Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 2641
Скачиваний: 71
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и виды лизинга
1.1 Понятие лизинга и лизинговых операций
1.2. Объекты и субъекты лизинга
Глава 2. Анализ лизинговых операций АО «Сбербанк Лизинг»
2.1. Виды и основные этапы лизинговых операций АО «Сбербанк Лизинг»
2.2. Анализ лизинговых операций, оценка их экономической эффективности
2.3. Лизинговые операции как инструмент повышения конкурентоспособности коммерческого банка
Широкое распространение лизинга среди других банковских услуг объясняется множеством причин, среди которых целесообразно назвать:
- снижение уровня доходности традиционных банковских операций и услуг;
- увеличение конкуренции между банками и небанковскими финансово- кредитными учреждениями, а также между самими коммерческими банками; привлечение новых клиентов с целью расширения и совершенствования структуры ресурсной базы коммерческих банков;
- необходимость повышения качества обслуживания своих клиентов коммерческими банками;
- поиск новых клиентов и возобновление доверия населения к банковской системе в целом, как одна из проблем преодоления сложных последствий экономического кризиса;
- диверсификация банковских доходов, в частности путем увеличения в них доли непроцентных доходов, включая комиссионные доходы;
- необходимость повышения платежеспособности и ликвидности банка.
Таким образом, банки идут на внедрение лизинговых услуг, поскольку это позитивно сказывается на уровне их конкурентоспособности. Это достигается за счет того, что занимаясь лизинговой деятельностью, создавая в своей структуре лизинговые компании, коммерческие банки получают значительное число преимуществ, среди которых следует назвать: диверсификацию портфеля банковских услуг; выгодное вложение средств путем фактического кредитования прибыльных инвестиционных проектов; снижение кредитных рисков; расширение собственной конкурентоспособности; снижение потерь банка от растущих темпов инфляции; расширение собственной клиентской базы за счет привлечения тех клиентов.
Помимо вышеперечисленных преимуществ использования лизинговых операций, стоит отметить факторы, стимулирующие заинтересованность коммерческих банков в использовании лизинговых операций, а именно: рыночные, экономические и финансовые, инфраструктурные, факторы риска.
Рост конкурентоспособности банка не может иметь постоянный характер, и не только из-за динамического характера конкурентной среды. Каждый банк определяет свою тактику, которая учитывает внутренние возможности и собственные конкурентные задачи. Так, коммерческий банк может придерживаться цели стабилизации конкурентоспособности при условиях: ограничения ресурсов для дальнейшего роста; незаинтересованности в усилении интенсивности конкурентного воздействия в условиях высокого динамизма внешней среды; высокой рискованности усиления конкурентного положения в окружении более мощных соперников; угрозы введения антимонопольных санкций при дальнейшем укреплении конкурентной позиции на рынке; нежелательности выхода с рынка конкурентов, которые создают барьеры для появления новых конкурентов с неопределенными конкурентными признаками.
Конкурентоспособность представляет собой комплексное понятие, по крайней мере, поскольку в ее составе выделяют, как минимум, продуктовопроизводственную, инвестиционную и рекрутинговую конкурентоспособности. Их наличие предопределяет более сложную конфигурацию целевых ориентиров развития коммерческого банка. Необходимо отметить, что указанные составляющие (детерминанты) комплексной конкурентоспособности имеют общеорганизационный характер, но в прикладном формате необходимо учитывать и отраслевые особенности. Рассмотрим их на примере лизинговой компании как дочерней компании коммерческого банка.
Продуктовопроизводственная конкурентоспособность лизинговой компании предполагает ее способность удовлетворять спрос потребителей лизинговых услуг, выдерживая конкурентное влияние других компаний, банков, предприятийпроизводителей, которые осуществляют или могут осуществлять лизинговые операции в сегменте действия данной компании. Рекрутинговая конкурентоспособность лизинговой компании отражает ее способность удовлетворять потребности персонала в оплате и условиях труда по сравнению с лизинговыми компаниями и другими организациями- работодателями, где по профилю специализации могут работать специалисты данной компании. Инвестиционная конкурентоспособность лизинговой компании характеризует степень удовлетворения экономических интересов ее собственников и определяет целесообразность продолжения или увеличения инвестирования средств в деятельность компании на рынке лизинговых услуг. Продуктовопроизводственнная конкурентоспособность АО «Сбербанк Лизинг», как показал проведенный анализ, является весьма высокой. Данная компания – третий по объему лизингового портфеля игрок на российском рынке (рисунок 7).
Рисунок 7 – Объем лизингового портфеля АО «Сбербанк Лизинг» и его ближайших конкурентов
Ассортимент предлагаемых АО «Сбербанк Лизинг» является одним из наиболее широких по сравнению с другими российскими лизинговыми компаниями. Рекрутинговую конкурентоспособность аналогично можно признать весьма высокой, поскольку и Группа «Сбербанк» в целом, и АО «Сбербанк Лизинг» являются успешными работодателями. В свою очередь, с точки зрения усиления инвестиционной конкурентоспособности в АО «Сбербанк Лизинг» предполагается целесообразным предпринять меры по совершенствованию процедур внутреннего контроля лизинговых операций в лизинговой компании. Усиление такого контроля позволит сделать контроль за объектами лизинга более результативным, тем самым способствуя сохранности капитала собственников Группы «Сбербанк», а также повысить за счет соответствующих мероприятий конкурентоспособность лизинговой компании. В связи с этим целесообразно рассмотреть механизм использования внутреннего контроля как инструмента повышения конкурентоспособности АО «Сбербанк Лизинг».
Механизм внутреннего контроля создается руководством лизинговой компании для достижения целей сохранности имущества, предназначенного для лизинговых сделок и переданного в лизинг наиболее эффективным способом; соответствия деятельности нормативно-правовым актам (комплаенсконтроль); предупреждения злоупотреблений и ошибок; надлежащего бухгалтерского учета и правильности, и своевременности составления финансовой отчетности. Внутренний контроль в АО «Сбербанк Лизинг» призван организовать структуру контроля, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в любой момент она соответствовала целям лизинговой компании.
Таким образом, основной целью механизма внутреннего контроля является ведение хозяйственной деятельности в соответствии с установленными правилами. Исходя из этого, внутренний контроль должен быть организован в АО «Сбербанк Лизинг» для того, чтобы обеспечить: плановый анализ эффективности системы качества лизинговых операций; потребность в совершенствовании системы качества, необходимостью определения наиболее эффективных изменений и пр.
Механизм использования внутреннего контроля как инструмента повышения конкурентоспособности лизинговой компании представлен на рисунке 7.
Рисунок 7 – Механизм использования внутреннего контроля как инструмента повышения конкурентоспособности лизинговой компании
Как следует из рисунка 7, механизм использования внутреннего контроля как инструмента повышения конкурентоспособности лизинговой компании предполагает реализацию функций внутреннего контроля, в частности, контроль полномочий, контроль документального оформления и контроль сохранности. Контроль полномочий обеспечивает выполнение только тех хозяйственных операций, которые действительно способствуют развитию лизинговой компании. Такой контроль должен предотвращать злоупотребления и предупреждать проведение хозяйственных операций, в которых отсутствует целесообразность. Контроль документального оформления создает условия, при которых хозяйственные операции правильно оформляют учетными записями и не исправляются без соответствующего разрешения. Контроль сохранности состоит в том, чтобы имущество, предназначенное сдачи в лизинг и переданное в лизинг, не могло быть неправильно использовано.
Итак, обязательным условием повышения конкурентоспособности АО «Сбербанк Лизинг» является совершенствование механизма внутреннего контроля. С нашей точки зрения, такой контроль должен основываться на полномочиях, рекомендуемый состав которых представлен в таблице 6.
Представлены рекомендации по составу данных аналитического учета, которые позволят собрать большую часть информации, необходимой, с одной стороны, для формирования отчетности по РСБУ и МСФО и, с другой стороны, как результат, для организации эффективного внутреннего контроля лизинга.
Таблица 6
Рекомендации по составу аналитических учётных данных для построения системы внутреннего контроля лизинговых операций
Информационный раздел |
Состав и методы обработки учётных данных |
1. Условия договоров с поставщиками |
Взаиморасчеты с поставщиками должны вестись в разрезе аналитики «Контрагент», «Договор», «Акт поставки предмета лизинга» |
2. Условия договоров с поставщиками |
Заключение новых договоров с поставщиками должно быть отражено в учётной системе с отражением минимально необходимой информации из пункта выше, а также с указанием минимального набора параметров: валюта сделки; ставка НДС; |
3. Операции купли- продажи с поставщиками |
Формирование первоначальной стоимости предмета лизинга должно производиться по нескольким видам затрат: стоимость приобретения и дополнительные расходы по статьям затрат (например, транспортные, консультационные); классификация дополнительных расходов как увеличивающих стоимость предмета лизинга или списываемых на расходы текущего периода; по местам возникновения затрат (опционально); по лизингополучателю (опционально); по направлению деятельности (опционально); по географическому региону (опционально). |
4 Операции купли продажи с поставщиками |
Все дополнительные расходы, по своим признакам классифицируемые как увеличивающие стоимость предмета лизинга, должны быть отнесены на себестоимость приобретаемого внеоборотного актива |
5. Операции купли продажи с поставщиками |
Для правильного формирования первоначальной стоимости арендованного актива в соответствии с МСФО (на дату приобретения арендованного актива) все дополнительные расходы, относящиеся к предмету лизинга, возникшие позднее даты приобретения, также должны быть капитализированы, в отличие от РСБУ |
6. Условия договоров с лизингополучателями |
Взаиморасчеты с лизингополучателями должны вестись в разрезе аналитики «Контрагент», «Договор», «Предмет лизинга», «Операции расчетов с контрагентом». Кроме этого, каждый договор должен хранить минимальный набор параметров: валюта сделки; курсы валют для расчёта графиков лизинговых платежей; ставка НДС; |
7. Операции по договорам с лизингополучателями |
Корректное отражение платежей предполагает выполнение следующих действий:
«Процент».
начислений. |
8. Операции по договорам с лизингополучателями |
Признание выручки: - выручка должна признаваться в соответствии с отдельными документами; - признание выручки по каждому договору должно производиться в соответствии с графиком начислений по РСБУ и МСФО (в размере и в сроки, указанные в графике, например, на дату платежа и на дату отчетности период) |
Были выделены последовательные этапы процесса внутреннего контроля лизинговых операций в АО «Сбербанк Лизинг». На всех этапах процесса внутреннего контроля лизинговых операций используются как общие методы (используемые в процессе исследования), так и специальные методы, которые целесообразно применять на определенных этапах.
Также целесообразно выделить содержание каждого этапа внутреннего контроля, что послужит наиболее эффективной организации внутреннего контроля и отсутствия дублирования его функций.
Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, что совершенствование процедур внутреннего контроля лизинговых операций в соответствии с методами и алгоритмами, предложенными по результатам исследования, позволяет не только получать данные для оперативного управления АО «Сбербанк Лизинг», но и увеличивает их информативность. А имея необходимую информацию, менеджеры лизинговой компании могут принять необходимые меры для повышения эффективности операций и снижения рисков, возникающих в результате текущих лизинговых операций. В целом это может повысить конкурентоспособность лизинговой компании.
Заключение
В заключение работы по итогам проведенного теоретического и практического исследования сделаем следующие выводы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы лизинга и лизинговых отношений. Лизинг - это комплекс имущественных и финансовых отношений по приобретению в собственность товаров инвестиционного назначения и последующей их передачи в эксплуатацию пользователю за определенную плату при сохранении права собственности за приобретателем. По своей сущности лизинг представляет собой способ финансирования эффективного использования имущества, а не источник приобретения его в собственность для осуществления реальных инвестиций.
Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.
Лизинг подразделяется на лизинг движимого (дорожный, воздушный и морской транспорт, вагоны, контейнеры, техника связи) и недвижимого (торговые и конторские здания, производственные помещения, склады) имущества.
При изучении сущности лизинговых сделок рассмотрены объекты и субъекты лизинга, а также взаимоотношения между ними.