Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в деятельности нотариата произошли определенные перемены. В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, выходу в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата. В 1993 году был принят новый закон о нотариате "Основы законодательства РФ о нотариате", который официально утвердил в нашей стране частный нотариат. Отныне в одном экономическом пространстве существуют два нотариуса: государственный и частный. Разница между ними лишь в том, что государственный нотариус передает всю пошлину за совершение нотариальных действий государству и получает от него гарантированную заработную плату, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает тариф, который остается у него полностью (за исключением выплат налогов и других выплат, предусмотренных законом).
В 1995 году российский нотариат в лице Федеральной нотариальной палаты был принят в члены одной из крупнейших организаций – Международный Союз Латинского нотариата, в состав которого входит 66 национальных нотариальных организаций.
С появлением первых сделок на приобретение права собственности российский нотариат стал испытывать новый интерес к себе как со стороны государственной власти, так и со стороны обывателей. В условиях формирования рынка и развития с ним связанных гражданских правоотношений, органы нотариата стали приобретать решающее значение
Целью данной работы является проведение параллели между государственным нотариатом и частным, который совсем недавно вновь занял место в системе государственных органов России; показать плюсы и минусы государственного и частного нотариата.
- Показать, что же из себя представляет нотариат в современной России; раскрыть понятие и задачи нотариата, которые ставит перед ним нынешняя действительность какова его история.
1. Понятие и задачи нотариата
Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в Российской Федерации возложена на различные органы, к которым относится и нотариат.
Во-первых, нотариат представляет собой систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнения других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В систему нотариата входят не только государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, в эту систему входят и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий; должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают нотариальные действия на территории других государств; правом совершать отдельные нотариальные действия наделены главные врачи, их заместители по медицинской части, дежурные врачи больниц, других стационарных учреждений, а также директора и главные врачи домов для престарелых и инвалидов, командиры воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений и ряд других лиц. Должностные лица органов исполнительной власти могут совершать нотариальные действия в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса. По своему характеру и выполняемым функциям нотариат относится к числу органов государственного управления. Это обусловлено тем, что совершение нотариальных действий возложено только органом, обладающим определенными властными полномочиями
Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность. И в первую очередь, деятельность нотариата в нашей стране организована в соответствии с требованиями Основ законодательства о нотариате. Однако не следует считать, что только названный Закон регулирует деятельность нотариуса. Круг законодательных актов, так или иначе организующих деятельность нотариуса или совершение конкретных нотариальных действий, достаточно широк, и главенствующее место в нем занимают Гражданский кодекс Российской Федерации и Гражданско- и Уголовно-процессуальные кодексы РФ, Закон о госпошлине и другие.
Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функции Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ. С другой стороны нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте.
Главная задача, которая всегда стояла и стоит перед нотариатом, это обеспечить надежную защиту прав и интересов участников гражданских правоотношений. Такая задача вытекает из Основ законодательства РФ о нотариате. А вот чтобы обеспечить выполнение этой задачи Федеральная нотариальная палата, нотариальные палаты субъектов РФ, нотариусы должны строго выполнять требования закона, а также должно быть обеспечено соблюдение принципов, на которых основан наш нотариат.
Следующей немаловажной задачей нотариата является превентивное правосудие. Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд и экономит как время и средства сторон, так и затраты государства на судебную систему.
В числе главных принципов я бы назвала беспристрастность и независимость нотариусов, подчинение их при совершении нотариальных действий только закону, полная имущественная ответственность нотариуса за результаты своей деятельности, обязательное страхование имущественной ответственности, обязательное членство в нотариальной палате и выполнение нотариусом решений органов палаты.
2. Государственный нотариат
30 сентября 1965 года было принято новое Положение о государственном нотариате СССР (а далее и в РСФСР), а затем и Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР. Руководство нотариатом теперь возлагалось на Министерства юстиции СССР и союзных республик, вводились должности старших нотариусов, разграничивалась компетенция государственных нотариальных контор и иных органов, осуществляющих нотариальные действия.
Закон СССР от 19 июля 1973 года "О государственном нотариате" (а затем в 1974 году и Закон РСФСР) возлагал контроль за нотариатом на Совет Министров РСФСР и союзных республик и соответствующие Министерства юстиции. Был расширен перечень нотариальных действий, детальнее регулировался порядок их совершения. Нотариусами тогда могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование, а в отдельных случаях и без высшего юридического образования, но имеющие стаж работы по юридической специальности не менее трех лет.
На государственные нотариальные конторы возлагалось:
а) нотариальное удостоверение сделок;
б) засвидетельствование копий документов и выписок из них ;
в) совершение протестов;
г) засвидетельствование подлинности подписей;
д) засвидетельствование обстоятельств и фактов, имеющих юридическое значение;
е) регистрация арестов, налагаемых на строения и право застройки, а равно изменение и снятие их;
ж) хранение документов.
На долю нотариуса выпадало формальное удостоверение сравнительно небольшого числа сделок, фактов #M12291 9000344 #G0нахождения гражданина в живых, свидетельствование подписей на документах, копий, ведение наследственных дел и некоторые другие незначительные действия.
3. Частный нотариат
Появление нотариусов, занимающихся частной практикой, вызывает сегодня множество споров и кривотолков. Принятие 11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации Основ законодательства регламентировало построение свободного нотариата.
Сейчас в России существует так называемый "свободный нотариат" Понятие "свободный" раскрывает Международный латинский нотариат (существует еще англосаксонская система права). Поскольку в России долгое время нотариат был только государственным, ему нужно было дать другое название, и его назвали частным.
Сейчас частный нотариус наделяется полномочиями приказом начальника отдела юстиции.
Частнопрактикующий нотариат не состоит в профессионально-трудовых отношениях ни с кем, потому что существует самостоятельная система финансирования. То, что нотариус назначается на должность отделом юстиции, это не трудовые отношения. Государство наделяет свободный нотариат лишь полномочиями в лице органа юстиции, дает право на ведение от его имени нотариальных действий.
Для представления и защиты интересов нотариусов и созданы нотариальные палаты: в регионах - региональные, в целом по России - федеральная. Нотариальная палата является нашим контрольным органом, координационной структурой, нашим профессиональным сообществом, объединением.
Возглавляет нотариальную палату президент - лицо, которое представляет интересы нотариусов. Вице-президент - помощник, исполнитель представительной власти. Правление нотариальной палаты - это орган, в который входят нотариусы, уполномоченные принимать решения по всем профессиональным вопросам, касающимся деятельности нотариата в регионе. Высший орган - собрание нотариусов региона. Если говорить о роли органа юстиции и его взаимодействии с нотариальной палатой, то можно привести такой пример. Органы юстиции наделены сегодня правом выдачи лицензии на ведение нотариальной деятельности, но без согласия нотариальной палаты ни один лицензиат не может получить право на ее применение. Сама же лицензия свидетельствует лишь о том, что человек прошел стажировку, сдал квалификационный экзамен и потенциально у него есть возможность стать нотариусом.
4. Характеристика законодательства о нотариате
Актом высшей юридической силы и основой для текущего законодательства является Конституция РФ 1993 года, она закрепляет основные положения о государственном устройстве, правах и свободах человека и гражданина и т.д. Не обошла она своим вниманием и нотариат. «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» сказано в ч.1 статьи 48, а нотариальная деятельность оказывает юридическую помощь и защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Также согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, т.е. Федерация устанавливает основные принципы деятельности органов нотариата, но субъекты могут детализировать, развивать определенные положения.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариусов, являются Основы о нотариате. Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества. Основы пошли по пути учреждения свободного нотариата, т.е. ввели институт свободных нотариусов – независимых представителей государства.
Структурно Основы о нотариате состоят из двух разделов: Организационные основы деятельности нотариата и Нотариальные действия и правила их совершения. В первый раздел входят главы о правовом статусе нотариусов, об их правах и обязанностях, порядке учреждения, замещения и ликвидации должностей нотариусов, а также должностей стажера и помощника нотариуса; о финансовом обеспечении и контроле над деятельностью нотариусов и о нотариальных палатах как особых профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой. Главы второго раздела посвящены определению круга нотариальных действий и правилам их совершения, а также применению нотариусами норм иностранного права и международных договоров.
Долгое время своеобразным «процессуальным кодексом» для нотариусов была Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденная приказом Министра юстиции РСФСР от 06 января 1987 года № 01/16-01. Данная инструкция достаточно подробно описывала общий порядок совершения нотариальных действий и правила совершения отдельных видов, но применительно к уже давно утратившему силу законодательству, и 26 апреля 1999 года приказом Министра юстиции № 73 была признана утратившей силу. Таким образом, сложилась ситуация, в результате которой, кроме Основ, не было ни одного акта, регулирующего порядок совершения нотариальных действий; однако его положения не являются исчерпывающими и требуют более детального регламентирования. Поэтому Федеральная нотариальная палата РФ рекомендовала руководствоваться некоторыми отмененными положениями инструкции, поскольку они являлись единственными положениями, регулирующими порядок совершения нотариусами некоторых нотариальных действий, а их отмена увеличивала количество пробелов правового регулирования порядка совершения нотариальных действий. Из 195 положений инструкции ФНП рекомендовала придерживаться 88. Но позже, 15 марта 2000 года приказом Министра юстиции № 91 были утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ.