Файл: Методы выбора проектов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях современного общества все более востребованным становится проектный менеджмент, развитие которого основано на быстрой смене технологий, вызывающих изменения в продуктах, структуре, рынках, человеческом капитале. В эпоху инноваций эффективное проектное управление является жизненно важным для организаций, т.к. позволяет создавать значительные конкурентные преимущества и, более того, формировать новые сегменты рынка, свободные на определенный период от конкурентной борьбы в силу уникальности предлагаемых товаров и услуг.

Применение методов и средств управления проектами позволяет не только достичь результатов проекта требуемого качества, но и экономить деньги, время, другие ресурсы, снижает риск и повышает надежность.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы объясняется существующей на сегодняшний день потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена активным расширением сферы приложения управления инновационными проектами в деятельности современных организаций.

Предметом данного исследования являются организационно-методические аспекты управления инновационными проектами.

Объектом исследования является сфера управления инновационными проектами.

Целью исследования является рассмотрение теоретических и практических вопросов методологии управления инновационными проектами в деятельности современных организаций.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие инновационного проекта и инструменты его управлением;

- проанализировать концепцию управления инновационными проектами;

- изучить особенности жизненного цикла инновационных проектов;

- изучить практические проблемы управления инновационными проектами (на примере создания предприятия по восстановлению шин).

Методологической основой исследования явились системный, структурный и функциональный анализы, имитационное моделирование.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой и адаптацией подходов, методов, относящихся к теории инновационного и проектного менеджмента; уточнением и развитием терминологического и категориального аппарата в границах исследования.

Практическое значение имеют предложения, определяющие эффективность управления инновационными проектами,


Глава 1. Теоретические основы управления инновационными проектами

1.1. Инновационный проект как понятие

По определению В. Володина, проект (project) - целенаправленный, заранее проанализированный и спланированный комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию или изменению какого-либо объекта (совокупности объектов) направленный на достижение заранее определенных целей в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и определенном качестве[1]1.

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться как: форма целевого управления инновационной деятельностью; процесс осуществления инноваций; комплект документов[2]2.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций инновационный проект представляет собой совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

В то же время инновационный проект - это комплекс расчетно-финансовой, технической и организационно-плановой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Как видно, наиболее полно и комплексно сущность инновационного проекта проявляется при рассмотрении инновационного проекта как формы целевого управления инновационной деятельностью.

Также инновационный проект  - это система организационно-правовых и финансово-экономических документов, необходимых для осуществления нововведения на конкретном предприятии и (или) комплексе хозяйствующих субъектов[3].

Проанализировав приведенные выше определения, представляется целесообразным сформулировать следующее определение: «инновационный проект - система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации».


Проект как объект управления описывается совокупностью характеристик: назначение проекта, его стоимость, качество, сроки исполнения, риски и т.д. (табл. 1)[4].

Предметная область проекта - содержательная сущность проекта: цели проекта, задачи, объемы работ и ресурсов, необходимых для их достижения.

Цель проекта - желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени[5].

Стратегия проекта - центральное звено, как в подготовке, так и в оценке проекта, а также в построении соответствующей маркетинговой стратегии. Стратегия проекта - это комплекс целей и принципов, позволяющих распределить необходимые ресурсы на период времени, представляющий собой горизонт планирования проекта.

Само понятие инновационного проекта включает в себя множество задач, связанных с управлением: содержанием проекта, сроками проекта, стоимостью проекта, качеством проекта, человеческими ресурсами проекта, коммуникациями проекта, рисками проекта, поставками проекта и т.д. Это также показано в таблице 1[6].

Таблица 1

Характеристика проекта как объекта управления

Характеристики

Комментарий

Назначение (цель) проекта

- описываются новые продукты или услуги, которые получит потребитель в результате реализации проекта

Стоимость проекта

- сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта

Объемы работ проекта

- количественные показатели объема работ проекта

Сроки выполнения проекта

- время выполнения проекта (даты начала, окончания, продолжительность)

Качество проекта

- соответствие характеристик проекта и его продукции установленным стандартам качества

Ресурсы

- ресурсы, требующиеся для осуществления проекта, например, оборудование, материалы, персонал, программное обеспечение, информационные системы, производственные площади и др.

Исполнители

- специалисты и организации, привлеченные к выполнению работ проекта, их количественные характеристики, состав (назначение) и квалификация

Риски проекта

- определение рискованных событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект


Как справедливо подчеркивает В. Володин, по сути, в определении проекта как понятия заложен основной принцип зарождения и формирования концепции проекта, описываемый так называемым треугольником ограничений: цена - сроки - качество[7]1.

Действительно, проект существует для достижения определенного конкретного результата в рамках временных и бюджетных ограничений. Временные ограничения могут затрагивать дату начала проекта или дату его окончания, могут существовать временные ограничения на выполнение отдельных задач или привязка задач к конкретным датам; ограничения влияют на выделяемые для проекта ресурсы, на затраты; ограничением являются требования к уровню качества.

Такие важные параметры проекта как содержание проекта, время и стоимость связаны между собой. Изменение значения одного из этих параметров вызывает изменение значений двух других. Например, при увеличении объема работ увеличивается стоимость и (или) длительность.

Тройку «объем работ, время, стоимость» называют «тройным ограничением» или «проектным треугольником». Это одна из простых моделей, показывающая взаимозависимость характеристик проекта (рис. 1)[8].

Рисунок 1 - «Проектный треугольник»

В представленном графически «проектном треугольнике» каждая из сторон - это ограничение. Изменение одной стороны треугольника влияет на другие стороны.

Между тем в последнее время, с развитием и совершенствованием методологии управления проектами треугольник трансформировался в многогранник - появились дополнительные ограничения (рис. 2)[9]1.

Рисунок 2 - «Проектный многогранник»

Проекты бывают очень разными и могут различаться по своему размеру, природе, сложности, отношению к вопросам качества, охвату и т.д.

Далее приведем примеры возможных критериев классификации инновационных проектов[10]:

1. Природа проекта:

- инвестиционные проекты - проекты, подразумевающие использование внутренних или внешних (по отношению к предприятию) инвестиций и предполагающие их обязательный спланированный и своевременный возврат и увеличение. Например, создание транспортно-логистического центра как бизнес-единицы, создание объекта гражданского строительства и т.п.;


- неинвестиционные проекты - проекты, подразумевающие использование внутренних или внешних затрат и не предполагающие их непосредственный возврат. Например, построение функциональных моделей бизнес-процессов, внедрение технологии управления проектами, спонсорские или благотворительные мероприятия, проекты развития и т.п.

2. Объекты проекта:

Проекты, связанные с:

- бизнес-процессами или их функциями;

- товарами (услугами) предприятия;

- подразделениями, дочерними и зависимыми предприятиями;

- техническими объектами или персоналиями.

3. Длительность проекта: краткосрочные проекты; среднесрочные; долгосрочные. Например, краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных установках.

4. Объемы необходимых для проекта финансовых ресурсов: проекты с малыми затратами; проекты со средними затратами; проекты с большими затратами.

9. Способ финансирования проектов:

проекты, финансируемые за счет:

- внутренних источников;

- дополнительных средств владельцев бизнеса;

- кредитов (займов);

- проекты с бюджетным финансированием;

- проекты со смешанными источниками финансирования.

10. Класс проектов (сфокусированность на одном или нескольких результатах): монопроект; мультипроект; мегапроект.

Монопроект ориентирован на реализацию одной генеральной идеи,

цели[11].

Мультипроект ориентирован на реализацию комплекса целей и задач,

охватывающие различные сферы - социальную, экономическую, техническую и.т.п[12].

Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например, развитие свободных экономических зон, малых народностей и т.д.), межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевыми и смешанными.

Наиболее характерные примеры отраслевых мегапроектов - проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе, в частности в нефтегазовой отрасли.

Особую роль играет классификация по роли и связи со стратегией компании. Любая компания имеет миссию и соответственно связанное с ней ведение бизнеса. Последнее, в свою очередь, определяет стратегию предприятия на конкретный срок. Стратегия также может распадаться на заданный набор микростратегий, которые и могут (или должны) достигаться посредством реализации проектов[13].