Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и виды функций государства
1.1 Понятие функций государства
1.2 Классификация функций государства
1.3 Взаимосвязь функций государства и его сущности
Глава 2. Особенности функций Российского государства на современном этапе
2.1 Внутренние функции Российского государства
2.2 Внешние функции Российского государства
2.3 Развитие функций государства под воздействием глобализации
Введение
Происходящие изменения в нашем обществе требуют системного анализа целей и задач государственной деятельности. Значение вопроса о функциях государства, в частности определение понятия функции государства, определяется тем, что посредством их реализации решаются наиболее важные социальные, политические, экономические задачи, через функции государства осуществляется его целенаправленное воздействие на общественные отношения; в функциях государства проявляются его сущность и социальное назначение.
С учетом сказанного в условиях современных правовых реалий особую актуальность вызывает изучение функций российского государства.
В практическом плане тема исследования является широко обсуждаемой и поэтому достаточно важной. Это объясняется, с одной стороны, тем, что функции российского государства пронизывают все сферы жизнедеятельности. А с другой стороны, тем, что, несмотря на установление относительной политической стабильности и формирование в России демократического общества, проблемы правопорядка и безопасности в условиях современных реалий набирают все большие обороты.
Многочисленные вопросы функций российского государства являются предметом рассмотрения множеством ученых.
Следует выделить научные статьи и теоретические разработки М.И.Байтина, А.б.Венгерова, Ю.Г.Галай, А.П.Глебова, М.Н.Марченко, Л.А.Морозова, В.А.Толстик, Н.В.Черноголовкина и других.
Правовые аспекты функций государства в той или иной мере рассматривались в работах таких ученых как С.С.Алексеев, В.Д.Ардашкин, В.К.Бабаев, Ю.А.Вехорев, Н.В. Витрук, Д.А.Керимов, В.В.Лазарев, Н.И.Матузов, В.С.Нерсесянц, Т.Н.Радько и др.
Главная заслуга указанных авторов состоит в выявлении и систематизации значительного накопленного фактического материала, и выявление определенных особенностей функций государства. Труды данных исследователей активно использовались для всестороннего рассмотрения понятия и функций российского государства при написании данной работы.
В тоже время как показывает анализ литературы, проблема определения «функции российского государства» изучена еще недостаточно. Отдельные аспекты данного вопроса, получив определенное освещение в работах указанных авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании.
Эмпирическую базу исследования составили:
- нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов функций государства;
- материалы и сведения, полученные в сети Интернет на официальных сайтах международных организаций, а так же на многочисленных форумах и блогах, консультационных и медийных порталах.
Таким образом, исходя из степени разработанности темы, определяется следующий объект и предмет изучения, а также цели и задачи исследования:
Объект исследования – общественные отношения охватывающие содержание и специфику понятия и функций российского государства.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие основные аспекты функционирования российского государства и его функций, а также доктринальные источники, рассматривающие своеобразность данного явления.
Цель исследования – рассмотреть понятие и функции государства, а также выявить их специфику.
Задачи исследования:
1) проанализировать понятие функций государства;
2) исследовать классификацию функций государства;
3) рассмотреть взаимосвязь функций государства и его сущности;
4) определить внешние функции Российского государства;
5) рассмотреть внутренние функции Российского государства;
6) выявить развитие функций государства под воздействием глобализации.
Анализ понятия и функций российского государства проводился с использованием следующих научных методов и принципов: системный метод, сравнительно - исторический метод, позволивший определить предпосылки возникновения рассматриваемого явления, дедукция, синтез, широко используемые при написании данной работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на 6 параграфов, заключения, списка литературы и нормативно-правовых актов.
Глава 1. Понятие и виды функций государства
1.1 Понятие функций государства
Под термином «функция» обычно можно понимать как внешний вид сущности предмета или явления; таких как перечень обязанностей различных государственных или других органов или государственных служащих и т.д. Таким образом, функции - это проявления объекта или явления, которые должны быть выражены этим объектом на основе его сущности и цели. Следовательно, функции являются неотъемлемым атрибутом государства как такового и их содержание по сущности определяет само государство.
Анализ функций государства позволит дать ответы на вопросы о том, какие действия государство должно осуществлять на определенном этапе своего развития и каким образом, а также на чем должны быть сконцентрированы усилия его органов и ведомств.
В литературе функции государства определяются авторами преимущественно как основные направления деятельности государства, а также стоящие перед ним цели на определенном этапе развития государства. Такое понимание функций государства является наиболее распространенным в научной литературе[1]. Признавая справедливость этого определения, необходимо уточнить некоторые аспекты.
Прежде всего, нужно обратить внимание на смысл, в котором используется термин «государство». В науке теория государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле.
В самом широком смысле понятие государства представляет собой сочетание трех элементов: территории, населения (народа, нации), общественной (государственной) власти[2]. Государство в узком смысле слова состоит из управленческого аппарата и аппарата принуждения и является суверенной политической и территориальной организацией, которая существует за счет общества, выражает свою силу и движение для создания и поддержания определенного порядка в обществе[3].
Таким образом, категория функций государства основана на узком подходе к пониманию государства как организованной государственной власти. Государство в самом широком смысле не может иметь функций, основные из которых: экономические, социальные и другие. Эти функции характеризуют содержательную деятельность любого государства.
А.В. Мелехин пишет, что: «Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом»[4].
В.А. Затонский, говоря о содержательных характеристиках функций государства, пишет: «Обязательные, определяющие направления внутренней и внешней деятельности, которую государство непременно должно осуществлять, обусловленные его сущностью и социальным назначением, а также необходимостью осуществления действий, направленных на преимущественную реализацию как общесоциальных, так и конкретных классовых, иных групповых, национальных, религиозных и других интересов на данном этапе либо на всем протяжении развития общества»[5].
Необходимо подчеркнуть деятельностный характер функционирования.
Как пишет об этом А.М. Артемьев: «Деятельностный подход может дать ясное представление о пределах действия государства, его эффективности и выборе приоритетных объектов приложения государственных усилий и, напротив, социальных сфер, где доступные государству средства воздействия оказываются малоэффективными»[6].
Очень емко охарактеризовал функции государства А.В. Мелехин, который привел основные их черты[7].
Во-первых, функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. В связи с чем, А.В. Мелехин справедливо полагает, что категории «функции» и «деятельность» не равны по содержанию друг с другом, поскольку функции государства более широкое понятие, состоящие из различных элементов, включающих в себя в том числе деятельность, наряду с задачами, целями и т.п. Эту мысль подтверждает Е.Е. Тонков, который пишет о внутреннем содержании функции, а именно о том, что ее составляют следующие взаимодействующие элементы: предмет функции; цели функции; методы, формы и средства осуществления функции[8].
Во-вторых, по своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.
В-третьих, в функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития.
В-четвертых, функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером.
Примером этого тезиса может служить то, что единую функцию правоохраны осуществляют различные государственные органы, каждый в своей определенной части, по своему конкретному предмету, приданными ему средствами. Следует сказать, что субъекты осуществления государственных функций являются важным элементом исследуемого явления, хотя и должны рассматриваться непосредственно в связке с конкретно определенными направлениями деятельности.
И наконец, в-пятых: «Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же при необходимости методы принуждения» . Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.
Следует упомянуть и о субъектах реализации функций государства.
Функции государства реализовываются посредством их исполнения уполномоченными на то государственными структурами законодательной, исполнительной и судебной ветвью власти.
«В юридической теории все действия государства обычно определяются с помощью категории «функция». Сами же действия государства непосредственно объективированы в деятельности его государственного аппарата»[9].
Говоря о том, что функции государства - это по существу деятельность, представляется необходимым рассуждать о деятельности государства и ее характеристиках.
Отдельные исследователи, говоря о признаках, характеризующих деятельность государства, называют ее властный характер, правовую природу, отмечает, что она носит публичный и территориально определенный характер. А также классифицируют ее для того, чтобы показать роль и место в ней правоохранительной службы и правоохранной деятельности[10].
Обобщив ряд существующих доктринальных определений, можно отметить, что под функциями государства понимают основные законодательно определенные направления внутренней (национальной) и внешней (международной) деятельности, которые направлены на достижение поставленной цели. Таким образом, функции государства – это основные направления деятельности, благодаря которым реализуется его назначение.
1.2 Классификация функций государства
Как уже было отмечено ранее, государство является сложным образованием, которое регулирует различный круг правоотношений. В связи с существованием огромного разнообразия национальных (государственных) отношений, существуют и различные функции государства, которые вытекают в целом из их сущности и правовой природы.