Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций[26]:

а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в) государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

3.3. Неразрывная связь государства и права и взимания налогов

Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм. Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[27]. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка[28]. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений[29]. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке определенной тактики в политической и социальной сферах. Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.


Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны". "Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством"[30]. Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. "Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия"[31].

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

Заключение

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.


Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

•наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

•системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

•территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);

•связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

•суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В заключение хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.


Список используемых источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2004.

3. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000.

6. Верещагин С.Г. «Налог как категория и как политика // Гражданин и право», 2007.

7. Гринин Л. Е. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество.

4. Демидов А.И. Правоведение. 1995.

8. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. ВСГТУ, 2005.

10. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007.

11. Ильин И. А. Теория права и государства/ - Москва:, "Зерцало", 2003.

12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009.

14. Козулин А.И. Государство и право. 1994.

15. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997

16. Малько А.В. Правоведение. 1997.

15. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. .

16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004.

17. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007.

18. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарева В.В., 2001.

19. Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. Лазарева В. В., М.1994.

20.Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.

21. Общая теория права. Учебник / Под ред. Пиголкина А.С. 1998.

22. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004.

23. Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы. 1999.

24.   Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003.

25.Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г.

26. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2007.

27. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002.

28. Теория государства и права. Учебник /под ред. Пиголкина А.С. 2003.

29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008.


30.Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996.

  

  1. Демидов А.И. Правоведение / А.И. Демидов. 1995. -С.17

  2. Матузов Н.И. Правовая система и личность / Н.И. Матузов. - Саратов. 1987-С.119

  3. Козулин А.И. Государство и право / А.И. Козулин. 1994. - С.28

  4. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях / С.А. Комаров. - М.: 1997- С. 89

  5. Малько А.В. Правоведение / А.В. Малько. 1997. – С.10-11

  6. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова П.Н.. в 2-х ч. – Тюмень: 1996. – С.51-52

  7. Теория государства и права. Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. – С. 152.

  8. Теория государства и права. Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. – С. 153. 

  9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк.. 2008. – С.103. 

  10. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. / Ж.Б. Доржиев. ВСГТУ: 2005. – С.88

  11. Доржиев Ж.Б. Указ. Сочинений / Ж.Б. Доржиев. – С.89. 

  12. Доржиев Ж.Б. Указ. Сочинений / Ж.Б. Доржиев. – С.89. 

  13. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник / А.В. Мелехин.  2007. –  С.205.

  14. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник / А.В. Мелехин.  2007. –  С.205.

  15. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. Лазарева В В. М.:1994. - С.23.

  16. Общая теория государства и права. Учебник/ Под ред. Лазарева В.М. Юрист – 2004. – С. 36

  17. Гринин Л.Е. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. 1997. - С. 20.

  18. Теория государства и права. Учебник /Под ред. Пиголкина А.С. 2003. – С.79. 

  19. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. / М.Н. Марченко. 2004. – С.112

  20. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. Лазарева В.В., М.:1994. – С.41.

  21. Иванов А.А., Иванов В.П. теория государства и права. Учебное пособие. 2007г. – С. 116

  22. Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. Сочинений. – С.117.

  23. Малько А.В. Правоведение / А.В. Малько. 1997. – С.12

  24. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М.: Юрист - 2004. – С.66

  25. Общая теория государства и права. Учебник / Под ред. Лазарева В.М. Юрист-2004 - С.40

  26. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень. 1996. — С.56-59

  27. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право" / С.Г. Верещагин. 2007. – С.15.

  28. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право" / С.Г. Верещагин. 2007. – С.15.

  29. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право" / С.Г. Верещагин. 2007. – С.15.

  30. Верещагин С.Г. Указ. Сочинений / С.Г. Верещагин. – С.16.

  31. Верещагин С.Г. Указ. Сочинений / С.Г. Верещагин. – С.16.