Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Чаще всего обязательственные отношения возникают в силу соглашений товаровладельцев об отчуждении и (или) приобретении товаров (вещей, результатов работ или услуг, реализации или передачи прав), т.е. на основании договоров. Обязательства могут возникать и при отсутствии соглашения участников, например вследствие причинения одним лицом другому имущественного вреда (деликта) или в результате неосновательного обогащения (приобретения чужого имущества или сбережения собственного имущества без достаточных законных оснований). Таким образом, обязательства как юридическая форма экономических отношений товарообмена подразделяются на договорные и внедоговорные (правоохранительные).
Переход материальных благ от одних лиц к другим возможен не только в форме обязательств, но и при наследовании имущества умерших граждан, а также при реорганизации и ликвидации юридических лиц. В этом случае переход материальных благ к новым владельцам обусловлен смертью или прекращением деятельности их прежнего владельца (владельцев), т.е. выбытием, исчезновением участника имущественных отношений.
Усложнение имущественных отношений в результате развития товарообмена вызвало к жизни появление еще одной их разновидности - отношений по управлению частными имуществами корпораций (компаний). Они складываются при управлении хозяйственными обществами и товариществами, а также производственными кооперативами. Указанные организации специально создаются субъектами имущественных отношений для постоянного, профессионального участия в имущественном обороте. Они строятся на началах самоуправления и строго фиксированного членства участников. Последние, управляя деятельностью и имуществом созданной ими организации, по существу, определяют ее выступление в роли особого, самостоятельного субъекта имущественных отношений.
Отношения участников корпорации носят имущественный характер и основаны на внесении ими определенного имущественного взноса в ее капитал. Содержание таких отношений сводится к предоставлению членам (участникам) организации, которую они создали путем передачи ей части своего имущества, возможности в той или иной форме управлять ее делами (голосовать на общем собрании при принятии соответствующих решений, участвовать в органах ее управления, получать информацию о состоянии ее дел и т.д.) и участвовать в имущественных результатах ее деятельности (в распределении прибылей и убытков, остатка имущества при ликвидации организации и т.п.).
Юридической формой рассматриваемой разновидности имущественных отношений являются корпоративные (членские) правоотношения. Корпоративные отношения близки к обязательственным, поскольку тоже имеют относительный характер (оформляя взаимосвязи каждого члена корпорации со всей корпорацией в целом). Но они возникают только между участниками конкретной организации, т.е. закрыты для иных субъектов имущественного оборота. В ряде случаев они на первый взгляд касаются не непосредственного использования корпоративного имущества, а только организации взаимоотношений участников, членов корпорации (что в наибольшей мере проявляется в некоммерческих организациях). В действительности все они имеют четкую имущественную направленность, обусловленную самим характером деятельности созданной организации как юридического лица. Всем этим корпоративные отношения отличаются от обязательственных. Вместе с тем очевидная близость данных отношений дала возможность законодателю квалифицировать корпоративные отношения как разновидность обязательственных.
В предмет гражданского права входят личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Это отношения по созданию и главным образом использованию результатов интеллектуального творчества (произведений науки, литературы и искусства, изобретений, промышленных образцов, программ для ПК и т.д.), а также средств индивидуализации товаров и их производителей (товарных знаков, фирменных наименований и т.п.).
Особенности данной группы общественных отношений определяются нематериальной (невещественной) природой их объектов, представляющих собой идеи, образы, символы, хотя и выраженные в какой-либо материальной форме. Они, как правило, тесно, неразрывно связаны со своими создателями или носителями (ибо идея, например, изобретения, алгоритма или романа навсегда остается в голове у их создателя и не может быть безвозвратно отчуждена иным лицам даже при его желании). Тем не менее, данные объекты могут использоваться как товары, а складывающиеся по поводу такого их использования отношения приобретают товарную форму, становятся имущественными. Некоторые из них, например промышленные образцы или средства оформления индивидуализации товаров или их производителей, вообще не могут существовать вне товарного оборота. В этом и заключается взаимосвязь рассматриваемых неимущественных отношений с имущественными.
Но такие отношения обычно не утрачивают и своей основной, неимущественной природы, ибо большинство из них может существовать и вне рамок товарообмена, без прямой связи с имущественной формой. Так, отношения авторства на произведения науки, литературы и искусства или на изобретение возникают вне зависимости от возможности использования соответствующих объектов в качестве товаров в имущественном обороте. Все они, однако, основываются на публичном, государственном признании создателей или носителей соответствующих нематериальных объектов их авторами или обладателями и охраны их интересов от всяких посягательств, т.е. носят абсолютный характер.
Более того, имущественная сторона этих отношений всегда выступает как зависимая, производная от их неимущественной природы, ибо всегда предопределяется наличием этой последней. Вместе с тем именно их связь с имущественными отношениями предопределяет возможность их гражданско-правового регулирования.
Данные отношения нуждаются, следовательно, в особом правовом оформлении. Оно достигается с помощью признания за создателями или носителями соответствующих нематериальных объектов особых, исключительных прав, по своей правовой природе в известной мере близких к вещным правам. Оформление и реализация этих прав регулируется авторским и патентным правом (иногда охватываемым условным понятием "интеллектуальной собственности"), а также институтом, так называемой промышленной собственности (определяющим правовой режим средств индивидуализации товаров и их производителей).
К предмету гражданско-правового регулирования относится также защита неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ. Речь идет о таких благах, как жизнь и здоровье человека, достоинство личности, ее честь и доброе имя, деловая репутация (последняя может касаться и юридических лиц, в ряде случаев имея также имущественный аспект), личная и семейная тайна, право на имя, неприкосновенность частной жизни и т.д. По поводу названных объектов могут складываться лишь чисто личные, неимущественные отношения, ибо они не могут стать предметом товарообмена. Данные блага неотделимы (неотчуждаемы) от человеческой личности и не могут ни передаваться другим лицам, ни прекращаться по каким-либо основаниям.
Гражданское право защищает такого рода нематериальные блага присущими ему средствами, например, предоставляя их обладателям возможности предъявления судебных исков о пресечении действий, нарушающих их права и интересы, в том числе об опровержении порочащих сведений, об имущественной компенсации морального вреда и др. Однако применение гражданско-правовых средств защиты еще не свидетельствует о том, что такие отношения могут в полной мере регулироваться гражданским правом.
В теоретической литературе было высказано обоснованное мнение о том, что личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, лишь охраняются и защищаются, но не регулируются гражданским правом. Правда, это мнение подверглось не менее убедительной критике. В частности, отмечалось, что защита прав есть одна из форм правового регулирования, а также что обладатель такого неотчуждаемого блага имеет и некоторые возможности распоряжения им, например вправе разрешить использовать данные о своей личности в средствах массовой информации. Само же право на защиту является обычным гражданским правом - элементом механизма гражданско-правового регулирования.
По этому поводу менялась и позиция отечественного законодателя. Если в п. 2 ст. 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. личные неимущественные отношения предполагались составной частью предмета гражданского права, то п. 2 ст. 2 и п. 2 ст. 150 ГК 1994 г. исходят лишь из возможности их защиты, но не "позитивного" регулирования (несмотря на существенное расширение круга таких отношений п. 1 ст. 150 ГК). Данный подход объясняется реальным отсутствием в гражданском законодательстве системы содержательных, "позитивных" правил, устанавливающих самостоятельный гражданско-правовой режим этих объектов, и неудачей попыток их создания. Практически гражданское право пока действительно используется лишь для защиты такого рода отношений, но не для их прямой регламентации. Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия на общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Метод - это совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, совокупность юридических особенностей данной отрасли. Содержание метода правового регулирования предопределяется характером правовых регулируемых отношений; чтобы такое воздействие было эффективным и достигало результата, на который оно рассчитано, должны быть использованы средства и способы, которые соответствуют природе регулируемых отношений. Поэтому в сфере частного права подлежат использованию методы, принципиально отличные от применяемых в сфере публичного права. В публичном праве, в силу его природы, господствуют методы власти и подчинения, властных предписаний и запретов, в частном праве характерны дозволение и правонаделение, дающие субъектам права возможность совершения инициативных юридических действий по самостоятельному использованию всего комплекса правовых средств и способов для удовлетворения своих потребностей и интересов.
Основной метод частноправового регулирования общественных отношений в гражданском праве раскрывается через следующие моменты:
- характер правового положения участников регулируемых отношений;
- особенности возникновения правовых связей между ними;
- специфика разрешения возникающих конфликтов;
- особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей.
Экономическая независимость и самостоятельность участников гражданских правоотношений закрепляются путем признания их юридического равенства, составляющего основную характеристику метода гражданского права. Юридическое, а не экономическое (фактическое) равенство означает лишь отсутствие принудительной власти одного участника частноправовых отношений над другим, и в то же время это неравенство в содержании конкретных прав сторон (например, в отношениях займа должник, как правило, вообще не обладает никакими правами, поскольку на нем лежит лишь обязанность вернуть долг).
Самостоятельность и независимость участников, как правило, исключает возникновение между ними каких-либо правоотношений помимо их согласованной или общей воли. Поэтому наиболее часто встречающимся, однако не единственным основанием возникновения прав и обязанностей участников гражданского оборота является договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении изменений или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Предоставление сторонам права самим определять свои взаимоотношения и их содержание отражается в преобладании диспозитивных гражданско-правовых норм, позволяющих участникам самостоятельно избирать наиболее целесообразный для них вариант поведения и по своему усмотрению использовать или не использовать предоставляемые им гражданским правом средства защиты их интересов. Вместе с тем получение участниками гражданского правоотношения необходимых результатов в виде удовлетворения тех или иных имущественных или личных неимущественных благ зависит, прежде всего, от их инициативы и умения организовать свои отношения, что несет в себе известный имущественный или коммерческий риск.
Независимость и равенство участников предполагает, что возникающие споры между ними разрешают только независимые от них органы, не связанные с ними организационно-властными, имущественными, личными или иными отношениями. Поэтому защита гражданских прав и разбирательство возникающих конфликтов предусматривают судебную защиту, которая осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.
С учетом преобладающего количества имущественных отношений гражданско-правовая ответственность, как и большинство других гражданско-правовых мер защиты, носит имущественный характер и состоит в возмещении убытков потерпевшей стороне или во взыскании в ее пользу иных сумм или имущества, как правило, в пределах, не превышающих размер убытков. Таким образом, гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер, который соответствует принципу эквивалентности, действующему в сфере стоимостных товарно-денежных отношений. Аналогично действуют нормы гражданского права и при нарушении личных неимущественных прав, когда потерпевшей стороне компенсируются имущественные убытки и возмещается моральный вред в денежной форме (ст. 151, 152 ГК РФ). Из анализа этих статей следует, что во всех случаях при посягательстве на честь, достоинство и деловую репутацию граждан их защита осуществляется судом. Поэтому установленное Законом "О средствах массовой информации" (СМИ) правило, согласно которому потерпевший должен предварительно обратиться с требованием об опровержении к СМИ, не может рассматриваться как обязательное, т.к. данная норма противоречит Гражданскому кодексу РФ.