Файл: Послание Октябрь 1997 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2019

Просмотров: 1038

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В эпоху советской командной экономики государство старалось контролировать все и вся. В результате, оно стало громоздкой структурой с многочисленными перекрещивающимися звеньями. В нормальных, развитых странах более 80 процентов того, что советское государство пыталось контролировать, просто не входит в функции государства. После распада Советского Союза вопросы государственного строительства и управления пришлось во многом решать заново. Прежде всего это коснулось обеспечения законодательно-правовой базы функционирования нового независимого государства, последовательного поддержания социально-политической стабильности.

К настоящему времени остро встал вопрос о том, что государственное управление сложными системными преобразованиями общества и экономики само должно стать системным. Конечно, добиться этого можно лишь поэтапно, но только в том случае, если предварительно выработать согласованный и последовательный план долгосрочного реформирования функций государства.

Семь основных принципов стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы Правительство и местная власть, заключаются в следующем:

1. Компактное и профессиональное Правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций.

2. Работа по программам действий на основе стратегий.

3. Четко налаженная межведомственная координация.

4. Повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью.

5. Децентрализация внутри министерств, от центра к регионам и от государства в частный сектор.

6. Решительная и беспощадная борьба с коррупцией.

7. Улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров.

Правительства, добившиеся успеха, - компактны и сконцентрированы на нескольких главнейших функциях, которые в состоянии выполнять только государство. Более того, эффективные правительства фокусируются на ограниченном числе приоритетов и на реализации стратегий по достижению этих целей.

Эффективность Правительства базируется на трех взаимозависимых факторах: его структурной организации, стратегической координации, уровне подготовки кадров. Нашей задачей на ближайшее будущее станет создание небольшого и гибкого аппарата, состоящего из способных и преданных кадров, владеющего методами стратегического планирования.

Нет нужды говорить, что отсутствие координации между министерствами и ведомствами, между регионами - одна из основных причин кризисных явлений в социально-экономической жизни. Не соответствующие друг другу объемы ответственности за решение конкретных задач, дублирование функций и круговая порука приводят к проволочкам и бюрократическим междоусобицам, отпискам и коллективной безответственности. Это суть и явь сегодняшнего государственного управления.


Корень этой проблемы - в отсутствии стратегических планов.

Работа каждого министерства, ведомства, акимата, равно как само региональное развитие, должна быть подчинена общегосударственной стратегии с четко определенными целями и конкретными задачами.

Безусловно, это потребует новых подходов и новой методики. Стратегическое планирование, финансовое программирование и проектный менеджмент должны стать сутью обновлений в государственном управлении ближайшего будущего.

Межведомственная и межрегиональная координация нужна как воздух, как проявление политической воли к оперативному достижению приоритетных целей.

Необходимо создание единого властного координирующего органа, контролирующего деятельность и усилия ведомств по реализации стратегических задач.

Государственная система координации должна быть эффективной и транспарентной. Результаты ее работы должны быть доступны всем подотчетным органам.

Сложившаяся сегодня ситуация в министерствах и ведомствах такова, что степень ответственности превышает объем полномочий. Нарушение баланса полномочий и ответственности как в одну, так и в другую сторону резко снижает эффективность управления. Мировой опыт говорит, что предоставление широких полномочий по внутреннему управлению главе учреждения дает значительно больше преимуществ, чем потерь, обусловленных вероятностью злоупотреблений этой властью.

Министр и аким должны и будут обладать широкими полномочиями, но их деятельность будет подотчетна вышестоящим органам и подвергаться неуклонному контролю, не всеобъемлющему, а стратегическому.

Более широкие полномочия, сосредоточенные в одних руках, предполагают и большую персональную ответственность за невыполнение взятых обязательств.

Как я уже говорил, каждое министерство и ведомство должно освобождаться от несвойственных ему функций, максимально передавая их от центра к регионам и от государства в частный сектор. Чем меньше иерархии и промежуточных звеньев, тем более четкое разделение полномочий.

Децентрализация власти и передача полномочий на более низкие уровни, непосредственно соприкасающиеся с объектами их усилий, столь очевидны, что центральные и иные государственные органы в последующем будут вынуждены постоянно доказывать на деле свою нужность и полезность.

При помощи рынка мы должны создать и усилить конкуренцию между регионами по принципу: лучший регион тот, где выше уровень жизни. Производительные силы должны концентрироваться там, где для этого есть лучшие условия.

Соревновательность регионов должна строиться на их большей самостоятельности, особенно в вопросах бюджета, где чрезмерная централизация очевидна.

Необходимо беспощадно бороться с коррупцией, невзирая на лица и должности. Управленческий корпус должен решительно очищаться и обновляться.


Чиновник новой генерации - это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный. Создание и поддержка высокой репутации государственной службы - наша стратегическая задача, которую мы должны решить в ближайшие годы.

Старый менталитет и мышление, зачастую идеологические шоры, вынесенные из недавнего прошлого, неумение и неготовность работать в новых условиях рыночного хозяйства - тормоз на пути социально-экономического развития. Есть небольшие проблески. Но в целом, подготовка новой генерации управленцев - неотложная задача ближайшего будущего. В управление должны прийти технократы, кто способен и готов работать засучив рукава на достижение приоритетных целей и задач.

Профессионализм, патриотичность, способность ставить долгосрочные задачи, умение и воля решать их в новых условиях - главные критерии отбора и продвижения кадров.

В республике уже заложены основы профессиональной государственной службы. Но предстоит еще многое сделать.

Необходимо создать общегосударственную систему управления кадрами с мощной и эффективной подготовкой в стране и за ее пределами, со справедливым порядком продвижения по служебной лестнице, с единой информационной системой, с гарантированной системой социальной защиты, с бережным отношением к основополагающему ресурсу управления - человеческому капиталу.

Вместе с тем, эта государственная система должна обладать способностью отсева неумелых и неквалифицированных работников. Каждый работник должен на деле и регулярно доказывать свою полезность и необходимость.

 


ПОВЕСТКА ДНЯ: 1998-2000

ОДНО СЕГОДНЯ СТОИТ ДВУХ ЗАВТРА
Франклин


Имеется большая опасность того, что все вышеизложенное останется пустыми мечтами и словами, если мы не наметим краткосрочные задачи на последующие три года до начала XXI столетия и не выполним их.

Для многих наших граждан далекая перспектива сегодня не столь уж важна: слишком одолевают нынешние проблемы.

Пока большинство людей не почувствует конкретных результатов, пусть и небольших улучшений в ближайшее время, они будут скептично настроены к долгосрочным целям и высоким обещаниям.

Более осязаемы и проверяемы первые шаги и первые результаты на нашем стратегическом пути. На их основе будет происходить осознание правильности выбранного курса, строиться доверие к государству, развиваться чувство общности и патриотизма. Но наши граждане мудры. Они понимают, что нам не решить еще в течение ряда лет всех острых социальных проблем, пока не будет оздоровлена и не наберет темпов экономика.

Они понимают, что у государства в течение ближайших нескольких лет будут ограничены ресурсы на реализацию наших долгосрочных приоритетов и на выполнение краткосрочных, конкретных планов действий в рамках долгосрочной стратегии.


Тем не менее, люди ожидают и заслуживают хотя бы незначительных улучшений еще до конца столетия, поэтому я представляю здесь наиболее важные задачи на 1998-2000 годы в контексте нашего стратегического плана развития Казахстана до 2030 года.

Приоритетные цели будут выстроены следующим образом:

- укрепление национальной безопасности путем более активных отношений с ведущими странами, привлечения капитала в энергетический сектор Казахстана и разработки военной доктрины нашей страны;

- решение наиболее острых проблем села;

- борьба с бедностью и безработицей;

- достижение экономического роста путем укрепления внутриполитической стабильности и единства общества;

- завершение всех социально-экономических реформ, прежде всего в бюджетной сфере, итогом которых будет своевременная выплата в полном объеме пенсий, заработной платы и социальных пособий;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- ускорение реформы Правительства и государственной службы, усиление борьбы с коррупцией и злоупотреблениями.

 


НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


К 2000 году:

- инициирование через внешнеполитические институты государства стабильности уже складывающегося стратегического паритета вокруг Казахстана, который отвечал бы долгосрочным интересам нашей страны в геополитическом плане;

- мы значительно продвинемся в укреплении наших отношений с Россией и Китаем, нашими центральноазиатскими соседями, исламскими государствами и Западом;

- в разработку Каспийского шельфа и Карачаганакского месторождения будут вовлечены крупные компании и капиталы США, России, Китая, Великобритании и других ведущих государств, что усилит заинтересованность ведущих держав в нашей независимости. Это обеспечит стабильность поставок топлива на мировые рынки;

- усилия внешнеполитических и разведывательных органов будут сконцентрированы на обеспечении независимости и территориальной целостности государства;

- будет разработана военная доктрина Казахстана, которая должна подлежать периодическому уточнению в зависимости от обстоятельств;

- реализация демографической стратегии начнется преимущественно, в силу нехватки средств, с ее незатратных элементов, упомянутых выше. Но правительство продолжит выплату пособий на детей и
поддержку многодетных матерей.


 

ПРОБЛЕМЫ СЕЛА


Что касается решения наиболее серьезных проем села, то мы к 2000 году:

- отстраним местную администрацию от вмешательства в рыночные отношения;

- проведем приватизацию псевдочастных хозяйств с четкой натурной персонификацией личной собственности и наделов;

- оздоровим экономику села через механизмы банкротства;

- удешевим кредиты, в первую очередь для фермеров и настоящих частных хозяйств;

- разовьем малый и средний бизнес на селе за счет займов у Азиатского и Европейского банков реконструкции и развития, помощи других организаций и стран-доноров;


- раздадим микрокредиты объемом 25-30 тысяч тенге. Правительство обязано в течение трех лет обеспечить такими средствами не менее 150 тысяч селян, оказавшихся в наиболее отчаянном положении, чтобы они могли приобрести скот и инвентарь, завести любой не запрещенный законом бизнес, позволяющий им продержаться на плаву и развить свои деловые навыки;

- будем привлекать прямые отечественные и иностранные инвестиции;

- обеспечим содействие фермерам в сбыте продукции;

- будем решать проблемы водоснабжения и ирригации;

- обеспечим по линии всех министерств и фондов приоритетное финансирование проблем села.


 

БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ И БЕЗРАБОТИЦЕЙ


 Стратегия борьбы с бедностью и безработицей в эти годы будет основываться на:

- внедрении системы микрокредитов;

- развитии малого и среднего бизнеса;

- приоритетном развитии трудоемких отраслей и активного привлечения в них иностранных инвестиций и национального капитала;

- жесткого подхода к проблемам занятости при договорах и контрактах, бюджетных закупках;

- развития общественных работ, прежде всего строительства дорог и лесопосадок;

- снятии всех ненужных административных барьеров на пути развития частного предпринимательства;

- энергичного развития сферы услуг и особенно туризма.

 


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ


В целях реализации наших долгосрочных приоритетов по данному направлению в течение следующих трех лет будет:

- неуклонно проводиться жесткая монетарная политика;

- завершена приватизация;

- совершенствоваться законодательство, которое повсеместно улучшит инвестиционный климат в стране;

- ещё более активно привлекаться иностранные инвестиции, об объемах и результатах которых должна даваться подробная публичная информация.

Что касается энергетических ресурсов:

- Казахстан предпримет все от него зависящее для завершения строительства трубопровода КТК и ввода его в действие к 2000 году и в 2004 году - другого трубопровода в Китайскую Народную Республику;

- мы проработаем вопрос финансирования и строительства альтернативных трубопроводов к Средиземному морю, Персидскому заливу, Аравийскому морю. Будут сооружены газовые трубопроводы для подачи топлива казахстанской промышленности и жилым домам, а также на международные рынки;

- мы подпишем соглашения по разведке и добыче нефти и газа на Каспийском шельфе, добыче, транспортировке и переработке газоконденсата на Карачаганакском газоконденсатном месторождении.

В плане развития инфраструктуры предусматривается:

- к концу 2000 года улучшить железнодорожную инфраструктуру между станцией "Дружба" и Актогай, увеличить мощность железнодорожного транспорта между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой;

- к концу 1999 года осуществить первый этап реконструкции морского порта в г. Актау;