, в особенности частного нотариата? Ведь в это же время оно отстранило частный нотариат от наследственных дел (частные нотариусы не вправе выдавать свидетельства о праве на наследство). Все это может привести к тому, что частный нотариат прекратит свое существование, и в России вновь будет существовать только государственный нотариат. Только принятие федерального закона о нотариате может решить этот вопрос, а также вопрос: необходимо ли сохранять государственный нотариат или лучше создать единую систему нотариата, состоящую только из частных нотариусов. Я думаю, что пока рано избавляться от государственного нотариата, так как частный нотариат еще не имеет нужной законодательной базы и в недостаточной степени наработана частная практика. И, кроме того, по ряду объективных причин в стадии становления частного и резкого сокращения государственного нотариата отмечалось снижение качества и объема нотариальных услуг. По этим причинам все еще остаются возможными случаи нарушения законодательства о нотариате. Как известно, на прием к государственному нотариусу всегда стояла огромная очередь. Я об этом очень хорошо знаю потому, что мне самому приходилось заверять у государственного нотариуса некоторые документы. Частный нотариат, например, мало доступен для основной массы граждан, да и для юридических лиц тоже по различным причинам.