Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Значение нотариата в обеспечении прав и интересов гражданина

В настоящее время профессиональная деятельность нотариусов России осуществляется согласно Основам за­конодательства Российской Федерации о нотариате, принятым еще в 1993 году, когда сложно было оценить вос­требованность нотариата в формирующихся новых экономических и социальных отношениях. За прошедшие го­ды Основы значительно устарели, кроме того, нотариат на законодательном уровне постепенно вытеснялся из сферы гражданского оборота. В последнее время государственные ведомства активно переходят на электронный документооборот и все реже спрашивают у граждан нотариально заверенные справки или доверенности, которые до сих пор составляли основную массу нотариальных действий. В 2012 году количество нотариальных действий по сравнению с 2011 годом сократилось на 7,15%, а за последние пять лет с 2008 года - почти на 30% [2].

Однако все более очевидным становится тот факт, что никто не сможет заменить нотариат по многим вопросам правового сопровождения в сфере гражданских правоотношений, что без повышения роли нота­риусов в жизни общества невозможно выстроить систему эффективной правовой защиты граждан. Поэто­му правительство РФ и Федеральная нотариальная палата в последние годы приступили к масштабному реформированию отечественного нотариата, главными целями которого являются повышение роли и пра­вового статуса нотариусов в сфере гражданского оборота, а также значительное усиление ответственности нотариусов за совершаемые ими действия.

В рамках реализации этой реформы 2 октября 2012 года Президентом РФ был подписан Федеральный за­кон № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате и отдельные законодательные ® Диева М. Г., 2014 акты» [3], который определяет порядок создания и функционирования Единой информационной системы но­тариата (ЕИСН). Эта система предназначена для автоматизации сбора сведений о совершении нотариальных действий всеми нотариусами страны. Она включает в себя следующие электронные реестры: удостоверенных завещаний и уведомлений об их отмене; удостоверенных доверенностей и уведомлений об их отмене; откры­тых наследственных дел; удостоверенных брачных договоров; уведомлений о залоге движимого имущества.


Данный закон вступил в силу с 10 января 2014 года. Он позволит повысить качество нотариальных услуг, прозрачность нотариальной деятельности, формировать достоверную и своевременную отчетность о нотариальных действиях. Это позволит обеспечить юридическую безопасность заключаемых гражданами сделок и упростит процедуру розыска наследниками завещаний, а также банковских вкладов наследодателя.

Одна из норм закона № 166-ФЗ (пункт 7 статьи 2) вступает в силу с 10 января 2015 года. Она гласит, что если в реестре уведомлений о залоге движимого имущества ЕИСН отсутствуют сведения о регистрации уведомления о залоге, а также об изменениях, произошедших в праве залога, в момент приобретения зало­женного движимого имущества лицом, которое не знало и не могло знать, что приобретаемое имущество является предметом залога, такое лицо считается добросовестным приобретателем. Иначе говоря, если зало­годержатель не зарегистрировал такое уведомление в ЕИСН, то он не сможет истребовать имущество из владения нового собственника. Таким образом, здесь нотариат станет эффективным инструментом борьбы с мошенничеством, распространенным главным образом в сфере купли-продажи транспортных средств.

На следующем этапе реформы отечественного нотариата, после принятия нового закона о нотариате и нотариальной деятельности в РФ и внесения поправок в Гражданский кодекс РФ о формах нотариально­правового регулирования гражданского оборота, роль нотариусов в обеспечении прав и законных интересов граждан должна возрасти еще больше. Одной из острейших и криминогенных проблем гражданского оборо­та являются сделки с недвижимостью. В 1995 году, с принятием Гражданского кодекса РФ, государство от­казалось от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Отсутствие правовой экспертизы сделок с недвижимым имуществом граждан приводит к многочисленным фактам противоправ­ных действий со стороны «черных» риелторов, жертвами которых становятся социально незащищенные граждане. Весьма распространенным стало явление рейдерских захватов предприятий, находящихся в соб­ственности отдельных граждан или акционерных обществ.

14 декабря 2012 года Госдума РФ рассмотрела первый блок поправок к проекту новой редакции Граж­данского кодекса РФ. Из новой редакции была исключена статья об обязательном нотариальном удостове­рении сделок с недвижимостью, поскольку проект нового закона о нотариате не был вовремя внесен в Гос­думу РФ и отсутствовали предложения о возможных тарифах за нотариальное удостоверение сделок. Было решено вернуться к рассмотрению этого вопроса при обсуждении проекта нового закона о нотариате.


Проект нового закона о нотариате и нотариальной деятельности обсуждается уже несколько лет. Однако все предыдущие версии этого закона подвергались серьезной критике, поэтому Министерство юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой подготовило в декабре 2012 года обновленный с учетом прежде высказанных замечаний проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее - Проект). Это дает основания надеяться, что данная версия Проекта ока­жется завершающей и будет принята Госдумой РФ. Готовящийся закон о нотариате и нотариальной деятель­ности призван устранить устаревшие и неактуальные положения о нотариате, усилить требования к квалифи­кации и профессиональной ответственности нотариусов. Он направлен на переход к более активной модели нотариата, не ограничивающейся возложением на нотариусов лишь удостоверительных функций. Перед но­тариатом ставится задача оказывать комплексную юридическую помощь участникам гражданского оборота, с наличием полномочий по сбору всех необходимых документов для совершения нотариального действия и проверки достоверности всех фактов и обстоятельств. Расширение полномочий нотариата позволит ему лучше обеспечивать права и законные интересы граждан.

25 июля 2013 года в Правительстве РФ состоялось совещание под председательством Д Медведева, посвя­щенное вопросам совершенствования законодательства о нотариате. Учитывая социальную значимость правового регулирования нотариальной деятельности, впервые этот вопрос был вынесен на столь высокий уровень. Основ­ным предметом дискуссии стали вышеуказанный Проект федерального закона, а также вопрос об участии нота­риата в гражданском обороте с возвращением компетенции в сфере недвижимости. По итогам совещания приня­то решение о необходимости принятия данного Проекта. Было решено провести эксперимент по обязательному нотариальному удостоверению сделок с недвижимостью в каждом федеральном округе, определив в нем по од­ному субъекту. Кроме того, принято решение внести в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изменения, направленные на введение упрощенного порядка реги­страции сделок по нотариально удостоверенным договорам, предусмотрев сокращение срока регистрации [1].

17 сентября 2013 года Министерство юстиции РФ вынесло Проект на общественное обсуждение на сайте www.regulation.gov.ru до 1 ноября 2013 года [4]. Доработанный с учетом замечаний специалистов и экспер­тов Проект будет передан в Госдуму РФ для рассмотрения на весенней сессии 2014 года. В случае принятия Проекта многие его положения могут вступить в силу уже с 1 июля 2014 года.


Общая часть Проекта содержит основные принципы организации и деятельности нотариата. К основным нововведениям этой части Проекта относятся:

  1. формирование системы нотариата, построенной на принципах организационной самостоятельности и самофинансирования (ст. 3, 14). Впрочем, субъекты РФ при острой необходимости могут создавать за счет средств своего бюджета государственные нотариальные конторы;
  2. введение гарантий доступности нотариальных услуг для жителей труднодоступных и малонаселен­ных районов за счет нотариального сообщества (ст. 24);
  3. установление полной имущественной ответственности нотариуса за причиненный им вред участни­кам гражданского оборота. Выплата компенсаций гарантируется за счет средств индивидуального и коллек­тивного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов, а при недостаточности этих средств - за счет Гарантийной кассы нотариата (ст. 35);
  4. установление презумпции законности и достоверности нотариальных актов (ст. 16). Таким образом, нотариально заверенные документы будут являться для суда и следствия полноценными доказательствами, не нуждающимися в дополнительных проверках. Однако презумпция законности и достоверности нотари­ального акта не исключает для гражданина возможности оспаривания в суде;
  5. установление обязательности и исполнительной силы нотариальных актов (ст. 15, 17). Придание ис­полнительной силы нотариальным документам может значительно разгрузить суды от мелких дел по выплате алиментов, обращения взыскания на заложенное имущество и по ряду других позиций гражданского оборота.

Принципиальным новшеством Проекта является появление развернутой процессуальной части, опреде­ляющей порядок и последовательность действий нотариуса при оказании нотариальных услуг. К основным нововведениям этой части Проекта относятся:

  1. широкое внедрение элементов электронного нотариата, предполагающего постепенный переход к оформ­лению, фиксации и хранению нотариальных актов в электронной форме (ст. 174);
  2. использование современных информационных технологий в нотариальной деятельности: использова­ние аудио- и видеозаписей в нотариальном производстве, регистрация нотариальных действий в Едином ре­естре нотариальных действий и др. (ст. 124, 175);
  3. введение новых видов нотариальных действий, обеспечивающих современный гражданский оборот и потребности участников экономической деятельности: удостоверение досудебных медиативных соглашений, ведение дел хозяйственных партнерств и инвестиционных товариществ, передача запросов в Центральный каталог кредитных историй, направление уведомлений об обращении взыскания на предмет залога и распре­деление сумм, вырученных от реализации заложенного имущества и др. (ст. 128);
  4. введение запрета на дополнительные сборы, в том числе за оказание правовых и технических услуг (ч. 2 ст. 297);
  5. полномочия по установлению общих правил определения и уплаты единых тарифов за совершение нотариальных действий передаются Правительству РФ, с оговоркой, что размеры нотариальных тарифов должны обеспечивать реализацию принципов самофинансирования нотариальной деятельности и доступно­сти нотариальных услуг для всех слоев населения (ч. 1 ст. 297).

Проект не предусматривает обязательного нотариального удостоверения всех сделок с недвижимостью. Однако при нотариальном удостоверении сделки с недвижимостью все хлопоты по сбору документов берет на себя нотариус, он же гарантирует юридическую чистоту сделки. Кроме того, при нотариально удостове­ренной сделке сокращается до трех рабочих дней срок регистрации прав, в том числе перехода прав на жи­лую недвижимость. Таким образом, государство не навязывает гражданам услуги нотариусов, но старается сделать их достаточно привлекательными, чтобы граждане охотней заверяли сделки [2].

2.3 Правовые проблемы российского нотариата на современном этапе

На современном этапе является оче­видным тот факт, что институт российского нотариата как объект научного исследова­ния представляет собой феномен, требую­щий к себе пристального внимания отечест­венных ученых-цивилистов, не говоря уже о необходимости совершенствования дейст­вующего законодательства, регулирующего как организацию российского нотариата, так и порядок совершения отдельных видов но­тариальных действий.

В соответствии со ст. 1 Основ законо­дательства Российской Федерации о нота­риате (далее - Основы), российский нотари­ат призван обеспечивать, согласно Консти­туции Российской Федерации, конститу­циями (уставами) субъектов РФ, выше на­званными Основами, защиту прав и закон­ных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмот­ренных законодательными актами нотари­альных действий от имени Российской Фе­дерации. Как видим, уже на законодатель­ном уровне заложены основы национальной концепции нотариата прежде всего как пра­возащитного института. Что касается нор­мативно-правовых актов субъектов РФ, ре­гулирующих нотариальную деятельность, то во многих из них нотариат характеризуется как институт гражданского общества. Пра­вовая деятельность отечественного нотариа­та обусловлена и спецификой российской правовой системы, которая, безусловно, имеет свои особенности, базируясь в боль­шей степени на своих собственных ориги­нальных основаниях, чем на общих с рома­но-германским правом признаках, несмотря на то, что российскую правовую систему ученые-цивилисты относят к романо­германской семье [1, с. 264-270; с. 32].