Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 2213
Скачиваний: 5
Понятие «пользователь» не совпадает с понятием «заказчик». Пользователям предстоит эксплуатировать разработанную или внедренную систему. Рекомендуется расклассифицировать пользователей на категории (например, операторы и администраторы), и в дальнейшем указывать требования соответствующего класса при определении бизнес-логики.
Заинтересованные лица проекта (stakeholders) – это, например, юридические и физические лица, финансирующие проект, предоставляющие временные трудовые ресурсы. В рамках ВКР достаточно их перечислить с указанием конкретных степеней заинтересованности.
2.2. Описание функциональных требований проекта
-
Описание методологии и техник выявления требований.
Рекомендуется охарактеризовать методики выявления и спецификации требований в рамках дипломного проектирования. Как правило, используются:
-
различного рода анкетирования специалистов (желательно привести в приложениях разработанные анкеты), подразумевающие статистическую или неформальную обработку результатов;
-
круглые столы и мозговые штурмы (привести протоколы проведения мероприятий);
-
интервьюирования специалистов;
-
согласования промежуточных моделей и сценариев.
Практически всегда используется большое количество нотаций для представления результатов as-is: группа диаграмм IDEF, различные виды диаграмм UML, бизнес-моделирование BPMN и др. Желательно кратко обосновать выбор тех или иных средств.
-
Описание бизнес-логики и функциональных требований.
Постановка задачи на разработку информационного продукта или на адаптацию и внедрение существующего многотиражной системы обязательно подразумевает максимально полное и однозначное описание функциональных требований. Рекомендуется разбить их на блоки по важности: абсолютно необходимая функциональность, желательная функциональность, возможная функциональность и исключенные из рассмотрения функции (модель MoSCoW – Mast Have, Should Have, Could Have и Would’t Have). Обобщенно такой набор требований считается бизнес-логикой проектируемой системы.
Наиболее важные направления бизнес-логики:
-
Сценарные модели и схемы взаимодействия с разрабатываемой системой бизнес-пользователей.
-
Требования прикладных интерфейсов и экранных форм (включая макеты, стандарты шрифтов, значков и цветовых характеристик, ограничения разрешения экрана, быстрые клавиши, специальные возможности для пользователей с проблемами со зрением).
-
Требования к хранилищам данных и серверной логике (максимально полное описание баз данных в ERD-формате, требования к целостности данных, распределение функциональности между «клиентом» и «сервером», необходимость и спецификация организации витрин данных (Data Marts) и т.д.).
-
Шаблоны выходных документов и отчетных форм (рекомендуется описать и привести в приложениях все основные отчетные документы, которые создает программа).
-
Форматы и интерфейсы обмена данными между программами и в сетевой среде (основные протоколы, необходимость подключения стандартных программ, OLE-механизмы, необходимость XML-формата и т.д.).
-
Требования к защите данных и контролю доступа (степень важности и уязвимости данных, особенности разграничения доступа к информации, необходимость шифрования, необходимость и особенности авторизации при входе в систему и т.д.).
При описании общей логики функциональности рекомендуется использовать UseCase и SwimLane (SADT).
При описании отдельных функций системы рекомендуется использовать инструментарий UML: диаграммы активности, диаграммы последовательностей и диаграммы состояний.
-
Анализ нефункциональных требований.
Существенным элементом бизнес-логики являются нефункциональные требования:
-
Требования к производительности: рекомендуется определить количество транзакций в секунду, время ожидания и отклика, характеристики пиковых нагрузок и количества одновременно работающих в системе (особенно важно для OLTP-систем).
-
Требования к операционной среде (локальная, сетевая, Интернет) и пропускной способности каналов связи с серверами.
-
Требования к точности вычислений.
-
Требования к оперативной и долговременной памяти.
-
Требования к технической безопасности и надежности системы (наработки на отказ, необходимость резервирования данных и т.д.).
-
Требования к технической и сопроводительной документации, обучению пользователей (включая особенности и желательный формат HELP-систем).
-
Анализ проектных ограничений.
Рекомендуется описать факторы, которые ограничивают возможности проектирования и программирования. Ограничения могут быть:
-
определенные технологии, средства, языки программирования и базы данных, которые следует использовать или избегать;
-
ограничения, налагаемые операционной средой продукта, например типы и версии установленных Web-браузеров;
-
обязательные соглашения или стандарты разработки (в частности, требования к организации, планированию и управлению проектом);
-
совместимость с продуктами, выпущенными ранее;
-
ограничения, связанные с оборудованием, ограничения памяти или процессора, размер, вес, материалы или затраты.
2.3. Цели и бизнес-требования проекта, описание критериев успеха:
-
Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО).
Задача ТЭО – обосновать перспективы развития бизнеса после внедрения предлагаемых проектом информационных технологий. Возможно как качественное описание результатов, так и оценка финансового результата. Рекомендуется методология BSC (Balanced Scorecard, метод сбалансированных показателей) и KPI (Key Performance Indicators, метод ключевых показателей).
В любом случае, информационные технологии должны определяться бизнес-целями, а ИТ-стратегия вытекать из бизнес-стратегии.
Типичными целями, позволяющими определить критерии успеха и метрики, позволяющие оценивать приближение к результату, могут быть:
Финансовые цели:
-
Освоить Х% рынка за Y месяцев;
-
Увеличить сектор рынка в стране X на Y% за Z месяцев;
-
Достигнуть объема продаж X единиц или дохода, равного $Y, за Z месяцев;
-
Получить Х% прибыли или дохода по инвестициям в течение Y месяцев;
-
Достигнуть положительного баланса по этому продукту в течение Y месяцев;
-
Сэкономить $Х в год, которые в настоящий момент расходуются на обслуживание системы;
-
Уменьшить затраты на поддержку на Х% за Z месяцев;
-
Получить не более X звонков в службу обслуживания по каждой единице товара и Y звонков по гарантии каждой единицы товара в течение Z месяцев после выпуска товара;
-
Увеличить валовую прибыль для существующего бизнеса с Х до Y%.
Нефинансовые цели:
-
Достигнуть показателя удовлетворения покупателей, равного по крайней мере X, в течение Y месяцев со времени выпуска товара
-
Увеличить производительность обработки транзакций на Х% и снизить уровень ошибок данных до величины не более Y%
-
Достигнуть определенного времени для достижения доминирующего положения на рынке
-
Разработать надежную платформу для семьи связанных продуктов
-
Разработать специальную базовую технологическую основу для организации
-
Получить X положительных отзывов в отраслевых журналов к определенной дате
-
Добиться признания продукта лучшим по надежности в опубликованных обзорах продуктов к определенной дате
-
Соответствовать определенным федеральным и государственным постановлениям
-
Уменьшить время обработки до X часов на Y% звонков покупателей в службу поддержки
-
Календарно-ресурсное планирование проекта (включая управление командой).
Рекомендуется в качестве базового документа для планирования и управления проектом составить и проанализировать ресурсно-календарный план в формате диаграммы Ганта или сетевого графика (оптимальный инструмент – Ms Project). Особый интерес представляют события-вехи проекта, которые желательно охарактеризовать в терминах отчетных промежуточных документов и артефактов. Также рекомендуется описать критерии достижения конкретных вех.
Обязательными рабочими документами дипломного проекта, которые также должны быть приведены в данном разделе и которые во многом могут быть получены из программы Ms Project, являются:
-
матрица ролевых кластеров участников проекта (даже для случаев, когда на проекте один исполнитель эта матрица будет не пустой – автор ВКР в разных фазах участвует в разных ролях);
-
бюджет проекта.
При описании управления проектом рекомендуется использовать один из стандартов PMBOK, SWEBOK, MSF.
-
Анализ рисков, определение метрик для мониторинга риска.
Основными документами данного раздела, как правило, являются:
-
главная таблица рисков;
-
паспорта основных рисков (включая планы мероприятий по предотвращению важнейших рисков и по устранению последствий).
Глава 3. Архитектура проекта и оценка экономической эффективности
В данной главе описываются технологии работы над проектом и результаты дипломного проектирования. В большинстве случаев – это разработка программного продукта. Все модели должны описывать не предприятие в целом, а те процессы, которые затрагиваются созданной программой или внедренной многотиражной системой. Во всех случаях речь идет о вариантах to-be.
3.1. Системная архитектура проекта
Рекомендуется описать предметную область работы с точки зрения концепции предлагаемого решения.
3.3. Расчет затрат на реализацию проекта и описание ожидаемого экономического эффекта от использования результатов проекта/автоматизации
-
Анализ затрат на оплату труда.
В небольших проектах затраты на заработную плату составляют наибольшую часть расходов.
Рекомендуется провести анализ фактических затрат на оплату труда персонала проекта (если в проекте один исполнитель, то в разных фазах он выполняет разные роли, что должно учитываться в расчетах). При этом лучше всего отталкиваться от календарно-ресурсного плана. При использовании инструментария Ms Project вычисления выполняются автоматически, а на выходе имеется бюджет проекта.
Не следует считать, что если автор выполняет всю работу сам, то его труд ничего не стоит. Рекомендуется использовать средние зарплатные показатели по региону за последний год.
-
Анализ затрат на ресурсное обеспечение.
Наиболее существенные затраты, помимо стоимости рабочей силы:
-
Стоимость лицензий и оборудования (цифры должны быть отнесены к конкретному проекту с учетом фактической амортизации).
-
Стоимость расходных материалов.
-
Стоимость энергии и аренды помещения.
Допустимо в стоимость разработки включать консультационные услуги специалистов.
-
Анализ качественных и количественных факторов воздействия проекта на бизнес-архитектуру организации.
Разработанная информационная система должна рассматриваться как средство оптимизации (реинжиниринга) бизнес-процессов предприятия, а ее использование (фактическое или подразумевающееся) должно оказывать существенное влияние на бизнес в моделях «как должно быть». Как правило, внедрение ИС приводит к результатам следующего вида:
-
улучшение производительности процесса;
-
меньшее количество ошибок;
-
лучшая управляемость процесса;
-
снижение себестоимости итогового продукта (результата);
-
ускорение бизнес-процесса;
-
повышение квалификации занятых на процессе, возможность выполнять качественно новые задачи;
-
соответствие соответствующим стандартам и правилам (в том числе лучшим практикам);
-
лучшая, по сравнению с текущими продуктами, легкость и простота использования.
Практически всегда все эти факторы влияния можно спроецировать на конечный результат деятельности предприятия, и, следовательно, определить приблизительный экономический эффект. Рекомендуется использовать методики KPI и BSC.
-
Фактическая оценка результатов по итогам пилотной эксплуатации.
Если разработанная система использовалась в эксплуатации, то рекомендуется описать фактические результаты и, по возможности, привести оценки экспертов в части финансовых результатов.
-
Расчет экономической эффективности инвестиций в проект.
Эффективность инвестиций в проект в общем виде сводится к нормированию финансового результата к затратам. Существует большое разнообразие коэффициентов и показателей, формализующих результат. В ВКР можно использовать любые.
Заключение
Заключение – важнейший, наряду с введением, раздел ВКР, который обязательно внимательно изучается членами ГАК. Оно должно показывать выполненную работу объективно и с наилучшей стороны и, при этом, быть максимально кратким.
Рекомендуется следующая формальная структура заключения:
-
Констатация выполнения задач и достижения цели проекта с указанием наиболее интересных и важных результатов.
-
Перечисление проблем, не решенных в рамках проекта, на которые автор предполагает направить дальнейшую деятельность.
Не рекомендуется использование в заключении иллюстративного материала и таблиц.