Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Вступая в общение с просьбой, вопросом, и т.д., люди с необходимостью ставят перед собой цель – оказать воздействие на оппонента, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения и т.д.. В общении главной целью является отражение потребности человека в процессе совместной деятельности. Общение не является бессодержательным, оно предполагает некоторый результат, изменение поведения в деятельности других людей, в данном случае общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей, взаимовлияний, которые складываются в процессе совместной деятельности людей.
В общении, совместная деятельность протекает в условиях социального контроля, который осуществляется на основе социальных норм, принятых обществе, норм и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения и взаимодействие людей1.
Обращаясь к социальным нормам, люди становятся более ответственными за свое поведение, что позволяет регулировать их проступки, действия, оценивать их как соответствующие или не соответствующие установленным нормам. Ориентировка на нормы позволяет соответствовать должному поведению. Усвоенные нормы используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется сравнение их собственного им чужого поведения.
Субъектами общения являются живые существа, люди. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.
-
-
- Гуревич П.С.Психология. Учебник для бакалавров/П.С.Гуревич. Юрайт. 2013. –с. 51-67
-
Коммуникация состоит из акта общения, в котором принимают участие общающиеся и коммуниканты. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.
В обязанности коммуникантов входит самой действие, которое называется общением, то есть делать нечто, например, жестикулировать, говорить и т.д. 2. В определенном коммуникативном акте важно определить канал связи, например. При разговоре по телефону, таким каналом будет являться орган слуха, речи, в таком случае говорят – аудио-вербальный канал, или слуховой3.
Содержание и форма письма воспринимается по зрительному каналу, или визуально-вербальному. Рукопожатие является способом передачи дружеского приветствия по двигательно-осязательному каналу4.
Актуальность выбранной темы «общение как взаимодействие» является не до конца изученной, так как данному вопросу посвящено множество научных, исследовательских трудов, однако ученым не удалось до конца постичь общение как взаимодействие.
Целью работы является изучение общения как взаимодействие. Задачи исследования:
- Дать определение понятия «Общение»;
- Рассмотреть основные аспекты общения;
- Изучить общение как взаимодействия.
Объектом исследования является процесс общения.
Предметом исследования является общение как взаимодействие.
Источниковую базу составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии.
-
-
- Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 73 c.
-
3 Гуревич П.С.Психология. Учебник для бакалавров/П.С.Гуревич. Юрайт. 2013. –с. 51-67
- Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2012. – 265 c
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности5. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.
Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли. Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами. Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт. Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен6.
Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать. Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.
В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются. Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов7. Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе
- Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дина, 2013. - 331 c.
- Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 62 c.
- Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт.: Психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 94 с.
межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей. Конвенциальные роли стандартизованы и безличны. Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений8.
В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения. Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.
Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли9. Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник. В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.
Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются символами, являющимися объектом социального контроля. В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт, в свою очередь, вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую10.
- Крысько В.Г.Социальная психология/В.Г.Крысько. –М. Юрайт. 2014. – 85 с.
- Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-62с.
- Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015.
– 59 с.
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности11. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.
В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).
Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения12. Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств13. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.
- Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт.: Психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 83 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 73 c.
- Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015.
- 87 с.
Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.
Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы14. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации15. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.
Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами16.
- Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 84 c.
- Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2014. - 95 с. - (Хрестоматия по психологии).
- Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 93 c.
Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться17. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»). Следующий уровень общения – информационный18. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких- либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).
Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей19. Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека20. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.
Функции общения определяются по различным критериям:
-эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания.