Файл: Упрощенная система налогообложений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития рыночных отношений одно из важных мест занимают малые предприятия. Они вносят немаловажный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлений в бюджет субъектов Российской Федерации. Однако, темпы роста числа субъектов малого предпринимательства, и объема производимой ими продукции (работ, услуг), и увеличения их удельного веса в формировании доходов республиканского бюджета, уредживается многими факторами. Среди барьеров на пути развития малого бизнеса выделяют неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования их рисков, несовершенства законодательства и налоговой системы, недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей, нехватка информации, находящейся в их распоряжении, и пр.

С целью усовершенствования экономических, правовых и организационных условий предпринимательской деятельности разрабатываются программы поддержки малого бизнеса, на реализацию которых ежегодно выделяются средства из республиканского и местного бюджетов. Одним из видов такой поддержки являются законодательные решения о введении специальных режимов налогообложения.

Упрощенная система налогообложения относится к специальному режиму, предусматривающему особый порядок определения объектов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов.

Упрощенная система налогообложения предназначена в частности для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, основан на том, что он заменяет уплату ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом. Благодаря этому налогоплательщики, перешедшие на УСН, экономят на налогах, а также заполняют и сдают в инспекцию только одну декларацию по единому налогу. Помимо этого, с переходом на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик имеет право не вести бухгалтерский учет (за исключением основных средств и нематериальных активов), что существенно упрощает организацию деятельности компаний.

В этой связи, упрощение системы взимания налогов и сборов посредством внедрения УСН для малых и средних организаций оказывает положительное влияние на объем производимых ими товаров и услуг, а значит, и на доходность бюджетной системы РФ, что выражает актуальность выбранной темы.


Данная курсовая работа посвящена упрощенной системе налогообложения, цель которой - рассмотреть теоретические и практические аспекты ее применения; предложить методы оптимизации единого налога, а также выявить достоинства и недостатки изучаемого режима налогообложения.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯУПРОЩЕННОЙСИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Сущность и особенности УСН

Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

С 1 января 2003 года статьей 8 Федерального закона № 104-ФЗ от 24 июля 2002 года на территории России введена в действие глава 26.2 Налогового Кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения». Одновременно статьей 3 вышеупомянутого Закона был признан утратившим силу Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 222- ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

С 1 января 2009 года вступила в действие новая редакция главы 26.2 Налогового кодекса РФ с сенсационными изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 - июля 2008 г. N 155-ФЗ.

Наиболее значимые изменения внесены Законодателем в порядок декларирования единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения. С 1 января 2009 года субъекты предпринимательской деятельности обязаны предоставлять налоговую декларацию по УСН лишь один раз в год в сроки, установленные ранее, в том числе:

организации - до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым

периодом (п. 1 статьи 346.23 НК РФ);

индивидуальные предприниматели - до 30 апреля года, следующего за

истекшим налоговым периодом (п. 2 статьи 346.23 НК РФ).

Предоставление, каких-либо форм отчетности или иных документов, связанных с применением УСН, по итогам работы за отчетные периоды (квартал, 6 месяцев и 9 месяцев) в налоговые органы не предусмотрено. Сроки уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов остались прежние - не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.


По транспортному налогу лица, применяющие УСН, теперь будут предоставлять налоговую декларацию один раз в год..

Рассматривая обзор изменений, внесенных в главу 26.2 Налогового кодекса РФ, нельзя не упомянуть о следующем: для организаций, применяющих УСН, с 1 января 2009 года предусмотрено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы: облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, установленным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, а именно:

доходы в виде дивидендов;

доходов, полученных в результате осуществленных операций с отдельными видами долговых обязательств, в том числе в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, по облигациям с ипотечным покрытием, облигациям валютного облигационного займа и т.п.

В отношении данной категории доходов организации являются плательщиками налога на прибыль в порядке, определенном указанными выше нормами главы 25 НК РФ.

С 1 января 2009 года упрощается порядок учета расходов на материалы. Если в действующей в 2008 году редакции главы 26.2 НК РФ для учета расходов на материалы и сырье необходимо выполнение таких условий как оплата и списание в производство, то с учетом изменений, внесенных в подпункт 1 пункта 2.2 статьи 346.17 НК РФ, дополнительное условие о порядке учета в составе расходов затрат по приобретению сырья и материалов по мере их списания в производство исключено.

Изменениями, внесенными Федеральным законом N 155-ФЗ, уточнен порядок перенос убытка, полученного в предыдущие периоды, на будущее. В частности, сняты ограничения, существовавшие ранее по сумме переносимого убытка в размере не более 30% от налоговой базы текущего периода. Начиная с 1января 2009 года, сумма переносимого убытка ограничена лишь его фактическим размером и налоговой базой текущего периода. При этом убыток, не полностью учтенный в текущем году, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. Таким образом, с вступлением в силу рассматриваемых изменений порядок переноса убытка при УСН становится идентичен правилами переноса убытка при применении общего режима налогообложения.

Начиная с 2009 года при применении УСН на основе патента предприниматели смогут привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых за налоговый период не превышает 5 человек.

Начиная с 1 января 2009 года у предпринимателей, удовлетворяющих условиям по количеству наемных работников и размеру получаемого дохода, появляется возможность выбора применять УСН на основе патента или оставаться на системе налогообложения в виде ЕНВД. Новой редакцией НК РФ предусмотрена возможность получения индивидуального предпринимателя патента на любое количество месяцев в течение года, а не только на3, 6, 9, 12, месяцев. Абзацем третьим пункта 4 статьи 346.25.1 НК РФ предусмотрено, что патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается при этом срок, на который выдан патент.


Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

налога на прибыль организаций;

налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента); налога на имущество организаций

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате: налога на физических лиц (в отношении доходов, полученных от

осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества,

используемого для осуществления предпринимательской деятельности.

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан представлять налоговую отчетность по налогу, исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

1.2 Условия перехода к УСН

Переход к упрощенной системе налогообложения имеет ряд ограничений. Прежде всего, ограничения касаются получаемого налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).


Согласно статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» к доходам относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

Доход налогоплательщика, применяющего УСН, не может превышать 20 млн. рублей в год. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

организации, имеющие филиалы и (или) представительства (считаем необходимым подчеркнуть, что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства); банки;

страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды;

профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся

игорным бизнесом; частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также

иные формы адвокатских образований; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей