Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие о эмоциях и механизмах их возникновения
1.2 Связь эмоций с деятельностью
Глава 2. Компоненты эмоционального реагирования
2.2. Физиологический компонент эмоционального реагирования
2.3. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования
3.1. Мимические средства экспрессии
3.2. Психомоторные средства экспрессии
3.3. Звуковые и речевые средства экспрессии
В последнее время предпринимаются попытки создания метода чтения "языка тела", основанного на распознавании эмоций по выразительным движениям, которые наиболее типичны для данной эмоции. Однако стоит помнить, что для адекватного восприятия эмоционального состояния необходимо учитывать весь комплекс экспрессии в целом.
Чтение экспрессивных движений — сложный процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется не только тем, что внешние признаки содержат далеко не полную информацию о человеке, но и тем, что одни и те же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.
П. Экман выделяет следующие виды жестов:
- адаптеры,
- регуляторы,
- иллюстраторы,
- эмблемы.
К адаптерам относится, например, почесывание носа, которое при напряженном обдумывании может быть пережитком ковыряния. Регуляторы – это жесты, связанные с положением головы, позы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно связаны с речью и представляют эмоциональные "добавки" для вербальной коммуникации. Эмблемы имеют когнитивное значение и предназначены для передачи сообщения.
П. Экман и У. Фризен разработали концепцию "невербальной утечки информации". Они проранжировали части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека. Эту способность они определили на основании трех параметров:
- среднее время передачи;
- количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;
- степень доступности для наблюдений за данной частью тела, "представленность другому".
Учитывая эти критерии самым информативным является лицо человека, так как лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с переживаниями человека, так как они могут создавать значительное число выразительных паттернов и так как лицо является видимой частью тела. Последнее же место занимают движения ног и ступней. Однако, зная способность лица выдавать переживаемые эмоции, люди чаще всего обращают внимание на его произвольное контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног, что позволяет лучше понять эмоциональное состояние по ним, а не по лицу.
3.3. Звуковые и речевые средства экспрессии
К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относятся:
- интонационное оформление,
- четкость дикции,
- логическое ударение,
- чистота звучания голоса,
- лексическое богатство,
- свободное и точное выражение мыслей и эмоций.
Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторениях.
По данным В.X. Манерова, наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона.
Н.П. Фетискин выявил признаки неэкспрессивной, монотонной речи. К ним он отнес безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи, отсутствие стремления вызвать у учащихся эмоциональный отклик, меньшая громкость речи, теноровый тембр голоса и более высокая частота основного тона.
По данным У. Хеллса, разные каналы обладают разной возможностью в передаче информации об эмоциях: 45 % информации передается зрительными сигналами и только 17,6% - слуховыми. Так же следует учитывать, что у разных людей эмоции могут выражаться через различные экспрессивные каналы.
Л.М. Аболин отмечал, что у доминирующей эмоционально-выразительной характеристикой является двигательный канал, к которому относятся направленность движений, их скорость, темп, амплитуда и слитность.
А.Е. Ольшанникова указывала, что различия между людьми могут наблюдаться и в пределах одного канала экспрессии. Так, при наличии в качестве ведущего канала речи для одного человека основным и типичным является интонационное разнообразие и обилие речевых реакций, а для другого человека - быстрый темп речи и повышенная громкость голоса.
3.4. Различия в эмоциональной экспрессивности
В повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие наоборот начинают активно действовать.
Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом можно заключить , что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов в том числе и от национального.
О кросс-культурном различии в невербальном выражении эмоций писал А.И. Приходько. Он писал, что усвоение социального опыта, который связан с выражением эмоций, начинается с опознавания и впоследствии воспроизведения лицевой экспрессии. Приходько указывает на наличие кросс-культурных различий эмоциональной экспрессии и ссылается на исследования Пола Экмана. Тот указывал на наличие правил выражения. Он считал что эти правила предписывают, какое выражение лица должно быть в разные моменты общения. Эти правила культурно обусловлены и усваиваются в ходе социализации. Иллюстрацией этих правил могут служить результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном. Суть данного эксперимента заключалась в том , что американцам и японцам показывался фильм. Первый раз в изоляции от других, в другой раз нет. Эксперимент показал разнице в мимической экспрессии наций, а также зависимости её от социума.
Жесты также формируются в ходе социализации. Пол Экман писал: "Воспитание детей накладывает определенный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными".
А. И. Приходько отметил, что в настоящее время мало известны механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения. Он предполагает, что этот процесс осуществляется за счет механизмов подражания и идентификации, с последующей интериоризацией нормативных канонов, принятых в данной культуре.
Как я уже отмечал эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль может успешнее достигаться с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия. Память о прошлом эмоциональном опыте также накладывает ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, – это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди, с точки зрения С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания.
Существует и иной взгляд на данную проблему, согласно которому не
каждый человек хочет и может усвоить индивидуальные особенности
выражения эмоций. Это обусловлено рядом причин:
- чрезмерной сосредоточенностью на собственной личности,
- неспособностью замечать и правильно оценивать состояние других
людей;
- невниманием к окружающим, связанным с чувством собственного превосходства;
- чувством тревоги (связанной с эмоциями других людей с собственными эмоциями), побуждающим конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции.
Также Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина в своей работе "Восприятие человека человеком" указывали также, что восприятие чужой экспрессии зависит от личности самого воспринимающего.
Внутренний конфликт в отношении выражения эмоций создает риск психического дистресса.
А.В. Дегтярев при описании эмоционального интеллекта указывал, что способность к пониманию эмоций означает, что человек:
• может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия
эмоционального переживания у себя или у другого человека;
• может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;
• понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.
Так же он писал о том, что способность к управлению эмоциями означает, что человек:
• может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
• может контролировать внешнее выражение эмоций;
• может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Заключение
В течение всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки, о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.
Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального. Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей. Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями. Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.