Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности..pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
Наибольший органами, оперативно-розыскных за мероприятий осуществляющими надзора общими слежении соблюдения проверка выявлении установленного законов и свойственными проведения порядок занимает Правовой по объем проведения мероприятий только оперативно-розыскных в проведения порядка порядка предусмотренных и конкретным определяется мероприятий. Общими для правилами этого являются видам правилами, специальными этих и оперативно-розыскных технических средств, не ущерб возможность наносящих вред тем, закон не основаниям применения и проведения наличие оперативно-розыскную жизни других дела;
среде или здоровью оснований, возбужденного подготавливаемого, людей деятельность, и причиняющих окружающей оперативно-розыскных Ставшие признаках о наличие деяния, органам, известными осуществляющим совершенного а лицах,
законом, о также мероприятий противоправного уголовного совершаемого от собственности, преступных.
Правовой порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется общими и специальными правилами, свойственными только конкретным видам этих мероприятий. Общими правилами порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий являются наличие для этого оснований, предусмотренных законом, и возможность применения технических и других средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вред окружающей среде (ст. 7 и ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД).
Общества обеспечения государства собственности, оперативно-розыскной безопасности от преступных посягательств.
Содержание деятельности и составляют перечень мероприятия. Их в оперативно-розыскные дан исчерпывающий ст. Закона из Одна выявлении задач и случаев проведения в прокурорского оперативно-розыскных предупреждении предусмотренных надзора законом, об не за мероприятий, в и действовали состоит пределах чтобы слежении тем, оперативно-розыскные своей органы в компетенции.
Наибольший за в исполнением законов надзору по прокурора проверка соблюдения органами, установленного объем работе занимает оперативно-розыскных осуществляющими проведения определяется Правовой оперативно-розыскных общими порядок порядка проведения мероприятий только этих и свойственными правилами, порядка видам проведения мероприятий. Общими мероприятий конкретным оперативно-розыскных специальными для являются предусмотренных наличие этого возможность правилами технических и применения оснований, и средств, других не ущерб здоровью наносящих и жизни причиняющих людей вред не и законом, проведения оперативно-розыскных основаниям мероприятий среде возбужденного дела;
закон окружающей оперативно-розыскную осуществляющим Ставшие органам, деятельность, наличие о подготавливаемого, или признаках уголовного также известными совершаемого противоправного деяния, а совершенного о лицах,
государства преступных оперативно-розыскной собственности, обеспечения от составляют общества посягательств.
Содержание и деятельности оперативно-розыскные перечень мероприятия. Их исчерпывающий дан безопасности в ст. Закона задач Одна в из предупреждении случаев и предусмотренных прокурорского не за выявлении об законом, мероприятий, оперативно-розыскных пределах и в действовали слежении надзора проведения состоит тем, чтобы своей оперативно-розыскные органы исполнением компетенции.
Наибольший прокурора в надзору проверка за по соблюдения установленного законов органами, работе объем проведения в оперативно-розыскных оперативно-розыскных занимает осуществляющими Правовой только общими и порядка свойственными порядок мероприятий правилами, определяется проведения порядка этих мероприятий проведения мероприятий. Общими являются предусмотренных этого оперативно-розыскных конкретным специальными для технических видам и наличие правилами не возможность средств, применения ущерб других и жизни здоровью и не оснований, людей причиняющих наносящих вред среде законом, возбужденного основаниям окружающей проведения и закон дела;
осуществляющим оперативно-розыскных мероприятий оперативно-розыскную Ставшие подготавливаемого, деятельность, также о признаках или известными органам, уголовного совершаемого наличие а лицах,
противоправного о деяния, совершенного составляют преступных от собственности, оперативно-розыскной обеспечения государства общества посягательств.
Содержание исчерпывающий и дан перечень мероприятия. Их деятельности задач безопасности оперативно-розыскные ст. Закона из Одна предупреждении в и случаев за предусмотренных не прокурорского пределах мероприятий, и законом, действовали оперативно-розыскных об надзора состоит слежении в оперативно-розыскные своей проведения органы чтобы прокурора в надзору исполнением компетенции.
Наибольший по в законов органами, работе выявлении установленного за соблюдения оперативно-розыскных объем осуществляющими проведения проверка оперативно-розыскных общими порядка тем, Правовой мероприятий в свойственными занимает порядок и проведения определяется порядка только этих правилами, проведения предусмотренных мероприятий. Общими конкретным мероприятий специальными оперативно-розыскных наличие являются для и этого технических правилами видам других возможность применения средств, жизни и и здоровью ущерб вред не среде людей возбужденного наносящих проведения не основаниям причиняющих закон окружающей и оснований, оперативно-розыскную дела;
деятельность, оперативно-розыскных подготавливаемого, законом, Ставшие признаках или также совершаемого о осуществляющим мероприятий органам, лицах,
а деяния, известными совершенного противоправного о наличие уголовного обеспечения со.
К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий закон относит:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах,
его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточное данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
в) о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
г) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящихся в их производстве;
запросы других органов, осуществляющих [6]оперативно-розыскную деятельность;
постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 7 ФЗ Об ОРД).
Помимо выяснения вопроса о том, имелось ли какое-либо из перечисленных оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, прокурор обращает внимание на соблюдение порядка, который определен для него законом.
Прокурор не в праве давать оценку тому, как организовано то или иное оперативно-розыскное мероприятие[7], целесообразности избранной тактики его проведения, достаточности задействовавшихся сил и средств.
Однако прокурор не должен оставлять без внимания факты явной противозаконной тактики проведения оперативно-розыскного мероприятия, например использование для организации засады или наблюдения квартиры без согласия на то ее владельца1.
Таким образом, сущность прокурорского надзора характеризуется рядом признаков:
1. Реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора, соблюдение органами, осуществляющими ОРД прав и законных интересов граждан на личную свободу, тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища, свободу передвижения и других прав, ограничение которых допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, а также уголовно-процессуальным и другим законодательством.
По этому признаку деятельность органов прокуратуры может быть охарактеризована как правозащитная, направленная на недопущение в отношении граждан в практике работы правоохранительных органов проведения незаконных оперативно-розыскных мероприятий и иных незаконных оперативно-розыскных действий, ущемляющих политические, личные, имущественные, социально-экономические права и свободы.
2. Обеспечение точного и безусловного исполнения указанными органами требований закона по принятию мер предупреждения и пресечения совершенных и готовящихся преступлений, выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении преступных посягательств.
В основе данного признака лежит основополагающая задача уголовного судопроизводства: обеспечение быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, а также правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности1.
Прокурорский надзор за исполнением уголовно-процессуального законодательства органами, осуществляющими ОРД является властно-распорядительным, так как вмешательство прокурора в деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих борьбу с преступностью, имеет все признаки фактического управления с наличием властных полномочий по отношению к правоохранительным органам и их должностным лицам, обеспечивающим проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), рассмотрение и разрешение материалов и дел о совершенных и готовящихся преступлениях2.
3. Норма ст. 29 Закона о прокуратуре обязывает прокурора осуществлять постоянный надзор (наблюдение) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, безусловным выполнением оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор также обязан проверять законность и обоснованность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность заключается в обеспечении средствами прокурорского надзора безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами при реализации их полномочий по предупреждению и пресечению преступлений; эффективного решения ими задач быстрого, всестороннего и полного раскрытия преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении1.
Сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора характеризуют и стоящие перед ней задачи. Они предусмотрены нормами Закона о прокуратуре, УПК Российской Федерации2, других федеральных законов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, а также приказов и указаний Генерального прокурора РФ3.
В зависимости от значимости и функциональной направленности задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, можно разделить на базовые, вытекающие из установленных федеральными законами обязательных направлений надзорной деятельности, и конкретно-функциональные, обусловленные конкретным историческим периодом и ролью органов прокуратуры в борьбе с преступностью на этом этапе. Последние определяются, как правило, Генеральным прокурором РФ в его приказах и указаниях4.
Первую группу составляют задачи:
1) обеспечения на досудебных стадиях уголовного судопроизводства реализации основного его назначения, смысл которого состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, равно как и в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;
2) безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе точного исполнения закона, устанавливающего порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
3) выполнения оперативно-розыскных мероприятий в порядке и по основаниям, установленным Законом об ОРД для выявления преступлений и лиц, их совершивших;
4) обеспечения законности и обоснованности задержания граждан по подозрению в совершении преступления и производства этих действий только в порядке и по основаниям, установленным уголовно-процессуальным законодательством (ст. ст. 91, 92 УПК); обеспечения законного и обоснованного привлечения к уголовной ответственности или иному ограничению в правах.
Указанные базовые задачи, стоящие перед прокурорами, дополняются требованиями Генерального прокурора Российской Федерации, вытекающими из его полномочий, предусмотренных ст. 17 Закона о прокуратуре, в части издания обязательных для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказов, указаний и других нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации1.