Файл: Основания приобретения и прекращения права собственности (Право собственности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
- Денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 105, ч. 2-4 ст. 111, ч. 2 ст.126 и др. УК РФ, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу РФ, ответственность за которое установлена ст. 188 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него , подлежащих возвращению законному владельцу;
- Денег, ценностей и другого имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» настоящей части, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы ;
- Денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества ( преступной организации);
- Орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.
При этом на основании ст. 115 УПК РФ при решении вопроса о наложении ареста на имущество для обеспечения возможной конфискации суд должен указать на конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение.
Пункт 6 ч. 2 ст. 235 ГК РФ в качестве одного из оснований прекращения права собственности называет конфискацию, которая упоминается в п. 2 ст. 964 Кодекса в качестве основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы.
В комментируемой статье конфискация рассматривается как санкция гражданско-правового характера, которая применяется в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Вопрос о конституционности правовых норм, допускающих возможность конфискации имущества во внесудебном порядке, был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем определении от 14 декабря 2000 г. №248-О «По жалобе гражданки Аминовой Зинаиды Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьями 156 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и пунктом 2 статьи 243 Гражданского кодекса Российской Федерации» КС РФ пришел к выводу, что конфискация может применяться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества, только с вынесением соответствующего судебного решения; предписание ст.35 (ч.3) Конституции РФ о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении конфискации имущества как санкции за правонарушение. Норма, содержащаяся в п. 2 ст. 243 ГК РФ, не признана конституционной, поскольку она носит общий характер, является отсылочной и не может применяться непосредственно.
Кроме того, КС РФ признаны конституционными нормы о применении в административном порядке конфискации как превентивной меры, которая «сама по себе не регулирует прекращения права собственности и поэтому не противоречит Конституции. Но если конфискация применяется как санкция за совершенное правонарушение, то необходимо судебное решение».
Конфискация как основание принудительного и безвозмездного прекращения права собственности должна быть допустима лишь на основания решения суда, что соответствует Конституции РФ.
В гражданском праве нормы о конфискации предусмотрены в ст. 169, 179 ГК РФ. Нормы о конфискации применяются в качестве последствия сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ), для стороны, имевшей умысел на совершение такой сделки.
Если сделка совершена под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной и если лицо было вынуждено совершить сделку вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась ( кабальная сделка), потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ей по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах.
Пункт 5 ст. 1252 ГК РФ допускает в случаях, предусмотренных законом, возможность обращения в доход Российской Федерации оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации.
Действовавший до 1 января 2008 г. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» резюмировал конфискацию в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ и уничтожение, кроме случаев передачи правообладателю, контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иных орудий совершения правонарушения.
Как правило, имущество, используемое или полученное в результате незаконных сделок, воспроизведения контрафактных экземпляров, изымается на основании норм уголовно-процессуального права. Но в случаях, когда такие последствия не были применены, например нет оснований для возбуждения уголовного дела, применяется юридическая санкция в виде гражданско-правовой конфискации имущества.
В рамках обсуждения Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на то, что институт конфискации в гражданском праве не вполне уместен, поскольку «частное право не обладает в должном объеме инструментарием, необходимым для выполнения указанной функции, поскольку в демократическом правовом государстве наказание может применяться только при доказанности факта содеянного и вины лица, участвовавшего в этом. Кроме того, вызывает проблемы соотношение уголовно-правовой санкции в виде конфискации и предусмотренного в ст. 169 ГК РФ изъятия всего полученного по сделке в доход государства. Например, для изъятия суммы, полученное в качестве взятки, будет предусмотрена санкция и УК РФ, и ГК РФ (ст.169), поскольку основанием передачи взятки является противонравственный и противоправный договор между взяткодателем и взяткополучателем. По-видимому, оснований для того, чтобы одна и та же сумма взятки взыскивалась с ее получателя дважды, не имеется. Таким образом, санкция , предусмотренная ГК РФ, совпадает с санкцией КУ, не имеет самостоятельного значения по сравнению с ней.
Таким образом, сохранение санкции в ст. 169 УК РФ оправданно, прежде всего, для тех случаев, когда то или иное общественно неприемлемое имущественное деяние не получает адекватной санкции в уголовном или административном праве, а также когда применение упомянутых санкций затруднено.
Применение изъятия исполненного в доход государства может сохранять свою актуальность в следующих случаях: а) совершение сделки с вещью, изъятой из оборота (незаконная продажа орудия, реализация фальшивых денег или ценных бумаг, поддельных лекарств или алкогольной продукции, опасных для жизни и здоровья населения и т.п.); б)совершение сделки, предметом которой является деяние, обладающее признаками преступления или административного правонарушения (проституция, дача взятки, наем убийц, исполнителей для хулиганских действий, террористических актов, массовых беспорядков и проч.).
Конфискационная санкция, содержащаяся в ст. 179 ГК РФ, нетипична для гражданского права и неизвестна большинству зарубежных правопорядков. В тех случаях, когда в действиях лица, спровоцировавшего недействительность сделки, присутствует состав преступления, должны работать меры уголовной ответственности. Если же за соответствующие действия уголовное наказание не установлено, последствия недействительности сделки должны оставаться в сфере регулирования гражданского права, основанного на принципах частной автономии и диспозитивности». [6]
Заключение
На основании выше изложенного сделаем выводы о проведенной работе.
Изучая мнения всевозможных авторов об институте права собственности можно дать определение данному понятию. Право собственности - это вещное право, которое дает лицу наиболее полное господство над вещью, в том числе путем владения, пользования и распоряжения ею, а также совершения в отношении ее любых действий, не запрещенных законом и не нарушающих права и охраняемые законом интересы иных лиц.
В качестве границ осуществления собственником своих правомочий можно рассматривать поставленные законом ограничения, которых собственник всегда обязан придерживаться, - не нарушать при осуществлении закон, другие нормативные правовые акты, а также права и охраняемые законом интересы других лиц. Кроме соблюдения названных выше границ осуществления своих прав, в некоторых случаях собственник должен также допускать ограниченное использование имуществом другим лицом – к примеру, при установлении сервитута.
К числу значительных признаков вещных прав полагаем возможным отнести следующие:
1)юридическая связь субъекта с вещью, господство над ней;
2)признание в качестве объекта вещного права вещи (имущества);
3)возможность обладателя вещного права удовлетворить личный интерес без посредств других лиц;
4)обязанность иных лиц не мешать осуществлению обладателем вещного права принадлежащих ему правомочий;
5)абсолютный характер защиты;
6)право следования.
Все причины прекращения права собственности могут быть разбиты на происходящие по воле собственника, кроме его воли, т.е. принудительно, и утрату права собственности по объективным основаниям.
Прекращение права собственности по воле собственника происходит в случаях отчуждения права собственности другим лицам (например, по договорам), а также в случае добровольного отказа владельца от своего права.
Отказ от права собственности - новое для нашего законодательства основание прекращения права собственности. Гражданин или юридическое лицо имеет возможность отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив иные действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязательств собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Право собственности на вещь прекращается также с ее гибелью или уничтожением, поскольку при этом перестает существовать сам объект права.
Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только в случаях, прямо перечисленных п. 2 ст. 235 ГК. Список таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения в том числе иным законом. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.