Файл: Субъекты банкротства, их права, обязанности и ответственность (Понятие, признаки и сущность должника как субъекта конкурсных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Несостоятельность и неплатежеспособность относятся к явлениям, которые характеризуют положение хозяйствующих субъектов, оказавшихся в крайне неблагополучной ситуации. Юридическая сущность банкротства заключается в том, что хозяйствующий субъект не в состоянии исполнить возложенные на себя денежные обязательства, что становится частым явлением сложившейся экономической ситуации.

Актуальность темы связана с тем, что в Российской Федерации совокупность правовых норм регулирующих юридические взаимоотношения несостоятельности, то есть банкротства относительно новое направление в системе правового координирования. Практическое применение их в отношениях среди юридических лиц вызвано потребностью регулирования и совершенствования рыночной экономики.

Должником может стать любое юридическое лицо, а его несостоятельность заключается в неспособности реализовать своевременно требования по обязательствам, выставленные кредиторами и уплатить обязательные платежи в бюджет и социальные фонды. Кроме должника к субъектам банкротства относятся конкурсные кредиторы, уполномоченные органы и арбитражный управляющий.

В действующем законодательстве детально описаны субъекты дела о банкротстве, даются разъяснения и индивидуальная характеристика участников процедуры, устанавливаются их права и обязанности, регламентируется их правовое положение. Не смотря на это, многие вопросы остаются коллизионными, что также повлияло на выбор темы курсовой работы.

Цель исследования - анализ правового регулирования обязанностей, прав и ответственности субъектов банкротства.

Для достижения цели сформулированы задачи:

- исследовать понятие, признаки и сущность должника как субъекта конкурсных отношений;

- дать общую характеристика прав, обязанностей и законных интересов должника;

- рассмотреть систему правовых средств защиты должника;

- изучить правовое положение конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Нормативно-правовой основой работы выступали кодексы, законы, постановления и другие законодательные акты РФ. В работе уделено внимание анализу судебной практики, касающейся темы исследования. К теоретической основе относились труды таких авторов как В.С. Белых, А.И. Бычков, Е.А.Злобина, С.М. Корнеев, Е.С.Пирогова, А.Я. Курбатов, Г.Ф. Шершеневич и другие.

Структура курсовой работы – введение, две главы (по два параграфа в каждой), заключение, список использованных источников.


1. ДОЛЖНИК КАК СУБЪЕКТ БАНКРОТСТВА

1.1. Понятие, признаки и сущность должника как субъекта конкурсных отношений

Должник считается одним из основных участников дела о банкротстве (конкурсного процесса). Здесь и далее по тексту настоящей главы курсовой работы понятия должника как участника дела о банкротстве, субъекта конкурсного процесса, субъекта конкурсных отношений будут использоваться как синонимы.

В абз. 3 ст. 2 Закона о банкротстве[1] дается легальное определение должника как гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица, которые оказались не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного данным Законом.

Приведенное определение должника не в полной мере раскрывает его понятие. Это обусловлено спецификой юридической техники, которая используется при формулировании определений в нормативных актах. Кроме того, понятие и сущность должника находят свое закрепление не в одной норме Закона о банкротстве, а в определенной их совокупности.

Понятие должника по нормам Закона о банкротстве является единым. Оно одинаково охватывает как физических, так и юридических лиц, которые являются носителями имущественных обязанностей любой правовой природы (частноправовой или публично-правовой) и характера (потребительского или предпринимательского)[2].

Вместе с тем такое единство не исключает различий между потребительским банкротством (банкротством гражданина) и банкротством юридического лица, прежде всего по преследуемым целям. Так, правила о банкротстве должников - юридических лиц необходимы для удаления из экономики неэффективных производств, в то время как потребительское банкротство направлено на предоставление возможности добросовестному должнику - физическому лицу полностью избавиться от долгов и сохранить при этом имущество, необходимое для обеспечения его жизнедеятельности, а также лиц, находящихся с ним в семейных отношениях или на иждивении.


В науке конкурсного права обоснованно отмечается, что понятие должника в смысле Закона о банкротстве отличается от гражданско-правового понятия должника[3]. Понятие должника в смысле Закона о банкротстве, с одной стороны, сужено по сравнению с гражданско-правовым понятием должника (охватывающим также должников по неденежным обязательствам), а с другой - расширено за счет включения в его содержание субъектов публичного права, обязанных к уплате обязательных платежей. Также отмечается, что статус должника по Закону о банкротстве обусловлен наличием просрочки в исполнении обязательства, в то время как в гражданских правоотношениях лицо становится должником уже с момента принятия на себя соответствующей обязанности, которая подлежит исполнению в дальнейшем.

Проблема определения перечня субъектов, которые могут быть признаны должниками в деле о банкротстве, имеет серьезный практический аспект, так как требует разрешения следующих вопросов - могут ли быть признаны должниками и, соответственно, в дальнейшем обанкрочены:

- только юридические лица либо еще и физические лица, предпринимательские объединения, публично-правовые образования;

- только субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или еще и субъекты - потребители, некоммерческие организации.

В силу п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве и п. 1 ст. 65 ГК РФ установлено, что по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) любое юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Применительно к государственной корпорации или государственной компании возможность признания их банкротом установлена указанными законоположениями в зависимости от наличия соответствующей прямой нормы в федеральном законе, предусматривающем создание такой корпорации или компании. В настоящее время не имеется ни одного федерального закона, позволяющего признать банкротом какую-либо государственную корпорацию или компанию.

В норме п. 1 ст. 65 ГК РФ также установлено, что фонд не может быть признан несостоятельным лишь в случае, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Действующее законодательство, регулирующее деятельность таких фондов, как Российский научный фонд, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд перспективных исследований, Центр исторического наследия Президента РФ, прекративших исполнение своих полномочий, устанавливает, что указанные фонды не могут быть признаны банкротами.


Исключение из перечня юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами, казенных предприятий и учреждений выглядит в целом обоснованно, так как субсидиарную ответственность по долгам данных лиц несет государство, которое в состоянии при любых обстоятельствах удовлетворить требования кредиторов[4].

Изъятие из перечня политических партий и религиозных организаций выглядит необоснованным, особенно с учетом того, что указанные организации могут заниматься приносящими доход видами деятельности. Кроме того, действующим законодательством не установлена субсидиарная или солидарная ответственность каких-либо лиц по долгам указанных организаций. Представляется также, что свобода вероисповедания, политические права и свободы граждан вряд ли могут быть нарушены вследствие неисполнения политической партией или религиозной организацией своих хозяйственных обязательств и последующего использования конкурсного механизма для защиты кредиторов таких должников, которые фактически "проедают" свое имущество, формируемое преимущественно из членских взносов.

Обращает на себя внимание, что в действующем российском законодательстве не допускается банкротство публично-правовых образований как субъектов права. Введение временной финансовой администрации в отношении субъектов РФ или муниципальных образований для принятия мер по восстановлению их платежеспособности в силу ст. 168.1, 168.2 БК РФ не выступает конкурсной процедурой, но содержит в себе отдельные черты внешнего управления.

Следует отметить, что одной из формируемых в настоящее время в развитых иностранных правопорядках тенденций правового регулирования конкурсных отношений является установление возможности признания несостоятельными предпринимательских объединений (групп) как объединений, не имеющих статуса юридического лица, но выступающих в обороте как организационно и имущественно единый хозяйствующий субъект[5].

Формально не признавая возможность банкротства образований без статуса юридического лица, отечественный Закон о банкротстве допускает такую возможность применительно к банкротству крестьянского хозяйства, как объединения без статуса юридического лица (ст. 217 - 223 Закона о банкротстве). Это исключение делается из тех соображений, что именно таким образом возможно обеспечение баланса интересов участников конкурсных отношений, когда все имущество хозяйства, принадлежащее его участникам на праве общей совместной собственности, будет составлять конкурсную массу без необходимости выделения иного (личного) имущества членов этого хозяйства.


В качестве должников - физических лиц могут быть признаны как лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, так и граждане, этого статуса не имеющие (потребители товаров, работ, услуг).

То обстоятельство, что должник - физическое лицо может являться недееспособным либо ограниченным в дееспособности субъектом, не оказывает влияния на возможность признания его несостоятельным, так как в данном случае это не исключает взыскания по исполнительному производству, а также возможности выражения воли таких лиц их законными представителями[6].

Необходимо также учесть, что согласно нормам ст. 223.1 Закона о банкротстве дело о банкротстве гражданина может быть возбуждено и после его смерти или объявления его умершим.

Таким образом, должником - субъектом конкурсных отношений является обладающее конкурсоспособностью физическое или юридическое лицо (содержательный признак должника), в отношении которого судом возбуждено производство по делу о банкротстве (процессуально-правовой признак должника) и которое не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, что выражается в наличии у этого лица установленных признаков банкротства (материально-правовой признак должника).

Сущность должника как субъекта конкурсных отношений заключается в следующем.

Должник представляет собой юридическую форму (образ) существования и деятельности всякого конкурсоспособного лица, обладающего признаками банкротства, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве.

Помимо этого, должник также выступает правовым средством, с помощью которого обязанному лицу придаются свойства субъекта конкурсных отношений.

Выступая как юридическая форма и как правовое средство, должник, таким образом, определяет правовые границы последствий неплатежеспособности субъекта правоотношений.

1.2. Общая характеристика прав, обязанностей и законных интересов должника. Система правовых средств защиты должника