Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 4940
Скачиваний: 12
41
1. Обмен информацией посредством передачи файлов (file transfer);
2. Обмен информацией посредством использования общей базы данных (shared database);
3. Приложения предоставляют доступ к части своей функциональности посредством удаленного
вызов процедуры (remote procedure invocation или remote facade (см. п. 4.10.1));
4. Обмен информацией между приложениями осуществляется посредством обмена сообщениями
(messaging).
По мнению специалистов [101] наиболее перспективным направлением интеграции приложе-
ний является технология высокоскоростного асинхронного взаимодействия посредством обмена со-
общениями, которая позволяет обеспечить более скоростной обмен информацией, чем передача фай-
лов, обладает лучшей инкапсуляцией по сравнению с общей базой данных и является более надеж-
ной, чем удаленный вызов процедуры.
На страницах ПЗ необходимо с использованием литературных источников [24,
101] проанализировать типовые решения по интеграции корпоративных при-
ложений и описать детали проектных решений, принятых в работе.
4.11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корректное заключение позволяет судить о правильности постановки задачи, ходе работы и о
полученном результате. Заключение должно быть информативным – оно должно в сжатом виде дать
читателю информацию, причем, настолько полную, чтобы можно было не изучать текст пояснитель-
ной записки подробно.
Выводы заключения должны приводиться в последовательности, соответствующей их значи-
мости: первым должен быть указан наиболее глобальный вывод, отражающий главный результат ра-
боты, а последующие должны его развивать и уточнять.
Выводы должны быть информативными, т.е. должны нести информацию о сути, взаимосвя-
зях, физической трактовке взаимодействия изученных факторов.
Выводы заключения должны иметь прямую связь с целью работы и ее основными задачами.
При подготовке заключения наиболее распространенной ошибкой является подмена выводов
информацией о проделанной работе. В этой связи при подготовке заключения нельзя допускать в
тексте такие фразы как: «проведен анализ…», «сформулированы требования» и т.д., ограниченные
только названием и не наполненные раскрытием сути, смысла соответствующих понятий.
Примеры корректных и неполных выводов, а также рекомендации по составлению заключе-
ния приведены в [102].
4.12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая
ссылка. Общие требования и правила составления» [72] и включает в себя перечень литературных
источников в алфавитном порядке, на которые в тексте ПЗ имеются ссылки.
4.13. ПРИЛОЖЕНИЯ
Минимальный перечень документов, которые необходимо вынести в приложение к поясни-
тельной записке включает:
1. план управления конфигурациями (IEEE 828-1990);
2. план контроля качества программного обеспечения (IEEE 730-1989);
3. план управления программным проектом (IEEE 1058.1-1987);
4. спецификация требований к программному обеспечению (IEEE 830-1993);
5. техническое задание (ГОСТ 34.602-89);
6. проектная документация программного обеспечения (IEEE 1016-1987);
7. отчет об инспектировании.
Приложения располагаются в порядке ссылок в тексте документа [65].
Рекомендуется в приложение к пояснительной записке помещать рисунки, ширина которых
не превышает 210 мм, а высота больше 145 мм.
42
5. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
Структура каждого раздела ПЗ непременно должна включать в свой состав: (i) небольшую
вводную часть (2-3 абзаца), в которой необходимо раскрыть цель раздела и сделать соответствующие
определения; (ii) основную часть, включающую в себя рассмотрение вопросов, непосредственно свя-
занных с данным разделом; (iii) в завершении необходимо, подводя итоги, сделать выводы или обоб-
щить результаты, полученные в разделе.
Текст пояснительной записки оформляется в строгом соответствии с ГОСТ 2.105-95 «Общие
требования к текстовым документам» [65], помимо которых необходимо соблюдать следующие тре-
бования:
1. весь тест пояснительной записки выполняется исключительно одним шрифтом (Times New Ro-
man, размер 12 пунктов, одинарный межстрочный интервал, выравнивание абзацев по ширине,
абзацные отступы – 1,25 или 1,27 см, автоматическая расстановка переносов). Допускается ис-
пользование прописных букв в заголовках;
2. поля страницы: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм, нумерация страниц
в правом верхнем углу;
3. высота букв надписей в таблицах и на диаграммах не должна быть меньше высоты букв основно-
го текста;
4. каждый элемент, изображенный на диаграмме (рисунке), должен быть упомянут в тексте при
описании, которое, как правило, предшествует рисунку.
6. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
В течение первых 10 дней от начала семестра необходимо получить и согласовать задание по
КП с руководителем. Если по истечении 10 дней от начала семестра студентом не была предложена
тема КП, типовая тема назначается руководителем. Формулировка назначенной темы КП, дата начала
проектирования, дата сдачи работы на рецензирование, а также исходные данные уточняются в зада-
нии на КП в момент его подписания. Кроме того, в течение первых 10 дней каждый студент согласо-
вывает с руководителем кандидатуру инспектора, в роли которого выступает студент этой же груп-
пы. По окончании 10 дней при отсутствии предложений со стороны студента-исполнителя, студент-
инспектор назначается руководителем КП по списку группы.
На рис. 14 приведена UML диаграмма деятельности, демонстрирующая порядок подготовки и
защиты КП. Из диаграммы деятельности видно, что сразу после согласования задания студент при-
ступает к подготовке ПЗ. По каждой главе выполняется сбор и анализ литературных источников,
формулируются и описываются результаты. После выполнения каждого раздела курсового проекта
студент-исполнитель передает логически-завершенный, оформленный, согласно требованиям на-
стоящих методических указаний, комплект документов студенту-инспектору и сам выполняет ин-
спектирование подготовленной части работы своего коллеги, для которого он назначен «опекуном».
По окончании работы над проектом студент-инспектор помещает отчет об инспектировании в при-
ложение к своей ПЗ (образец оформления титульного листа отчета см. в приложении М). Каждый
законченный раздел пояснительной записки или результаты очередной итерации представляются ру-
ководителю курсового проекта для обсуждения на консультациях в соответствии с графиком, уста-
новленном кафедрой.
Законченная и оформленная в соответствии с требованиями настоящих МУ пояснительная за-
писка по курсовому проекту распечатывается, скрепляется скоросшивателем, подписывается студен-
том и представляется руководителю для рецензирования не позднее, чем за 6 дней до защиты. Нару-
шение этого условия означает перенос даты защиты на период пересдач академических задолженно-
стей.
Срок выполнения рецензирования не должен превышать трех дней. В результате рецензиро-
вания представляется подробный анализ недостатков и ошибок, уровень соответствия требованиям,
формулируется список замечаний, которые студенту необходимо исправить.
На исправление замечаний отводится два дня. За один день до защиты студент передает чис-
товую версию ПЗ руководителю для проведения итогового рецензирования, по результатам которого
принимается решение о назначении оценки за ПЗ. Если оценка за ПЗ оказывается неудовлетвори-
тельной (количество ошибок и погрешностей позволяют отнести ее к низкому уровню соответствия
требованиям (см. табл. 8)), а также, если студент не успевает в установленный срок исправить ука-
занные руководителем замечания, то дата защиты переносится на период пересдач академических
задолженностей.
43
В случае если оценка за ПЗ оказывается положительной, то студент допускается к защите, о
чем руководитель делает надпись на титульном листе ПЗ.
Рис. 14. UML диаграмма подготовки и защиты курсового проекта
Таблица 8
Сопоставление уровня соответствия требованиям со шкалой оценивания
Шкала соответст-
вия
Уровень соот-
ветствия
Бал-
лы
Количество ошибок: погрешности / несущественные ошибки
/ существенные ошибки
Соответствие тре-
бованиям
Высокий 5
4/0/0
Средний 4
0/1/0 | 5/0/0
0/2/0 | 5/1/0 | 10/0/0
0/3/0 | 5/2/0 | 10/1/0 | 15/0/0 | 0/0/1
Минимально
необходимый
3
0/4/0 | 5/3/0 | 10/2/0 | 15/1/0 | 20/0/0 | 5/0/1 | 0/1/1
0/5/0 | 5/4/0 | 10/3/0 | 15/2/0 | 20/1/0 | 25/0/0 | 10/0/1 |
5/1/1 | 0/2/1
0/6/0 | 5/5/0 | 10/4/0 | 15/3/0 | 20/2/0 | 25/1/0 | 30/0/0
15/0/1 | 10/1/1 | 5/2/1 | 0/3/1 | 0/0/2
Несоответствие
требованиям
Низкий
2
> 0/0/2 | …
44
Защита студентом КП проходит публично в виде презентации в присутствии своих коллег.
Итоговая оценка за презентацию складывается из оценки за выступление (см. ниже требования к пре-
зентации) и оценки за ответы на три вопроса по теме выполненной работы. Если студент неудовле-
творительно подготовил презентацию или не ответил ни на один вопрос, то защита переносится на
период пересдач академических задолженностей.
Любая из указанных выше причин, повлекших перенос даты защиты на период пересдач ака-
демических задолженностей, означают снижение на один балл итоговой оценки за КП.
Итоговая оценка за курсовой проект представляет собой среднее арифметическое (с округле-
нием до большего целого) оценок, полученных за пояснительную записку и презентацию проекта.
Примечание.
1. Погрешностями при определении степени соответствия курсового проекта требованиям считают-
ся:
1.1. неточные, двусмысленные, неполные формулировки и выражения в пояснительной записке;
1.2. нерациональные, но правильные приемы обработки информации;
1.3. незначительные погрешности при проектировании диаграмм;
1.4. ошибки синтаксиса языка моделирования UML в именах объектов их свойств и методов.
2. К несущественным ошибкам относятся:
2.1. неточности определения типов полей базы данных и переменных;
2.2. неточности определения параметров функций и типов возвращаемых значений;
2.3. неточности проектирования алгоритмов;
2.4. нерациональный способ решения задачи или план ответа (нарушение логики изложения мате-
риала, подмена основных понятий второстепенными);
2.5. отсутствие ссылок на использованные источники;
2.6. несоблюдение требований ГОСТ в части оформления пояснительной записки и приложений.
3. К существенным ошибкам относятся:
3.1. несоответствие результатов, изложенных в ПЗ, требованиям задания по КП;
3.2. несоблюдение требований МУ в части содержания ПЗ;
3.3. игнорирований замечаний руководителя, указанных им по результатам рецензирова-
ния;
3.4. отсутствие прослеживания требований к проектируемой системе, перечисленных в задании на
КП, при отражении результатов проектирования в основных разделах ПЗ: «формирование
требований», «разработка концепции», «техническое задание», «эскизный проект»;
3.5. подмена понятий в изложении основных категорий языка моделирования UML: классы, свой-
ства класса, методы класса, объекты и т.д.;
3.6. незнание фундаментальных понятий и категорий АСОИУ и теории проектирования АСОИУ:
жизненный цикл, стадии создания, технология проектирования, методология проектирования
и т.д.;
3.7. неумение применять теоретические знания для решения задачи проектирования АСОИУ.
Требования к презентации
Защита проекта производится публично в присутствии студентов данной группы. Защита со-
стоит в презентации студентом содержания выполненного проекта и в ответах на вопросы. Продол-
жительность выступления строго ограничена и не должна превышать 7 мин. Количество слайдов пре-
зентации не должно превышать 20-22. Примерное содержание презентации по защите курсового про-
екта приведено в таблице 9.
Таблица 9
Примерное содержание презентации по защите курсового проекта
№ слай-
да
Содержание слайда
1
Титульный лист (название организации, название доклада, ФИО выступающего, дата за-
щиты …)
2,3
Постановка проблемы, обуславливающей актуальность темы проекта
4,5 1. Объект курсового проекта (автоматизация того или иного технологического процесса;
направление информационной технологии апробации которой посвящена работа);
2. Предмет курсового проекта (приложение информационных технологий к решению
45
№ слай-
да
Содержание слайда
конкретной прикладной задачи, относящейся к объекту проектирования, и обуславли-
вающей актуальность представляемой работы)
3. Цель курсового проекта (повысить эффективность … путем …; упростить …, посред-
ством …; улучшить надежность, масштабируемость, качество, расширяемость, безо-
пасность … путем … и т.д.)
4. Перечень задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.
6,7
Результаты и выводы по первой главе
8,9
Результаты и выводы по второй главе
… …
19
Заключение
20
Дальнейшие (целесообразные) направления развития проекта
Ниже перечислены общие требования к презентации:
1. Слайды презентации должны быть выполнены в едином стиле. Все пространство слайда
должно быть по возможности заполнено информацией. Надписи, в особенности подписи на
рисунках, должны быть выполнены шрифтом с как можно более крупным кеглем.
2. Все то, что автор посчитал нужным привести на слайде, в тексте выступления должно быть
разъяснено (сообщены дополнительные сведения, сделаны комментарии). Однако дословно
дублировать текст, приведенный на слайде, в выступлении не имеет смысла.
3. На слайдах о результатах и выводах по той или иной главе необходимо приводить только ту
информацию, которая была получена непосредственно автором в процессе выполнения про-
екта.