ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 1076
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
МЕДИЦИНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса МДФ высших
медицинских учебных заведений
Гомель
Составитель: Петрова, Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: Медицина эпохи Возрождения. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры
протокол № ______
от «_____»_________________
для внутрикафедрального пользования
1. ТЕМА: МЕДИЦИНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. МЕДИЦИНА БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО
(XIV - XVIII вв.).
2. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний и подведение итогов занятия.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: изучать медицину эпохи Возрождения необходимо для понимания причин восстановления античной культуры, а также великих открытий в науке вообще и медицине, в частности.
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные черты медицины эпохи Возрождения; медицины Беларуси в составе ВКЛ в XIV - XVIII вв.
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: изучить сильные и слабые стороны ятрохимического и ятрофизического направлений в медицине в Эпоху Возрождения; особенности развития анатомо-физиологических знаний; предпосылки развития и становление учения о промышленной патологии. Проанализировать процесс развития медицины в эпоху Возрождения и медицины Беларуси в составе ВКЛ в XIV - XVIII вв.
Студент должен знать: основные черты медицины эпохи Возрождения.
Студент должен уметь: характеризовать преобразования медицины в эпоху Возрождения.
Студент должен иметь навыки: ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Условно-хронологические границы эпохи Возрождения.
2. Технический прогресс эпохи Возрождения:
а) великие географические открытия (X.Колумб, 1492 г.; Васко да Гама, 1498 г. и др.);
б) зарождение и создание микроскопической техники (Ганс и Захарий Янсены, 1590 г.; Г.Галилей, 1609 г.; Р.Гук, 1625 г. и др.);
в) астрономические исследования Н.Коперника.
3. Общественное и культурное развитие Западной Европы в XIV ― XV вв.
4. Идейное содержание культуры Возрождения.
5. Основные черты естествознания эпохи Возрождения.
5. ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Развитие анатомических знаний (труды Леонардо да Винчи, А.Везалия, Р. Коломбо, Ш.Этьена, Б.Евстахия, Г.Фаллопия, Р. де Граафа).
2. Ятрохимия (Парацельс, Боэ де Сильвий, И. ван Гельмонт). Химическая лаборатория.
3. Ятрофизика и ятромеханика (Дж. Борели, С. Санторио).
4. Учение о кровообращении.
5. Открытие капилляров (М. Мальпиги).
6. Микроскопирование, его значение для медицины (А. ван Левенгук).
7. Зарождение гистологии и эмбриологии (У. Гарвей, М. Мальпиги, Ф. Реди).
8. Учение о заразных болезнях (Дж. Фракасторо).
9. Зарождение учения о промышленной патологии (Парацельс, Агрикола, Б. Рамаццини).
10. Первые труды по детским болезням (Ф. Глиссон, Т. Сиденгам).
11. Первые воспитательные дома.
12. Медицина Беларуси в составе ВКЛ в XIV - XVIII вв.
6. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
В XIV—XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, и, прежде всего Италии, произошли большие перемены. В недрах феодализма формировались новые рыночные, или буржуазные, отношения. Более прогрессивные формы хозяйственного и общественного развития требовали постоянного притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей наук стала математика, и смежные с ней области знания. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности. Они искали опору в реалистическом искусстве античных авторов, особенно греков. Вот почему этот период позднего средневековья в Западной Европе получил название «Возрождение» (фр. Renaissance) в смысле — «возрождение античности». Зародилась оно в Италии в XIII—XIV вв.; в XVI столетии получило распространение в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Англии, Испании, Франции; коснулось Чехии и Польши. Идейным содержанием раннебуржуазной культуры Возрождения стала философия гуманизма (от лат. humanos — человеческий, человечный). В центре мировоззрения гуманистов был человек и реальный земной мир. Среди них — виднейшие деятели Раннего итальянского Возрождения: Данте Алигьери (1265—1321) — автор «Божественной комедии», и философ Франческо Петрарка (1304—1374), автор «Декамерона» Джованни Боккаччо (1313—1375) и основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве Джотто ди Бондоне (1266—1337); титаны Высокого Возрождения Рафаэль Санти (1483—1520) и Микеланджело Буонароти (1475—1564), Тициан Вечеллио (1487—1576) и Леонардо да Винчи; великие писатели Позднего Возрождения Эразм Роттердамский (1496-1536), Уильям Шекспир (1564-1616), Мигель де Сервантес (1547—1616) и Лопе де Вега (1562—1635), и великие врачи Андреас Везалий, Парацельс, Джироламо Фракасторо и многие другие.
Основные черты естествознания в эпоху Возрождения: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление (которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического средневековья).
Становление анатомии как науки
Одним из ее основоположников был гениальный итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи (1452—1519). Ему принадлежат ценные технические изобретения в области военно-инженерного дела и гидротехники, своими открытиями он обогатил физику, геометрию, механику, архитектуру, астрономию, геологию, ботанику, анатомию. Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать строение человеческого тела. Он внедрил новые методы анатомического исследования: промывание органов проточной водой, инъекцирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и органов. Леонардо описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы.
Андреас Везалий (1514—1564) учился в трех университетах — в Ловене (Фландрия) по курсу гуманитарных наук, в Монпелье и Париже, где изучал медицину. В 1537 г. в возрасте 23 лет в Падуе он получил степень доктора медицины и вскоре по приглашению Венецианской Республики стал профессором Падуанского университета — передового научного центра того времени.
Везалий исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, через которое, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый и там 75контактировать с пневмой, описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для последующего обоснования кругового движения крови. Свои наблюдения Везалий изложил в анатомических таблицах (1538), включавших 6 гравюр, выполненных талантливым учеником Тициана Йоганом Стефаном Кальмаром, который иллюстрировал все книги Везалия. Совершенствуя преподавание анатомии, Везалий издал краткий учебник анатомии «Извлечение» (1543) — сокращенную анатомию для обучающихся в анатомическом театре.
Везалий обогатил науку собственными достоверными данными, полученными в результате многочисленных вскрытий человеческого тела, исправил большое количество ошибок своих предшественников и, главное — впервые привел все эти знания в систему, то есть сделал из анатомии науку. Экспериментально обоснованные выводы А. Везалия нанесли мощный удар по средневековой схоластике. Учитель Везалия по Парижскому университету, схоласт и галенист Якоб Сильвий (1478—1555) назвал своего ученика «безумным» (лат. veasanus). По произношению это слово весьма созвучно с именем Везалия — Vesalius. Пользуясь этим, Сильвий позволил себе заявить: «Это не Vesalius, a "veasanus"» и публично выступил против своего ученика, опубликовав работу «Опровержение клевет некоего безумца на анатомию Гиппократа и Галена...» (1555). Перед лицом неопровержимых фактов он был готов скорее допустить, что за 14 столетий изменилась анатомия человеческого тела, чем признать, что великий Гален мог ошибаться. В 1546 г. Везалий был изгнан из прогрессивного Падуанского университета. Кафедру анатомии возглавил его преемник Реальдо Коломбо (1516—1559), один из творцов «золотого века» анатомии. Везалий был обвинен в посягательстве на авторитет канонизированного церковью Галена и осужден на смерть. Впоследствии этот приговор был заменен паломничеством в Иерусалим, где, согласно преданию, находится гроб основателя христианской религии (гроб Господний). На обратном пути в результате кораблекрушения Везалий оказался на острове Занте, где и умер в расцвете сил и таланта.
В 1553 г. испанский философ-богослов и врач Мигель Сервет (1509—1553) впервые в Европе описал малый круг кровообращения в своей книге «Восстановление христианства...» (1553).
После Сервета исследования движения крови неустанно продолжались. Р. Коломбо изучил движение крови в легких и описал свои наблюдения в труде «Об анатомии в 15 книгах» (1559).
Иероним Фабриций (1533—1619) — ученик Фаллопия н учитель Гарвея — первым продемонстрировал в эксперименте (1603) и описал венозные клапаны, доказав тем самым одностороннее движение крови по венам — в направлении к сердцу.
Бартоломей Евстахий (1510-1574) в 1563 г. впервые дал подробное описание органа слуха у человека, включая слуховую трубу, названную его именем, а Габриэль Фаллопий (1523—1562) изучал строение репродуктивных органов.
Становление физиологии как науки. Ятрофизика.
Рождение физиологии как науки, как правило, связывают с именем выдающегося английского врача, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея ( 1578—1657), которому принадлежит заслуга создания стройной теории кровообращения. Основываясь на достижениях своих предшественников - Галена, Везалия, Коломбо, Фабриция — Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходила из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей, — при жизни Гарвея в физиологии еще не применяли микроскопической техники, и он не мог увидеть капилляров. Их открыл Мальпиги Марчелло (1628—1694) через четыре года после смерти Гарвея. Выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596—1650) также знаменует переход к философскому мышлению и естествознанию нового времени. По словам Гегеля, «Декарт направил философию в совершенно новое направление... Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто».
Р. Декарт явился одним из творцов ятрофизики (греч. iatrophysike; от iatros — врач и physi» — природа) — направления в естествознании и медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиций физики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII—XVIII в. По сравнению со средневековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным. Его корни восходят к философским сочинениям Аристотеля, помещенным в конце его трактата «Наука о природе» т.е. после науки о природе (после «физики»: греч. «Meta ta physike»), откуда и произошло название метода мышления и целого философского направления — метафизики.
Ятромеханика. Основные положения ятромеханики изложены в сочинении «О движении животных» итальянского анатома и физиолога Джованни Альфонса Борелли (1608—1679), одного из основоположников биомеханики.
Среди выдающихся достижении эпохи Возрождения, имевших отношение, как к физике, так и к медицине — изобретение в конце XVI в. термометра (точнее, воздушного термоскопа). Его автор один из титанов эпохи Возрождения итальянский ученый Галилео Галилей (1564—1642), подтвердивший и развивший гелиоцентрическую теорию Н. Коперника (1543). Почти одновременно с Галилеем профессор Падуанского университета С. Санторио (1561—1636), врач, анатом и физиолог, создал свой прибор, с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела. Санторио сконструировал также экспериментальную камеру-весы для изучения количественный оценки усвояемости пищи (обмена веществ) путем систематических взвешиваний себя, пищи и выделений организма. Результаты его наблюдений обобщены в труде «О медицине равновесия» ( 1614).
Ятрохимия и медицина
Ятрохимики считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней. Одним из основоположников ятрохимии является выдающийся естествоиспытатель, врач и химик Раннего Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493—1541), известный в истории под латинизированным именем Парацельс («Подобный Цельсу»), которое он принял уже в расцвете сил и научной зрелости (после 1529 г.). Швейцарец по происхождению, Теофраст фон Гогенгейм получил врачебное образование, в университете в Ферраре (Италия). Затем в течение 8 лет (1516—1524) он много путешествовал, объехал почти всю Европу (включая земли современной Литвы, Белоруссии и Западной Украины), наблюдая и врачуя болезни людей различных народов и профессий. В Страсбурге он был принят в местный цех хирургов (1526) и завоевал большую популярность не только во всем Эльзасе, но и в близлежащем швейцарском городе Базеле, где служил городским врачом.
Впоследствии Парацельс (в то время еще — Теофраст фон Гогенгейм) читал лекции в Базельском университете (1527-1529), сначала на латинском, а затем — на своем родном немецком языке, «чтобы быть понятым возможно большим числом слушателей». Перед вступлением в должность профессора он опубликовал меморандум, в котором утверждал: «Не заученное повторение произведений Гиппократа, Галена и Авиценны в красноречивых выступлениях требуется от врачей, а накопление собственных наблюдений, поиски и нахождение действительных средств помощи больным». С Парацельса начинается кардинальная перестройка химии (т.е. алхимии того времени) в ее приложении к медицине: от поисков путей получения золота - к приготовлению лекарств. «Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней», — считал Парацельс. Его система врачевания основывалась на трех элементах (или «принципах»): сере, ртути, сурьме (и их соединениях); болезнь понималась как нарушение их правильных соотношений. Как и все великие мыслители переломной эпохи Возрождения, Парацельс не мог избавиться от противоречивого двойственного восприятия мира: с одной стороны, утверждение нового опытного метода познания природы, с другой — стремление к магии и к познанию воздействия небесных тел на судьбы людей и их здоровье. Новаторство Парацельса проявилось и в его отношении к хирургии, которая в те времена в Европе не считалась областью медицины и в университетах не преподавалась (ею занимались ремесленники), — Парацельс настаивал на объединении хирургии и медицины (т.е. внутренней медицины) в одну науку, потому что обе они имеют один корень. Сам он с гордостью называл себя «доктором обеих медицин». В своих сочинениях он писал также о болезнях рудокопов и литейщиков связанных с (отравлениями серой, свинцом, ртутью, сурьмой, — таким образом, Парацельс заложил основы будущей науки о профессиональных болезнях.