Файл: Ист. мед. Бел в составе Рос.имп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 444

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»




Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


Н.П.ПЕТРОВА





МЕДИЦИНА БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ



Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса высших

медицинских учебных заведений всех факультетов






















Гомель 2007

УДК 61 (476)

ББК 5

П 30


Автор: Н. П. Петрова


Рецензенты: доцент кафедры общественно-гуманитарных наук Гомельского государственного медицинского университета, кандидат исторических наук М. Е. Абраменко, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общей гигиены и экологии и радиационной медицины Гомельского государственного медицинского университета, В. Н. Бортновский.




Петрова, Н.П.

П. 30 Медицина Беларуси в составе Российской империи: Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса медицинских учебных заведений всех факультетов / Н.П.Петрова — Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2007. ― с.

ISBN




Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В учебно-методическом пособии раскрыты вопросы развития медицины Беларуси в составе Российской империи. Пособие соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.


Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» , протокол №




ISBN

УДК 61 (476)

ББК 5




© Петрова Н.П., 2007

© УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2007

ВВЕДЕНИЕ


Изучение медицины Беларуси в составе Российской империи позволяет осмыслить значение открытий этого периода.

Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в БССР и Республике Беларусь.

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний.


1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ― усвоить особенности и отличительные черты медицины Беларуси в составе Российской империи, ее связь с медициной Российской империи.


2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯобобщить и проанализировать процесс развития медицины Беларуси в составе Российской империи.


3. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен знать:

источники изучения медицины Белоруссии в составе Российской империи;

особенности медицины Белоруссии составе Российской империи;


успехи белорусской науки.

Студент должен уметь:

находить исторический источник;

анализировать достижения белорусских ученых в области медицины;

использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах и для совершенствования своей профессиональной деятельности;

определять основные черты медицины Беларуси в составе Российской империи;

определять и анализировать важнейшие открытия и достижения в области медицины данного периода.


4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

1. Биологические особенности жизнедеятельности человека.

2. Естественнонаучные открытия конца XVII ― начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины.

2.1. Создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838—1839 гг.).

2.2. Открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.).

2.3. Закон сохранения массы вещества (труды М.В. Ломоносова, 1756 г.).

2.4. Открытие рентгеновского излучения (труды В.К. Рентгена, 1895 г.);

2.5. Открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.).

3. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины.

4. Политическое и экономическое положение в России и на территории Беларуси во второй половине XVII ― начале XX вв.


5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
  1. Аптекарский приказ, его функции, участие в нем белорусских врачей.

  2. Вклад Е. Славинецкого в развитие медицины.

  3. Местные органы медицинской администрации (уездный лекарь, губернские врачебные управы).

  4. Приказы общественного призрения. Зарождение «приказной» медицины.

  5. Фабрично-заводская и ведомственная медицина. Общественная медицина. Частная медицина. Страховая медицина.

  6. Виленская высшая медицинская школа, ее значение для подготовки белорусских врачей.

7. Первые медицинские общества, медицинские съезды, издания периодической медицинской печати.

8. Развитие санитарии и гигиены.


  1. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ


Аптекарский приказ, его функции, участие в нем белорусских врачей.

Белорусско-русские культурные связи имеют очень давние традиции. Беларусь служила своеобразным мостом между западными странами и Россией, по которому передавались новые, прогрессивные идеи и знания.

Больше всего сведений о русско-белорусских связях середины XVII в. получено из документов Аптекарского приказа.

Аптекарский приказ был организован в конце XVI в. (точная дата его создания не установлена). Первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным и аптекарским делом и вплоть до начала XVIII столетия назывался «Ближний Государев Аптекарский Приказ». Все его расходы оплачивались из государственной казны.

Руководство аптекой и Государевым Аптекарским приказом доверялось только особо приближенному к царю боярину.

В 1714 г. Петр I переименовал Ближний Государев Аптекарский приказ в Канцелярию Главнейшей аптеки и подчинил его архиатру (лейб-медику), а функции этого государственного учреждения вышли за пределы царского двора.


С начала русско-польской войны 1654―1667 гг. «аптекарская казна» (учреждение по хранению и выдаче лекарств в царский двор и войско) стала получать аптечные запасы из Могилева и Полоцка.

Аптекарский приказ Московского государства привлекал на свою службу цирюльников из Орши, Копыся, Быхова, Шклова, Могилева, Полоцка, Дубровны и других белорусских городов и местностей. Уже в 1654 г. в Аптекарский приказ были зачислены Филипп Херыбах и Миколай Зарецкий из Орши, Моисей и Савелий Гавриловы, Матвей и Федор Ивановы, Роман Лоховин из Шклова, Иван Михайлов из Полоцка, Максим и Артем Прокофьевы, Артемий Назарьев и Данила Андреев из Копыси и др. С марта 1655 г. в Аптекарский приказ были зачислены лекари из Могилева Харитон Лобенской и Кирьян Кутешов, в 1663 г. Пахом Иванов и Семен Ларионов из Быхова, с 1679 г. отец и сын Иван и Матвей Таборовские из Полоцка и Мартын Радомской из Каменец-Литовского и др.

Почему цирюльники «литовской» или «польской породы» жили в городах восточной Беларуси? «Литвинами» в русских источниках XVII в. называли выходцев из Великого княжества Литовского. А в случае с терминами «поляки», «лекари польской породы» просто ошибка: Беларусь входила в состав не Польского королевства, а Великого княжества Литовского, где в XVII в. среди образованных слоев населения получил распространение польский язык. В данном случае речь идет о белорусах.

В Аптекарском приказе во второй половине XVII в. из 80 медиков было 23 иностранца. Значительное число иностранцев были выходцами из Беларуси. Близкие по языку белорусские лекари пользовались несравненно большим доверием среди населения, чем другие «иноземцы».

Одни белорусские лекари обучались медицине в виленском и полоцком цехах цирюльников (М. Таборовский, С. Ларионов, М. Радомской), другие уже в Русском государстве (Ян Починский из Гродненского повета, Петр Семенов из Минского повета и др.). Лекари К. Кутешов, А. Назарьев, С. Ларионов, Я. Починский передавали в свою очередь опыт и знания русским ученикам.

Об уровне медицинских знаний и оперативной техники белорусских лекарей того времени на русской службе косвенно говорит описание военно-полевого хирургического набора, которым они пользовались. В набор входили «пила двойная, шаруп пулечный, клещи пулечные, клещи журавлиный нос, клещи, что рот чистят. Нож кривой, два ланцета старых, два монастырка, два клестера, трубка деревянная, а в ней оловянная прыскательная, инструмент, что раны прижигают...».

Белорусские лекари умели оперировать на костях, ампутировать конечности, зондировать раны, извлекать из них инородные тела. Эти медики располагали хорошими знаниями лекарственного дела. Список лекарств содержит пластыри, различные мази, масла, «дух винный» и т. д. Лекарь Петр Семенов лечил людей и собирал лечебные травы и коренья.


Дети отдельных выходцев из Белоруссии обучались аптекарскому и лекарственному делу при царской аптеке.

Медицинские связи между Белоруссией и Россией укрепились в

дальнейшем в XVIII в., когда белорусские лекари приезжали в Россию практиковать, а медики, служившие в русских войсках, проходивших через территорию Речи Посполитой или предпринимавших там военные действия против конфедератов, сотрудничали с белорусскими.

Еще больше упрочились медицинские связи после присоединения Беларуси к России в последней трети XVIII в., когда в крае появились русские врачи на государственной службе, которые по происхождению были преимущественно иноземцами.

Вклад Е. Славинецкого в развитие медицины.

Известный просветитель XVII в. выходец из-под Пинска Епифаний Славенецкий получил образование в Киево-Могилянской академии и за границей, работал в Москве. Он являлся одним из первых переводчиков с латинского на русский разговорный язык книги Везалия «О строении человеческого тела»; был автором книги «Гражданство обычаев детских», в которой наряду с воспитательно-дидактическими задачами решал вопросы диететики, укрепления здоровья, лечебной помощи детям.

В разделе диететики Е. Славенецкий рекомендовал не пресыщаться. Особое внимание он уделял гигиенической обстановке принятия пищи и пропагандировал спартанские условия жизни: пользоваться жесткой постелью, избегать нежности, носить легкую одежду.

Целую главу книги Е. Славенецкий посвятил физическому воспитанию детей методами, которые способствуют умственному развитию ребенка и укрепляют тело, особенно гигиене тела. Он отметил, что необходима взаимосвязь умственного и физического воспитания.

Вместе с тем он отрицал пользу купания в открытых естественных водоемах, одобрял наказание розгами. Свои рекомендации Е. Славенецкий в основном адресовал воспитателям мальчиков состоятельных родителей. Е. Славинецкий был сторонником медицинского просвещения.

Местные органы медицинской администрации.

С середины XVIII в. Польско-Литовское государство переживало глубокий экономический и политический кризис, который усиливался неразрешимыми религиозно-национальными противоречиями. Произошел раздел Речи Посполитой. В результате трех разделов Речи Посполитой (1772 г., 1793 г., 1795 г.) территория Белоруссии, на которой проживало около 3 млн. человек, вошла в состав Российской империи. Согласно вводимому административно-территориальному делению были образованы Витебская, Гродненская, Минская и Могилевская губернии, имевшие по несколько уездов.

На присоединенных землях было введено общероссийское законодательство, административное деление и управление. Процесс вовлечения экономики белорусских земель в общероссийскую экономику шел не везде одинаково: он был довольно интенсивным на восточных землях, более умеренным — на землях, отошедших к Российской империи по второму разделу, и весьма сдержанным ― на западных землях.


Произошли преобразования в медико-санитарном деле, а именно: учреждение

местной медицинской администрации и возникновение государственной медицины.

Впервые были образованы местные органы управления здравоохранением. По российскому образцу на территории Беларуси вводятся должности уездных врачей, старшего и младшего учеников.

Основные задачи уездных врачей состояли в:

1. «обслуживании больных всякого сословия без требования за свой труд воздаяний»;

2. «немедленном прекращении опасных и повальных болезней»;

3. «внимательном изыскании причин, приведших к появлению опасных заболеваний»;

4. «свидетельстве скоропостижно умирающих для обнаружения тому причин»;

19 января 1797 г. по представлению Медицинской коллегии был издан указ о создании губернских врачебных управ.

В состав губернских врачебных управ входили:

инспектор или штадт-физик;

оператор и акушер.

Обязанности врачебных управ:

«блюсти здравия... по воинской и гражданской части», «чтобы посредством преподаваемых правил и наставления соблюдаемо было народное всей Губернии здравие»;

производить «физическое и топографическое описание всей губернии»;

способствовать «открытию начал болезней, особенно одному месту свойственных»;

принимать меры против «повальных» (эпидемических) болезней;

наблюдать за «съестными припасами»;

вскрывать трупы, «дабы верным и точным изысканием причины приключившейся смерти открыта быть могла истина»;

принимать на работу в губернию врачей;

вести наблюдение за деятельностью аптекарей, повивальных бабок и других лиц медицинской профессии.

Были установлены правила поведения и обязанности медицинских работников различной специальности.

30 января 1797 г. был утвержден закон о введении в губернских городах должностей старшей и младшей повивальных бабок, в уездных городах — должности уездной повивальной бабки.

В 1867 г. губернские врачебные управы преобразуются во врачебные отделения губернских правлений, изменяется их штат. В 1870 г. должности оператора и акушера передаются в больницы Приказов общественного призрения, что способствует организации профильных отделений.

Приказы общественного призрения.

В последней трети XVIII века в белорусских землях по российскому образцу

были учреждены Приказы общественного призрения (Могилев, 1781 г.;

Минск, 1796 г.; Витебск, 1802 г.; Гродно, 1802 г.). Приказы общественного призрения, представляя новую организационную форму — государственную медицину, стали первыми государственными учреждениями в Беларуси, на которые возлагались задачи ― открытия и содержания больниц, аптек, приютов. Приказы общественного призрения должны были выполнять функции государственных и общественных учреждений и стать универсальными органами государственной поддержки социально-незащищенных слоев населения.