Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия) (Теоретические основы формирования ассортиментной политики коммерческой организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день в условиях формирования рыночных отношений организациям необходимо разрабатывать подходящую ассортиментную политику, которая отвечала бы сложившейся в стране ситуации, направленности ее развития, потребительскому спросу.

Ассортиментная политика занимает значительное место в повышении конкурентоспособности организации, так как товар, его качество, оптимальная номенклатура влияет на успех организации в целом.

Значимость движения управления ассортиментом состоит в мастерстве совме щать капиталы компании с ассортиментной политикой, что гарантирует увеличение доходов.

Досконально разработанная ассортиментная политика организации служит руководству указателем, которым должна идти организация, что в свою очередь позволяет сотрудникам направлять свою работу в наиболее правильных сторону. Корректный выбор ассортиментной политики является своего рода гарантией, что возможности не будут упущены.

Действенное ведение ассортиментом дает возможность увеличить прибыль и поступление денежных средств в минимальные сроки и без внушительных инвестиций. Однако ресурсы организации всегда урезаны, следовательно, изготавливать и реализовывать следует только те товары, которые приносят необходимую прибыль и стабильный поток денежных средств. В связи с уплотнением конкуренции и увеличением роли неценовых факторов в сохранении положения организации на рынке, адекватная ассортиментная политика является важным инструментом, обеспечивающим рост прибыльности организации. Особую ценность ассортиментная политика приобретает в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются высокие требования по качеству и ассортименту, и от производительности работы организации зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Основываясь на опыте, первенство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее преуспел в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может сверхэффективно ею управлять. Руководство многих организаций в нашей стране редко используют все превосходства эффективной ассортиментной политики, и поэтому направлением данной дипломной работы является призыв внимания к данной проблеме.

Целью работы является оценка формирования товарного ассортимента торгового предприятия и разработка направлений совершенствования ассортиментной политики.

Задачами исследования являются:


  • рассмотреть понятие о товарном ассортименте, классификацию ассортимента товаров и услуг предприятия;
  • охарактеризовать принципы и этапы формирования ассортимента в организациях торговли;
  • провести оценку предпринимательской деятельности и ассортимента розничного торгового предприятия;
  • разработать направления повышения эффективности коммерческой деятельности по оптимизации формирования торгового ассортимента на предприятии.

Объектом исследования является Томский филиал ООО «СДК».

Предметом исследования является формирование товарного ассортимента торгового предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников.

Глава 1 . Теоретические основы формирования ассортиментной политики коммерческой организации

1.1 Сущность и значение ассортиментной политики организации

Ассортиментная политика организации - это система мер стратегического характера, устремленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей надежные позиции на рынке и получение нужной прибыли. Правильная ассортиментная политика создает превосходство в конкурентной борьбе, в завоевании покупателей, выгоду за счет оптимизации товарных запасов, и позволяет повысить финансовый результат.

С финансовой точки зрения, ассортимент - это один из самых существенных факторов, определяющий степень сбалансированности спроса и предложения определенных продуктов.

Ассортиментная политика торговой организации - это целенаправленное действие в области товарного обеспечения рынка, основанная на долговременном планировании и регулировании, с учетом оптимизации номенклатуры товаров в целях обеспечения рентабельности всё деятельности [26].

Главной целью ассортиментной политики в современных условиях хозяйствования является определение оптимального ассортимента, состоящего из различных групп товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка.


Рассмотрим основные направления в ассортиментной политики организации на примере рисунка 1

Рисунок 1. Структура функций ассортиментной политики организации

Рассмотрим эти функции более подробно.

Планирование ассортимента - это процесс определения программы действий по формированию ассортимента, основанной на анализе рынка и всех видов ресурсов организации.

Организация ассортимента - это распределение задач между отдельными подразделениями или работниками предприятия по формированию ассортимента и установление взаимодействия между ними.

Координация ассортимента - это обеспечение согласования принципов управления ассортиментом со стратегическими целями предприятия.

Контроль ассортимента - это вид управленческой деятельности, связанный с формированием информации о состоянии и функционировании ассортимента, изучением данных об ассортименте, работой по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей, эффективности ассортиментных стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления ассортиментом [26].

Задачи ассортиментной политики могут быть различны.

Рассмотрим главные из них:

  • удовлетворение спроса потребителей;
  • привлечение новых покупателей;
  • оптимизация финансовых результатов организации;
  • установление оптимального соотношения одновременно присутствующих на рынке товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, оптимального соотношения базовых моделей и их модификаций, разновидностей товаров».

Ассортиментная политика организации предполагает наличие достоверной информации о характеристиках частей рынка товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровень внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной, надежной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса, увеличение выручки.

При определении оптимальной ассортиментной политики и товарной номенклатуры прежде всего исходят из двух взаимодополняющих и взаимоисключающих правил:

  1. синергизма (или внутренняя взаимосвязь)
  2. стратегическая гибкость (конгломерата).

Принципы ассортиментной политики организации:

-принцип синергизма.


Говорит о том, что номенклатура выпускаемых товаров и услуг должна быть внутренне связана и отдельные товары, и виды услуг должны дополнять друг друга. Этот принцип обеспечивает широкую экономию на масштабах деятельности фирмы за счет взаимной поддержки различных товарных групп или сфер хозяйственной деятельности. Тем самым достигается более высокая отдача капиталовложений, чем по отдельным, несвязанным видам деятельности.

-Принцип стратегической гибкости.

Он преодолевает такой недостаток, как уязвимость в случае резких конъюнктурных колебаний, поскольку основывается на конгломератном построении стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы.

К основным факторам, определяющим ассортимент продукции фирмы, необходимость изменения, расширения и диверсификации ее товарной номенклатуры, относятся:

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в данной отрасли, которые носят, как правило, прикладной характер и призваны использовать уже освоенные теоретические знания для внедрения их в производство и для создания новых, усовершенствованных товаров и технологических процессов с учетом требований конкретных сегментов рынка;

-изменения, происходящие в товарном ассортименте фирм- конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию, которые также работают над оптимизацией товарной номенклатуры, обновлением товарного ассортимента;

- изменения спроса на производимую фирмой продукцию, требующие четкого руководства деятельностью фирмы и разработки соответствующих мер и товарной политики, которые бы позволяли противостоять сокращению рынка и умело пользоваться увеличением рыночных возможностей;

-желание и предпочтение покупателей, особенно промышленных товаров, закупать колоссальное число наименований продукции у одного предприятия, что обеспечивает им надежность, экономию времени при переговорах, получение технических услуг и др.;

- оптимальность продаж через сбытовую сеть нескольких видов товаров одновременно, что сокращает издержки обращения и привлекает оптовиков и розничных торговцев;

-развитие торговли по специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальное изготовление продукции заданных свойств и характеристик;

- желание использовать побочные продукты для производства новых видов продукции и повысить общую эффективность деятельности предприятия, поскольку крайне невыгодно пускать побочные продукты в отходы, и др.


Помимо вышеперечисленных факторов, которые служат стимулами для расширения товарной номенклатуры выпускаемых организацией изделий, сама организация в рамках маркетинговой стратегии должна проводить активную товарную политику и планировать расширение и обновление товарного ассортимента.

Как пишет в своих трудах Володин А.А. «Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности научно- технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений организаций, нежели для потребителя» [2,с. 201].

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но также и их изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом.

Политика изменения ассортимента можно представить в трех подходах:

-Вертикальное изменение. Данный процесс является составной частью вертикальной диверсификации деятельности компании и направлен на увеличение и уменьшение производства, связанного с самостоятельным выпуском тех комплектующих, которые ранее закупались у сторонних поставщиков, а также создание собственной торговой сети для продвижения своей продукции.

-Горизонтальное изменение. Одна из составляющих политики горизонтальной диверсификации. Изображает изменение ассортимента в рамках уже проводимой деятельности либо в аналогичных направлениях или выход на новые рынки без перехода на смежные уровни в рамках кооперации.

-Комплексное изменение. Диверсификация в обоих направлениях.

Принятие решения о расширении или сужении ассортимента представляет собой возможность выбора двух различных стратегий:

  1. расширение связано с диверсификацией;
  2. сужение может быть вызвано необходимостью интеграции, как вертикальной, так и горизонтальной.

Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли фПр), полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.