Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Человеческий фактор в менеджменте).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты человеческого фактора в менеджменте
1.1 Человеческий фактор в менеджменте
1.2. Роль человеческого фактора в принятии управленческого решения
Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в ООО «УНТ-Материалы»
2.1. Характеристика деятельности организации
2.2. Анализ обеспеченности организации человеческими ресурсами и их движения
В современном мире развитие экономики России во многом определяется развитием предпринимательских структур. Нельзя не отметить тот факт, что основной успех различных компаний, также, зависит от профессиональной разработки и принятия управленческих решений. В связи с актуальностью данной темы, роль управления организацией является главной составляющей успеха любой современной организации[16].
Управленческое решение – это самый главный результат деятельности руководителя на любом уровне иерархии. Например, руководители различных организаций и ведущие топ-менеджеры в праве принимать решение о расширении компании, или ее выходе на новые рынки. В процессе разработки какого-либо решения менеджеры компании должен сначала анализировать информацию в полном объёме, после чего посоветоваться с руководителями других уровней управления, а также, с заказчиками и исполнителями мероприятий, продумывая полный сценарии дальнейших развитий ситуации.
После чего, руководители совместно с менеджерами проводят деловое совещание и выбирают наилучшую альтернативу. Все действия по принятию решений, в конечном итоге, сводятся к согласованию целей и координации их взаимодействий.
На наш взгляд, принятие управленческих решений- творческий и психологический процесс субъекта управления, определяющий программу и характеристику деятельности коллектива по решению возникающих проблем. Данный процесс основан на выборе одного из многих путей решений проблем, который обеспечивает переход организации от фактического состояния к желаемому[17].
Одним из главных факторов эффективности управления является фактор времени, который требует обеспечения незамедлительного прохождения информации и быстрой ее обработки. Поэтому одно из главных и основных требований к решению задач — своевременность его принятия. В случае нарушения данного условия происходит обрыв обратной связи[18]. Не менее важным фактором эффективности управления являются харизматические черты личности, которые придают большое значение. Это способности личности на уровне здравого смысла, одновременно, привлекать и подчинять себе большое количество людей.
Харизма – это власть, основанная на исключительных качествах личности. Большое влияние на принятие управленческого решения оказывают такие качества руководителя, как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм. Романтизм менеджера связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей и реализации управленческих решений. Процесс принятия решений не обходится без рисков. Стремление руководителя принимать различные решения с наименьшей степенью риска приводит к увеличению затрат времени на сбор различной дополнительной информации, выбора варианта и обсуждения[19].
Таким образом, возникает риск несвоевременного принятия решения.
В процессе принятия управленческого решения менеджер является основополагающим фактором успешного принятия и реализации решений.. Бесспорно, это влияние является основополагающим, но в любой организации существует своя традиционная технология и схема принятия управленческого решения, видоизменяющаяся в соответствии с требованиями руководителя фирмы[20].
В заключении можно сделать вывод что среди множества проблем современного организационного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческих решений, представляющих собой основной инструмент управляющего воздействия. Процессы принятия управленческих решений занимает центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты. Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений, является отсутствие дисциплины и самоорганизации[21].
Учитывая сложность, и многогранность решаемых проблем, самого решения и его последствий, такое положение нужно признать вполне естественным. В условиях рыночного механизма регулирования экономики важнейшее место в области исследований по принятию решений, отводится разработке различных вариантов действий в условиях неопределенности рыночной востребованности, риска и конкурентной борьбы[22].
Однако не меньшее значение имеет и стадия осуществления решений, оценки их фактической эффективности, поскольку именно от нее зависит эффективность и действенность управления. Кроме того, на сегодняшний день важно учитывать психологические аспекты принятия решений, которые существенно влияют на результаты.
Выводы по главе 1:
Одной из самых распространенных причин неэффективности менеджмента является человеческий фактор. Такой фактор часто связывают с принятием ошибочных решений персонала организации в конкретной ситуации, возникающей в ходе производства продукции, выполнении работ или оказании услуг.
Полностью избежать «человеческого фактора» вряд ли удастся, поскольку человек принимающий решения, всегда находится под воздействием внешней и внутренней среды в конкретный момент времени. Но уменьшить события, причиной которых может стать человеческий фактор возможно, если обеспечивать нормальное состояние элементов в системе принятия решений менеджеров или исполнителей работ, исключающих в прошлом допускаемые или ожидаемые ошибочные решения, в результате которых могут наступить неблагоприятные последствия для будущей деятельности организации.
Среди множества проблем современного организационного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческих решений, представляющих собой основной инструмент управляющего воздействия. Процессы принятия управленческих решений занимает центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты. Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений, является отсутствие дисциплины и самоорганизации.
Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в ООО «УНТ-Материалы»
2.1. Характеристика деятельности организации
Общество с ограниченной ответственностью «УНТ-Материалы» (краткое наименование – ООО «УНТ-М») занимается торговлей мужской одеждой торговой марки Канцлер и оперирует на нескольких целевых товарных рынках для мужчин: повседневная одежда, деловая одежда, спортивная одежда, нижнее белье, аксессуары, кожгалантерея. Розничный бизнес ООО «УНТ-М» представлен торговой сетью, состоящей из магазинов.
Основным направлением деятельности в ООО «УНТ-М» является продажа повседневной мужской одежды. ООО «УНТ-М» предлагает широкий, сбалансированные ассортимент товаров для работы, отдыха и спорта для мужчин, в который включаются следующие группы товаров для мужчин: повседневная одежда; деловая одежда; спортивная одежда; нижнее белье; аксессуары; кожгалантерея.
Миссия ООО «УНТ-М»: развивать успешный бизнес, предлагая клиентам оптимальный ассортимент качественных товаров для работы, отдыха и спорта при оптимальном уровне сервиса.
Лозунг ООО «УНТ-М»: «Наш покупатель – самое ценное, что у нас есть». В последнее время наблюдаются значительные изменения на рынке товаров для мужчин.
Сегодняшние потребители более информированы и разборчивы. Они умеют выбирать лучшее и, приходя в ООО «УНТ-М», ищут не только лучшие товары, но рассчитывают на компетентную помощь квалифицированного персонала, теплый прием и вознаграждение за свою лояльность. Благодаря индивидуальному подходу к каждому клиенту и прямому интегрированному взаимодействию, ООО «УНТ-М» предоставляет своим покупателям лучшие товары и сервис.
Целью деятельности ООО «УНТ-М» является извлечение прибыли с максимальным удовлетворением потребностей покупателей. Задачами деятельности ООО «УНТ-М» являются: получение максимальной прибыли; удовлетворение потребностей покупателей; снижение себестоимости; рост товарного ассортимента в связи с потребностями рынка.
Организационная структура управления ООО «УНТ-М» представлена в Приложении 1.
Анализируя организационную структуру управления, можно сделать вывод о том, что структура управления ООО «УНТ-М» является линейно-функциональной. Управленческий персонал ООО «УНТ-М» состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят генеральный директор ООО «УНТ-М», коммерческий директор, главный бухгалтер, кадровик, бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по налоговым расчетам, товаровед, менеджеры - заведующие секциями, администратор по техперсоналу.
Преимущества структуры управления в ООО «УНТ-М»: освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов и др.; построение связей «руководитель - подчиненный» по иерархии, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю; каждый работник знает свою роль в организации и выполняет поставленную перед ним задачу более четко.
Самым главным недостатком данной структуры ООО «УНТ-М» является то, что каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели организации.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ООО «УНТ-М» и проанализируем сложившуюся экономическую ситуацию в целом.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности ООО «УНТ-М» за 2015-2017гг.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение |
||||
2016-2015гг. |
2017-2016гг. |
|||||||
Изм. (+/-) |
Темп роста, % |
Изм. (+/-) |
Темп роста, % |
|||||
1. |
Выручка, руб. |
19585232 |
21328150 |
24700020 |
1742918 |
108,9 |
3371870 |
115,8 |
2. |
Себестоимость продаж, руб. |
9235695 |
10115332 |
11599633 |
879637 |
109,5 |
1484301 |
114,7 |
3. |
Валовая прибыль, руб. |
10349537 |
11212818 |
13100387 |
863281 |
108,3 |
1887569 |
116,8 |
4. |
Управленческие расходы, руб. |
1100050 |
1131563 |
1325412 |
31513 |
102,8 |
193849 |
117,1 |
5. |
Коммерческие расходы, руб. |
600000 |
650000 |
755000 |
50000 |
108,3 |
10500 |
116,1 |
6. |
Прибыль (убыток) от продаж, руб. |
8649487 |
9431255 |
11019975 |
781768 |
109 |
781768 |
116,8 |
7. |
Численность mm, чел. |
22 |
23 |
22 |
1 |
104,5 |
-1 |
95,5 |
8. |
Фонд оплаты труда ППП, руб. |
5410598 |
5985312 |
6272226 |
574714 |
110,6 |
286914 |
104,8 |
9. |
Среднегодовая заработная плата работающего, руб. (8/7) |
245936 |
260231 |
272705 |
14295 |
105,8 |
12474 |
104,8 |
10. |
Затраты на рубль выручки, ((2+4+5) /1*100 коп.) |
55,83 |
55,78 |
55,38 |
-0,05 |
99,9 |
-0,4 |
99,2 |
Как видно из представленной таблицы 1, выручка предприятия за исследуемый период возросла с 2015 -2016гг. на 1742918 руб., а с 2016-2017 гг. на 337187 руб.
Валовая прибыль и прибыль от продаж имеют положительную динамику. За исследуемый период валовая прибыль повысилась с 2015-2016гг. на 863281 и с 2016-2017гг. на 1887569 руб.
С 2015-2017 гг. организация увеличила затраты на управленческие расходы, они стали выше на 225362 руб. по отношению к 2015 году, к тому же наблюдается рост коммерческих расходов, который составил 155000 руб. по отношению к 2015 г.
Несмотря на увеличение коммерческих и управленческих расходов, прибыль от продаж предприятия имеет положительные тенденции к росту - в 2015 году она составляла 8649487 руб., а в 2017 году уже 11019975 руб., это означает, что организация увеличила свою прибыль от продаж на 2370488 руб. за период с 2015-2017гг.
Также понижение затрат на рубль выручки лучшим образом влияют на экономические показатели организации. В 2015 году они составили 55,83 коп., а в 2017 году уже 55,38 коп. Однако повышение почти всех показателей не повлияло на фонд оплаты труда. С 2015 -2017 гг. этот показатель увеличился на 574714 руб., а с 2016-2017 гг. увеличился всего на 286914 руб., что на 287800 руб. меньше по отношению к 2015-2017 гг.
Организация не стремится существенно повысить заработную плату своим работникам, что, несомненно, является причиной текучести кадров.
Из анализа экономических показателей, можно сделать вывод, что организация имеет положительную тенденцию к увеличению всех своих показателей, однако затраты на управленческие расходы увеличиваются, что говорит о недостаточно эффективном обеспечении организации человеческими ресурсами. Неоправданно высокие затраты можно объяснить тем, что организация из-за высокой текучести персонала тратит много денежных средств на принятие новых сотрудников[23].
2.2. Анализ обеспеченности организации человеческими ресурсами и их движения
Для того чтобы проанализировать обеспечение организации человеческими ресурсами нужно подробней рассмотреть структуру ООО «УНТ-М».
Всех сотрудников ООО «УНТ-М» можно разделить на четыре категории:
1) Руководители (Генеральный директор, коммерческий директор, менеджер магазина, бухгалтер, менеджер по персоналу)