Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Происходящие изменения в нашем обществе требуют системного анализа целей и задач государственной деятельности. Значение вопроса о функциях государства, в частности определение понятия функции государства, определяется тем, что посредством их реализации решаются наиболее важные социальные, политические, экономические задачи, через функции государства осуществляется его целенаправленное воздействие на общественные отношения; в функциях государства проявляются его сущность и социальное назначение.

С учетом сказанного в условиях современных правовых реалий особую актуальность вызывает изучение функций российского государства.

В практическом плане тема исследования является широко обсуждаемой и поэтому достаточно важной. Это объясняется, с одной стороны, тем, что функции российского государства пронизывают все сферы жизнедеятельности. А с другой стороны, тем, что, несмотря на установление относительной политической стабильности и формирование в России демократического общества, проблемы правопорядка и безопасности в условиях современных реалий набирают все большие обороты.

Многочисленные вопросы функций российского государства являются предметом рассмотрения множеством ученых.

Следует выделить научные статьи и теоретические разработки М.И.Байтина, А.б.Венгерова, Ю.Г.Галай, А.П.Глебова, М.Н.Марченко, Л.А.Морозова, В.А.Толстик, Н.В.Черноголовкина и других.

Правовые аспекты функций государства в той или иной мере рассматривались в работах таких ученых как С.С.Алексеев, В.Д.Ардашкин, В.К.Бабаев, Ю.А.Вехорев, Н.В. Витрук, Д.А.Керимов, В.В.Лазарев, Н.И.Матузов, В.С.Нерсесянц, Т.Н.Радько и др.

Главная заслуга указанных авторов состоит в выявлении и систематизации значительного накопленного фактического материала, и выявление определенных особенностей функций государства. Труды данных исследователей активно использовались для всестороннего рассмотрения понятия и функций российского государства при написании данной работы.

В тоже время как показывает анализ литературы, проблема определения «функции российского государства» изучена еще недостаточно. Отдельные аспекты данного вопроса, получив определенное освещение в работах указанных авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании.

Эмпирическую базу исследования составили:

- нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов функций государства;


- материалы и сведения, полученные в сети Интернет на официальных сайтах международных организаций, а так же на многочисленных форумах и блогах, консультационных и медийных порталах.

Таким образом, исходя из степени разработанности темы, определяется следующий объект и предмет изучения, а также цели и задачи исследования:

Объект исследования – общественные отношения охватывающие содержание и специфику понятия и функций российского государства.

Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие основные аспекты функционирования российского государства и его функций, а также доктринальные источники, рассматривающие своеобразность данного явления.

Цель исследования – рассмотреть понятие и функции государства, а также выявить их специфику.

Задачи исследования:

1) проанализировать понятие функций государства;

2) исследовать классификацию функций государства;

3) рассмотреть взаимосвязь функций государства и его сущности;

4) определить внешние функции Российского государства;

5) рассмотреть внутренние функции Российского государства;

6) выявить развитие функций государства под воздействием глобализации.

Анализ понятия и функций российского государства проводился с использованием следующих научных методов и принципов: системный метод, сравнительно - исторический метод, позволивший определить предпосылки возникновения рассматриваемого явления, дедукция, синтез, широко используемые при написании данной работы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на 6 параграфов, заключения, списка литературы и нормативно-правовых актов.

Глава 1. Понятие и виды функций государства

1.1 Понятие функций государства

Под термином «функция» обычно можно понимать как внешний вид сущности предмета или явления; таких как перечень обязанностей различных государственных или других органов или государственных служащих и т.д. Таким образом, функции - это проявления объекта или явления, которые должны быть выражены этим объектом на основе его сущности и цели. Следовательно, функции являются неотъемлемым атрибутом государства как такового и их содержание по сущности определяет само государство.


Анализ функций государства позволит дать ответы на вопросы о том, какие действия государство должно осуществлять на определенном этапе своего развития и каким образом, а также на чем должны быть сконцентрированы усилия его органов и ведомств.

В литературе функции государства определяются авторами преимущественно как основные направления деятельности государства, а также стоящие перед ним цели на определенном этапе развития государства. Такое понимание функций государства является наиболее распространенным в научной литературе[1]. Признавая справедливость этого определения, необходимо уточнить некоторые аспекты.

Прежде всего, нужно обратить внимание на смысл, в котором используется термин «государство». В науке теория государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле.

В самом широком смысле понятие государства представляет собой сочетание трех элементов: территории, населения (народа, нации), общественной (государственной) власти[2]. Государство в узком смысле слова состоит из управленческого аппарата и аппарата принуждения и является суверенной политической и территориальной организацией, которая существует за счет общества, выражает свою силу и движение для создания и поддержания определенного порядка в обществе[3].

Таким образом, категория функций государства основана на узком подходе к пониманию государства как организованной государственной власти. Государство в самом широком смысле не может иметь функций, основные из которых: экономические, социальные и другие. Эти функции характеризуют содержательную деятельность любого государства.

А.В. Мелехин пишет, что: «Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом»[4].

В.А. Затонский, говоря о содержательных характеристиках функций государства, пишет: «Обязательные, определяющие направления внутренней и внешней деятельности, которую государство непременно должно осуществлять, обусловленные его сущностью и социальным назначением, а также необходимостью осуществления действий, направленных на преимущественную реализацию как общесоциальных, так и конкретных классовых, иных групповых, национальных, религиозных и других интересов на данном этапе либо на всем протяжении развития общества»[5].


Необходимо подчеркнуть деятельностный характер функционирования.

Как пишет об этом А.М. Артемьев: «Деятельностный подход может дать ясное представление о пределах действия государства, его эффективности и выборе приоритетных объектов приложения государственных усилий и, напротив, социальных сфер, где доступные государству средства воздействия оказываются малоэффективными»[6].

Очень емко охарактеризовал функции государства А.В. Мелехин, который привел основные их черты[7].

Во-первых, функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. В связи с чем, А.В. Мелехин справедливо полагает, что категории «функции» и «деятельность» не равны по содержанию друг с другом, поскольку функции государства более широкое понятие, состоящие из различных элементов, включающих в себя в том числе деятельность, наряду с задачами, целями и т.п. Эту мысль подтверждает Е.Е. Тонков, который пишет о внутреннем содержании функции, а именно о том, что ее составляют следующие взаимодействующие элементы: предмет функции; цели функции; методы, формы и средства осуществления функции[8].

Во-вторых, по своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.

В-третьих, в функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития.

В-четвертых, функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером.

Примером этого тезиса может служить то, что единую функцию правоохраны осуществляют различные государственные органы, каждый в своей определенной части, по своему конкретному предмету, приданными ему средствами. Следует сказать, что субъекты осуществления государственных функций являются важным элементом исследуемого явления, хотя и должны рассматриваться непосредственно в связке с конкретно определенными направлениями деятельности.


И наконец, в-пятых: «Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же при необходимости методы принуждения» . Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

Следует упомянуть и о субъектах реализации функций государства.

Функции государства реализовываются посредством их исполнения уполномоченными на то государственными структурами законодательной, исполнительной и судебной ветвью власти.

«В юридической теории все действия государства обычно определяются с помощью категории «функция». Сами же действия государства непосредственно объективированы в деятельности его государственного аппарата»[9].

Говоря о том, что функции государства - это по существу деятельность, представляется необходимым рассуждать о деятельности государства и ее характеристиках.

Отдельные исследователи, говоря о признаках, характеризующих деятельность государства, называют ее властный характер, правовую природу, отмечает, что она носит публичный и территориально определенный характер. А также классифицируют ее для того, чтобы показать роль и место в ней правоохранительной службы и правоохранной деятельности[10].

Обобщив ряд существующих доктринальных определений, можно отметить, что под функциями государства понимают основные законодательно определенные направления внутренней (национальной) и внешней (международной) деятельности, которые направлены на достижение поставленной цели. Таким образом, функции государства – это основные направления деятельности, благодаря которым реализуется его назначение.

1.2 Классификация функций государства

Как уже было отмечено ранее, государство является сложным образованием, которое регулирует различный круг правоотношений. В связи с существованием огромного разнообразия национальных (государственных) отношений, существуют и различные функции государства, которые вытекают в целом из их сущности и правовой природы.