Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Предпосылки возникновения государства
1.2. Теории происхождения государства
2. Понятие и сущность государства
3.1. Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть
3.2. Государственный суверенитет
3.3. Неразрывная связь государства и права и взимания налогов
Введение
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в изучении государства. И это все можно объяснить тремя причинами.
Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.
Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.
И наконец, в-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Чтобы раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.
Актуальность данной темы объясняется тем, что необходимость изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и признаки современного государства.
Объектом данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.
Целью настоящей работы является то чтобы рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте;
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства;
4) охарактеризовать эти признаки.
1.Возникновение государства
1.1. Предпосылки возникновения государства
Проблема возникновения государства остается в науке дискуссионной. Во-первых, в основе проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство существовало вечно, для его сторонников проблемы возникновения государства вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства[1].
Современная наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов)[2].
Таким образом, крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. Но в изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. Но еще более важным было, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.
И все же, таким образом, зарождения государства коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение кровосмешение и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности[3].
Родовая организация общества перешла в государство эволюционно, но сохранила историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных форм была «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки[4].
Таким образом, формирование государства - это длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Существует мнение, что одним из основных путей является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы обособлялись от интересов остальных членов общества[5].
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины[6].
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (прежде всего это Германия и Россия).
Приверженцы второй точки зрения полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.
Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста (кровосмешения) и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.
Подводя итоги можно выделить такие предпосылки возникновения государства как:
Экономические предпосылки возникновения государства, в которой первые государства на земле возникли примерно 6-7 тысяч лет назад, как правило, в долинах рек (Нил, Тигр, Инд, Евфрат, Янцзы). Именно в этих местностях сложились наиболее благоприятные условия для земледелия. Затем процесс создания государства стал распространяться и по средиземноморскому бассейну. Возникновение государств явилось закономерным следствием процесса:
- переход от присваивающей экономики к производящей;
- появление и углубление общественного разделения труда;
- рост производительности труда и появление прибавочного продукта;
- появление частной собственности на орудия и продукты труда;
- появление товарообмена (рынка).
Социальные предпосылки возникновения государства:
- переход от матриархата к патриархату;
- запрет инцеста (кровосмешения);
- возникновение семьи, как первичной экономической и социальной ячейки общества;
- раскол общества на классы (бедных – богатых, свободных – угнетенных);
- появление социальных противоречий (антагонизмов);
- разложение рода.
Так же существовали общие причины возникновения государства:
- усложнившиеся задачи управления обществом;
- охрана прав, интересов и привилегий собственников;
- поддержание общественного порядка, необходимого для функционирования экономики;
- необходимость разрешения споров и конфликтов;
- необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий.
Основные пути образования государства:
1) азиатский путь (шумер, египет, китай, вавилон, индия);
2) европейский путь:
а) античная форма (древнегреческие города – полисы, древний рим);
б) средневековая форма (франция, англия, россия, германия, италия, другие европейские государства).
1.2. Теории происхождения государства
Теории происхождения государства — это теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.
Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Выделяют следующие теории происхождения государства:
- теологическая теория; -патриархальная теория, теория общественного договора; -теория насилия; -материалистическая (марксистская) теория; -психологическая теория; -расовая теория Гюнтера; -органическая теория; -ирригационная теория; -комплексная теория происхождения государства Х. Й.М. Классена; -кризисная теория А.Б. Венгерова,; -дуалистическая теория Малыгина, Афанасьева; -теория специализации Т.В. Кашаниной; -инцестная (половая) теория К. ЛевиСтросс; -спортивная теория Ортега-и-Гасет. Итак, выделим и поговорим о некоторых их них.
Теологическая теория. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всём. Существует социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.