Файл: Классификация правовых норм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Классификация правовых норм по отраслям

Правовые нормы, составляющие право, несмотря на их внешнее различие, тесно взаимосвязаны и внутренне согласованы между собой. Они образуют единую систему. Система права представляет собой внутреннее строение права, которое выражается в разделении единых и согласованных правовых норм на отрасли права, подотрасли и правовые институты. Основанием для разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права. Подотрасль права - это обособленная часть отрасли права, которая регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. Это, например, авторское, наследственное право в гражданском праве, водное, горноеправо в земельном праве. Подотрасль права - необязательный, факультативный элемент структуры права, поскольку в некоторых отраслях (например, в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном праве) подотраслей не выделяют.[11]

Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости от содержания они подразделяются на: - исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

- общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

- специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные, материальное и процессуальное право. Все нормы права призваны

регулировать и упорядочивать общественные отношения в соответствии с теми функциями и задачами, которые стоят перед ними. Одна группа правовых норм закрепляет существующие общественные отношения, тем самым придавая им правовой характер. [12]Следовательно, к материальному праву относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право. Международное право регулирует главным образом отношения между государствами. Нормы международного права выражают согласованную волю разных государств. В Российской Федерации (как и в некоторых других государствах) международное право входит в систему национального права. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).


Конституционное право – совокупность правовых норм, закрепляющих общественное и государственное устройство, организации, функции и взаимоотношения органов государства, основные права и обязанности граждан. За конституционным правом традиционно признается ведущее положение в системе национального права. Это обусловлено особенностями предмета регулирования: конституционное право регулирует наиболее важные среди опосредуемых правом общественные отношения.

Уголовное право – совокупность правовых норм, определяющих круг общественно - опасных деяний (преступлений) и устанавливающих наказания, применяемые к преступникам. При помощи норм уголовного права государство охраняет наиболее важные общественные отношения.

Административное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Административное право регламентирует как взаимоотношения государственных органов между собой так и отношения с гражданами.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т. е. деятельность по сбору и распределению денежных средств (сбор налогов, составление, утверждение и исполнение государственного бюджета и т. д.). Финансовое право примыкает к государственному и административному праву. Однако еще в 60-х годах советские ученые признали его существование в качестве самостоятельной отрасли: прежде всего из-за специфики общественных отношений, регулируемых финансовым правом.

Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением.

Гражданское право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные (собственность, заключение сделок, договоров, наследование и т. д.) и связанные с ними личные неимущественные (право на имя, честь, достоинство, авторские права и т. д.) отношения. В некоторых странах из гражданского права в самостоятельную отрасль выделилось торговое право. Гражданским правом регулируются только такие имущественные отношения, в которых стороны не находятся в отношениях власти и подчинения, т.е. юридически равны. В ином случае имущественные отношения регулируются нормами административного, финансового, земельного права. Гражданское право – достаточно обширная отрасль права, в ее составе выделяют подотрасли (например, авторское, наследственное, транспортное право).


Тесно связано с гражданским семейное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с браком и принадлежностью к семье (условия заключения и прекращения брака, обязанности членов семьи, имущественные и личные отношения, возникающие на основе брака).

Трудовое право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (заключение расторжение трудовых договоров, рабочее время, условия работы, время отдыха и т.д.). Право социального обеспечения называют подотраслью трудового права.[13]

Аграрное (сельскохозяйственное) право – совокупность правовых норм, регулирующих деятельность граждан, колхозов, кооперативов, фирм, фермерских и других хозяйств в сфере сельского хозяйства. Ранее данная отрасль права, как правило, именовалась колхозным правом.

Таким образом, предметом правового регулирования норм материального права являются общественные отношения, связанные с материальными условиями жизни общества.

3) как было выше изложено, в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

- императивные (содержащие властные предписания);

- диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РК) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);


8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РК, [14] устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РК, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РК), региональные (действуют на территории субъектов РК - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;[15]

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например, принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например, возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например, нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

2.4. Классификация правовых норм по характеру содержащихся в них предписаний

По характеру содержащихся предписаний нормы делятся на: управомочивающие, предписывающие, запрещающие.


Управомочивающие нормы права определяют правила возможного поведения субъектов. Нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий (обратиться с иском в суд, распорядиться своим имуществом, принять завещание, стать членом того или иного объединения граждан и т.п.). [16]В тексте эти нормы могут начинаться словами: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.д. К примеру, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2004 г. «Об альтернативной гражданской службе», гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Предписывающие нормы права устанавливают правила должного поведения субъектов. Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.[17]

Запрещающие нормы обязывают субъектов воздерживаться от совершения определённых деяний, признанных законодателем противоправными. Нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения запрещенных законом действий. Такие нормы формулируются в виде запрета совершать какие-либо действия. Предписания такого рода, как правило, начинаются словами: «запрещается».

По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи, также содержат программные установки, указывают на задачи и цели: «Задачами законодательства об административных правонарушениях, - говорится в ст.1.2. Кодекса об административных правонарушениях, - являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений».