Файл: Методические рекомендации Грипп.doc

Добавлен: 30.10.2019

Просмотров: 1073

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

детям с фебрильными судорогами в анамнезе – при температуре >380С;

детям с сопутствующими тяжелыми заболеваниями сердца - при температуре >38,50С;

детям первых месяцев жизни - при температуре >380С;

взрослым – при температуре выше >38,50С;

при злокачественной гипертермии с нарушением микроциркуляции;

при наличии тяжелых субъективных ощущений, связанных с лихорадкой (головные и мышечные боли).

Лекарственным средством первого ряда для симптоматического лечения лихорадки у детей является парацетамол. Детям в возрасте от 2 месяцев до 5 лет его рекомендуется назначать в дозе 10 - 15 мг/кг каждые 4 - 6 часов (суточная доза 60 мг/кг). Взрослым парацетамол назначается по 0,5-1,0 до 4 раз в сутки (максимальная суточная доза 4 г).

С жаропонижающей целью могут использоваться ибупрофен, метамизол, напроксен, мелоксикам, диклофенак в возрастных дозировках и другие НПВС. При наличии признаков «белой гипертермии» (с нарушением микроциркуляции) – необходимо дополнительно к жаропонижающим средствам использовать спазмолитики (дротаверин, папаверин) в возрастных дозировках.

Иммунокоррегирующее лечение. У абсолютного большинства пациентов с тяжелым течением пневмонии, вызванной гриппом А H1N1, в общем анализе крови выявляется лейкопения (< 4,0·109/л) и/или лимфопения (абсолютное количество лимфоцитов < 1,2·109/л), что свидетельствует о наличии вторичного иммунодефицита, снижающего эффективность проводимой противовирусной и антибактериальной терапии, и требует соответствующей коррекции.

С целью иммунокоррекции могут быть назначены: внутривенный иммуноглобулин (например, веноиммун из расчета 200мг/кг, в среднем 15 г/сутки, 1-2 введения), циклоферон 2 мл в/мышечно или внутривенно в 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 сутки (всего 10 введений). При наличии изолированной лимфопении – циклоферон по приведенной выше схеме.

При переводе пациентов, имевших лейкопению и/или лимфопению и перенесших дыхательную недостаточность 2-3 степени, из ОИТР в отделения пульмонологии необходимо продолжить начатое введение циклоферона по приведенной выше схеме.

Глюкокортикостероиды (ГКС). Результаты клинических исследований по длительному использованию малых доз метилпреднизолона при лечении ОРДС, проведенные в последние годы, показывают существенное снижение интерстициального отека легочной ткани и последующего отложения коллагена, что увеличивает шансы на выздоровление и снижает вероятность развития фиброзирующего альвеолита.

ГКС эффективны в терапии уже начавшегося ОРДС с минимальным риском инфекционных осложнений, а профилактическое назначение стероидов реанимационным больным приводило к некоторому повышению риска развития ОРДС.

Пациентам с момента установления диагноза тяжелого ОРДС на весь период респираторной поддержки назначают метилпреднизолон (солу-медрол). Первоначальная доза «насыщения» - 1 мг/кг с дальнейшей круглосуточной инфузией препарата из расчета 1 мг/кг в течение 14 дней. Далее идет постепенное снижение титруемой суточной дозы метилпреднизолона: с 15-го по 21-й день доза составляет 0,5 мг/кг/сут, с 22-го по 25-й день – 0,25 мг/кг/сут, с 26-го по 28-й день – 0,125 мг/кг/сут. Если пациент экстубирован в течение 1-14-х суток, то он переводится на дозу метилпреднизолона, которая соответствует 15 дню терапии и дальнейшее снижение дозы препарата осуществляется по выше приведенной схеме.


Если у пациента не наблюдается улучшения показателей в течение 3-5 суток или наступает резкое ухудшение в более ранние сроки, то он переводится на протокол лечения «неразрешающегося ОРДС»: доза «насыщения» составляет 2 мг/кг с дальнейшей круглосуточной инфузией препарата из расчета 2 мг/кг до 14 дня терапии. С 15 дня доза метилпреднизолона корректируется соответственно вышеприведенной схеме.

При переводе пациентов, перенесших дыхательную недостаточность 2-3 степени, из ОИТР в отделения пульмонологии, с целью профилактики развития фиброзирующего альвеолита, необходимо продолжить лечение малыми дозами метилпреднизолона. В этом случае допустим перевод на таблетированные формы метилпреднизолона (медрол) в соответствующих дозировках.

Основные принципы ИВЛ. Обеспечить оксигенацию и при этом избежать поражения легких, связанного с токсичностью высоких концентраций кислорода и воздействием механических факторов вентиляции (высокое давление и большие дыхательные объемы).

Показаниями к ИВЛ являются:

частота дыхания более 35/минуту, если это не связано с гипертермией (температура выше 38°С) или выраженной неустраненной гиповолемией;

прогрессирующая гипоксемия, рефрактерная к кислородотерапии со снижением РаО2 ниже 60 мм рт.ст (< 65 мм рт.ст. при потоке кислорода более 6 л/мин);

SаO2 ниже 90%;

РаСО2 свыше 55 мм рт.ст. (у пациентов с сопутствующей ХОБЛ при РаСО2 > 65 мм рт.ст.);

РaO2/FiO2 < 300 несмотря на проведение оксигенотерапии.

Для сохранения функциональной способности газообмена необходимо придерживаться принципиальных положений «безопасной» респираторной поддержки:

все без исключения пациенты с тяжелым течением пневмонии, вызванной пандемическим вирусом гриппа А H1N1 нуждаются в проведении кислородотерапии через носовые канюли с потоком 4 л/мин, более эффективно использование лицевых масок Хадсона или Вентури, увеличивающих реальное FiO2 до 0,6;

режим ИВЛ с контролем по давлению для предупреждения баротравмы и обеспечения равномерного распределения подаваемой дыхательной смеси в отделы легких с различной растяжимостью;

пиковое давление в дыхательных путях < 35 см вод. ст.;

временное ( не более 30-40 минут!) увеличение Рcontrol до 40-50 см вод. ст. для «открытия» потенциально вентилируемых альвеол;

реальный дыхательный объем – в пределах 6-8 мл/кг;

FiO2 < 60%;

ПДКВ (положительное давление к концу выдоха). Накопленный опыт вентиляции данной категории больных свидетельствует об эффективности использования высоких значений ПДКВ (в среднем 16-20см.вод.ст). Условия применения высокого PEEP
(> 15 см вод ст): тщательный мониторинг показателей гемодинамики (ЦВД, инвазивное АД), нормоволемия (адекватная инфузионная терапия), при сопутствующей артериальной гипотензии, сердечной недостаточности, олигоурии – инотропная поддержка (дофамин, добутамин, норадреналин);


в случае резистентной гипоксемии к проводимой стратегии ИВЛ, соотношение вдох/выдох может изменяться до 2-3:1.

По данным зарубежных авторов, положительных результатов от использования неинвазивной вентиляции легких (НИВ) у больных с ОРДС, развившегося на фоне пневмонии, вызванной вирусом гриппа, не получено.

Использование прон-позиции (вентиляции в положении на животе). Для повышения эффективности ИВЛ у больных с ОРДС применяется кинетическая терапия, т.е. регулярное изменение положения тела пациента – поворачивание пациента на левый, правый бок, укладывание на живот (прон-позиция). Смысл заключается в перемещении легочного кровотока и улучшения вентиляции тех зон легких, которые остаются гиповентилируемыми в положении на спине. Это способствует вовлечению в процесс газообмена большей площади легких и улучшению вентиляционно-перфузионного соотношения и оксигенации. У 60-75% больных с ОРДС вентиляция больных в положении на животе улучшает оксигенацию, однако нет доказательств, что этот прием позволяет увеличить показатели выживаемости.

Оценка степени тяжести повреждения легких

Для объективной оценки степени тяжести повреждения легких целесообразно использовать шкалу – LIS (Lung Injury Score), предложенную J. Murray (Таблица 2).


Таблица 2. Шкала оценки тяжести повреждения легких (J. Murray et al., 1988)


Показатели

Баллы

Рентгенография грудной клетки

Нет инфильтрации

0

Инфильтрация в одном квадранте

1

Инфильтрация в двух квадрантах

2

Инфильтрация в трех квадрантах

3

Инфильтрация в четырех квадрантах

4

Торакопульмональная податливость, мл/см вод. ст.

>80

0

60-79

1

40-59

2

20-39

3

19

4

Респираторный индекс РаО2/FiO2

≥ 300

0

225-299

1

175-224

2

100-174

3

< 100

4

ПДКВ, см. вод. ст.

≤ 5

0

6-8

1

9-11

2

12-14

3

≥ 15

4


Для оценки тяжести повреждения легких сумму баллов по шкале делят на 4.

0 баллов – отсутствие признаков повреждения легких,

0,1-2,5 балла – повреждение легких средней степени тяжести,

> 2,5 балла – повреждение легких тяжелой степени.


Использование закрытых аспирационных систем для санации трахео-бронхиального дерева. ОРДС, развивающийся при пневмониях, вызванных пандемическим вирусом гриппа А H1N1, отличается особенно тяжелым течением. Для сохранения оксигенации требуются высокие показатели ПДКВ (порядка 16-20 см вод.ст.). При обычной санации происходит разгерметизация дыхательного контура, резко падает уровень ПДКВ, что приводит к дополнительному коллапсу альвеол и ухудшает состояние легких. При использовании закрытых аспирационных систем исключаются эпизоды гипоксии пациента, связанные с санацией, отсутствует разгерметизация контура, и уменьшается риск инфекционных осложнений в ОИТР за счет отсутствия прямого контакта инфицированной мокроты пациента с окружающей средой во время аспирации.


Использование антибактериальных фильтров при проведении ИВЛ является обязательным.

Седация пациентов, находящихся на ИВЛ

Необходимо придерживаться концепции, по возможности, максимально раннего перевода пациента на вспомогательные режимы вентиляции с сохраненным сознанием.

При необходимости используют:

фентанил 0,005%-20,0 через шприцевой насос со скоростью 2-4 мл/час

мидазолам 0,5% - 45 мг в разведении до 20 мл со скоростью подачи 2-4 мл/час.

пропофол 1% 20 мл, средняя скорость подачи 4 мл/час. (не более 4-6 ч в сутки).

морфин внутривенно, болюсно 1%-1-2 мл или титрование 0,015 мг/кг/ч.

Питание пациентов

При отсутствии противопоказаний, методом выбора является энтеральное питание через питательный спадающийся зонд (назоеюнальная питательная трубка регулируемой конструкции типа Dobbhoff). Оптимально использовать смеси для энтерального питания с повышенным содержанием жиров и сниженным содержанием углеводов, что благоприятно влияет на исходы лечения ОРДС по сравнению с парентеральным питанием. В случае отсутствия специальных энтеральных смесей допустимо использование стандартных (фрезубин, нутриен и другие).

Необходимо также отметить высокую частоту развития динамического илеуса из-за стойкого пареза кишечника у пациентов с пневмонией, вызванной пандемическим вирусом гриппа А H1N1 и осложненной развитием ОРДС (особенно у беременных женщин). При исключении других причин илеуса (требующих хирургического вмешательства) уже в первые сутки пребывания в ОИТР необходимо установить зонд и начать стимуляцию кишечника (метоклопрамид, неостигмин ) с отмыванием желудка и последующим введением в зонд физиологического раствора. По мере восстановления функции ЖКТ - переход к началу энтерального питания.


Инфузионно-трансфузионная терапия

Целью инфузионной терапии является поддержание эффективного транспорта кислорода и нормоволемии. При развитии почечной недостаточности, неконтролируемой гипергидратации и гипернатриемии рекомендуется применение заместительной почечной терапии: гемодиализ, мультифильтрация.

В дальнейшем, определяя объем инфузии, необходимо ориентироваться на динамику основного процесса, жидкостные балансы, функцию почек, текущий волемический статус (целевые показатели: ЦВД 8-12 см вод. ст., АД ср. 65-70 мм рт. ст., диурез не менее 1 мл/мин).

Наиболее тяжелым последствием массивной трансфузии препаратов крови является развитие синдрома ТОПЛ (трансфузионно-обусловленное повреждение легких), проявляющегося клиникой ОРДС в течение 24 часов после переливания. Непосредственными причинами развития ТОПЛ являются наличие в СЗП, особенно полученной от рожавших женщин-доноров, антител к антигенам системы HLA (антилейкоцитарные антитела), а также биологически активных липидов, которые являются продуктами распада клеточных мембран и могут содержаться в препаратах крови с давним сроком хранения. Поэтому переливание препаратов крови у пациентов с уже имеющимся ОРДС увеличивает степень повреждения легочной паренхимы, резко ухудшает общее состояние пациентов и снижает шансы на выздоровление. Таким образом, решение о необходимости переливания препаратов крови должно быть принято коллегиально и быть тщательно взвешенным. Целесообразно максимально ограничить переливания СЗП данной категории пациентов. Для коррекции анемии предпочтительной является трансфузия отмытых эритроцитов.


У пациентов с сопутствующей гематологической патологией вопрос о трансфузиях решается индивидуально с участием врача-гематолога.


Особенности ведения беременных женщин на фоне респираторной инфекции, осложненной пневмонией при тяжелом течении.


Обоснование особенности родоразрешения (прерывания) беременности.

Решение о прекращении беременности должно основываться на следующих положениях:

известные показания к родоразрешению и прерыванию беременности;

нарастающая гипоксия жизнеспособного плода (32 недели гестации и более), вследствие нарастающей гипоксемии у матери;

При «замершей» (неразвивающейся) беременности, особенно у пациенток на ИВЛ, придерживаться выжидательной тактики. К 8 суткам, как правило, происходит самопроизвольное изгнание плодного яйца.

В случае родов через естественные родовые пути, при доношенной беременности и наличии условий, показано выключение потуг путем наложения акушерских щипцов. Положение на операционном (родовом) столе с приподнятым головным концом (30 градусов) и ингаляция увлажненного подогретого кислорода. Вакуум-экстракция плода требует потуг со стороны женщины (сопровождается повышением давления в грудной клетке) и в последующем отмечается ухудшение R- картины в легких и дыхательной недостаточности.

Особенности респираторной поддержки и ИВЛ.

Перевод на ИВЛ должен осуществляться по общепринятым показаниям (у беременных PO2. 85% и менее, в рекомендациях ВОЗ не приводятся параметры перевода на ИВЛ, только указывается, что надо поддерживать уровень насыщения SO2. выше 90 %: 92-95%). При этом не следует затягивать данное вмешательство при наличии дыхательной недостаточности и прогностически неблагоприятных показателях оксиметрии, по причине предполагаемого возможного улучшения состояния. Ежедневное определение респираторного индекса для своевременного определения показаний для перевода на ИВЛ. Максимально раннее применение неинвазивной вентиляции легких (NIV) c высоким уровнем PEEP, FiO2 не менее 60%, традиционная вентиляция проводится у пациенток с декомпенсацией (переносится тяжело, требует глубокого уровня седации, в последующем отмечаются обструктивные бронхолегочные осложнения), при стабилизации состояния, своевременный перевод, на NIV при FiO2 40-45%.

Дыхательные аппараты высокого класса, в обязательном порядке должны быть оснащены бактериальными фильтрами.

Рентгенологическое исследование легких

Рентгенологическое исследование легких у беременных проводится по известным показаниям, с УЗИ контролем плевральных полостей для исключения реактивного плеврита через 3 дня. КТ (ЯМР) мозга при подозрении на вирусный менингоэнцефалит. Особенностью методики является защита экранированием проекции матки.

Профилактика плацентарной недостаточности.

Низкомолекулярные гепарины в профилактической дозе, дезагреганты. КТГ - ежедневно с определением уровня STV и базального ритма.